Найти в Дзене

Крестовоздвиженская церковь в Орехово-Зуево. Купцы Брашнины, один из них толстовец

Фото: Антон Саков
Фото: Антон Саков

Город Орехово-Зуево исторически состоит из трех соседних населенных пунктов: сел Орехово, Зуево и поселка Никольского. В декабре 1928 года в состав города вошло также село Дубровка, которое по церкви называлось Крестовоздвиженским. Первая деревянная церковь была построена в Дубровке в 1862 году трудами статского советника Константина Пахомовича Ильина. История прихода в Дубровке-Крестовоздвиженском связана с семьей купцов Брашниных – храмоздателей, меценатов и деятелей народного просвещения.

Коллежский асессор Константин Пахомович Ильин в 1850-е гг , занимаясь лесоустройством в Богородском уезде , заметил, что некоторые деревни находятся на большом расстоянии от своих приходских церквей. Сложный ландшафт, пересеченный лесами, реками и болотами, большую часть года становился преградой для прихожан посещать свою церковь. Такое обособленное положение подталкивало местных жителей не отдавать детей на обучение грамоте церковнослужителям, а нанимать странствующих стариц, как правило, из раскольников.

Деревня Дубровка была одним из таких обособленных селений Богородского уезда. Она относилась к приходу Богородице-Рождественской церкви дальнего Выркинского погоста. В 1860 году Ильин направил прошение в Московскую духовную консисторию о разрешении построить в Дубровке собственную церковь. Годом ранее он приобрел участок земли в урочище Заячьи горы специально под строительство храма и школы для крестьянских детей. Также меценат выкупил неиспользовавшуюся на тот момент деревянную церковь с погоста Вырки для размещения на новом месте – в Дубровке.

-2

Церковные власти поддержали инициативу К. П. Ильина. В новый приход вошли две деревни – Дубровка и Зуево. Эти две деревни сильно отличались друг от друга в религиозном плане: Зуево было старообрядческим, а Дубровка сохраняла верность официальной Церкви. Помещик деревни Зуево Николай Гаврилович Рюмин поддержал идею Ильина построить храм и выделил 30 десятин земли на содержание будущих священнослужителей.

-3

Деревянная церковь во имя Воздвижения честного креста Господня в Дубровке была торжественно освящена в ноябре 1862 года в Дубровке. Церковь, перенесенная с погоста, была поставлена на высоком месте вблизи берега реки Клязьмы. Церковную утварь, колокола, богослужебные книги, облачения и хоругви предоставил меценат Ильин.

Помощниками Ильина в устройстве церкви и школы стали местные шелковые фабриканты братья Николай, Лаврентий, Никита и Прокопий Брашнины. Они дали пять тысяч рублей на устройство и перенос первого деревянного храма в Дубровке, а также на его украшение, покупку икон, паникадил и подсвечников. Брашнины организовали церковный хор, в который вошло двадцать человек. Кроме того, старший в семействе Николай Сергеевич Брашнин построил в 1870 г. на свои деньги двухэтажное здание школы для крестьянских детей, которую в дальнейшем снабжал дровами и всем необходимым.

-4

Открытие Крестовоздвиженского народного училища состоялось в 1871 г., его попечителем был назначен, конечно же, К. П. Ильин. После литургии и молебна в день открытия школы священник зачитал приветственные слова Ильина:

«По случаю болезни, я не могу присутствовать на торжестве открытия училища, попечителем коего я имею честь состоять; но дух мой не разлучается с теми, которым суждено будет находиться при открытии нового рассадника народного образования. Молю Бога, чтобы он послал росу благодатную на юную ниву, насаждаемую рукою благотворителей, посылаю в благословение учащим и учиниться имеющим образ Спасителя нашего Иисуса Христа, который Один есть истинный свет и истинное просвещение…»
-5

В Крестовоздвиженском училище был сделан упор на творческом развитии – способные крестьянские дети занимались рисованием. Наиболее талантливые ученики посылались затем либо в Московское Строгановское училище, где могли получить высшее техническое образование и навыки, необходимые на фабричном производстве, либо отдавались на обучение в мастерские лучших художников-иконописцев. К. П. Ильин получил письменное одобрение этого проекта от Виктора Ивановича Бутовского, который на протяжении более двадцати лет был директором Строгановского училища и художественно-промышленного музея в Москве.

-6

Строительство пятиглавого каменного храма в Дубровке началось в 1871 году рядом с деревянной Крестовоздвиженской церковью. Основными жертвователями стали братья Брашнины. Главный престол новой церкви, которая вмещала до полутора тысяч молящихся, был посвящен Живоначальной Троице, а два придела - св. Александру Невскому и Марии Магдалине. Вот что писал о братьях Брашниных автор исторической записки о деревне Дубровке в 1875 году:

«Дай Бог в России побольше людей с таким направлением, и православная Русь везде украсится на славу Божию храмами Его и училищами народными к процветанию нашего государства Богом благословенного!» С 1875 года по инициативе Ильина деревня Дубровка официально была переименована в село Крестовоздвиженское.
-7

Среди благотворителей каменной церкви значатся также купцы Паршины, меценат Давыд Иванович Хлудов, а также родственник братьев Брашниных – купец Иван Петрович Брашнин. Последний жертвовал на позолоту колонн иконостаса новой церкви.

Иван Петрович Брашнин родился в 1826 году в Дубровке, вел торговлю шелковым товаром в Москве. Его отец Петр Васильевич Брашнин еще в 1852 году наладил производство отрезных платков и шелковых тканей «гроденапль» в Дубровке. В 1883 г. И. П. Брашнин познакомился через своего друга Александра Никифоровича Дунаева с писателем Львом Николаевичем Толстым. С этого времени произошел отход благотворителя Крестовоздвиженского храма от православия. И. П. Брашнин стал сторонником религиозно-философского учения Толстого, отказался от последнего напутствия священника и велел не совершать над собой церковных погребальных обрядов.

6 апреля 1898 г. Толстой посетил умирающего Брашнина. Вот как писатель описывал эту поездку в письме к В. Г. Черткову:

«Вы знаете, есть старик, богатый купец Брашнин, близкий нам по духу. Я уже лет 15 знаю его… С неделю тому назад Александр Никифорович зашел ко мне утром с известием, что Брашнин умирает и прислал мальчика проститься с ним. Мы пошли и застали его умирающим. Первое мое слово было: спокоен ли он? Совершенно. Он в полной памяти и ясности ума поблагодарил меня, простился со мной, и я с ним, как прощаются с вперед уезжающим путешественником… близость смерти, которую они чувствуют и знают, не нарушает их обычного хода душевной жизни. Я думаю, что это происходит, главное, от того, что нет в их сознании лжи…»
-8

Семейное шелковое производство в Дубровке-Крестовоздвиженском продолжал Михаил Никитич Брашнин – сын одного из братьев-храмоздателей. В 1914 г. в помещении шелкоткацкой фабрики М. Н. Брашнина инженер В. И. Лисев совместно с К. И. Тарасовым и химиком Г. С. Петровым вывели карболит – первую русскую промышленную пластмассу. Это открытие дало начало производству «Карболит», которое развивалось в советское время.

Храм в бывшем селе Крестовоздвиженском был закрыт в 1929 году. В церкви размещались клуб, госпиталь, ремесленное училище. Внешний облик храма был сильно изменен: колокольня уничтожена, купола разрушены, а с южной и восточной стороны пристроены новые корпуса. В 2001 г. храм вернули верующим, и началось постепенно возрождение святыни, созданной благотворителями К. П. Ильиным и братьям Брашниными.