Премьера сезона 2024/2025 года.
Режиссер Алексей Бородин по пьесе Бориса Зайцева.
«Всех, кого извела любви жестокая рана, прячет миртовый лес…» Вергилий «Энеида»
Спектакль не для всех! Он посвящен любви, но как же это рассказано и в какие высоты возведено режиссером, мастером, Алексеем Владимировичем Бородиным!
Все события происходят весной в усадьбе Ланиных. В гости к пожилому помещику Ланину (Андрей Бажин) и его старшей дочери прекрасной Елене (Анна Тараторкина) приезжает археолог Диодор Фортунатов (Максим Керин) с красавицей-женой Марией (Дарья Рощина).
Мария давно не любит мужа и увлекается Николаем (Денис Баландин), мужем Елены, с которым и уедет из усадьбы. В Николая, отчима, влюблена и дочь Елены Наташа (Анастасия Волынская), которая совершит попытку самоубийства.
Елена, видя, что творится с дочерью, не уезжает из усадьбы и не увозит дочь. Она сама опьянена любовью к Диодору, а давний друг Елены Петр Тураев (Евгений Редько) за всем этим с горечью наблюдает, ведь он давно, с юности, любит Елену неразделенной любовью.
Неожиданно еще одна пара объявляет о желании пожениться. Это серьезная Ксения (Яна Палецкая), младшая дочь Ланина, похожая на покойную жену, и ее жених Евгений (Иван Юров), студент, красавец с черными кудрями.
Старик одобряет это половодье чувств, ведь он сам до сих пор любит свою жену, скончавшуюся 12 лет назад. Ланин даже культивирует романтическую (шиллеровскую) любовь и поклонение Венере, показывает ее статую, которую привез его предок из Франции. Пьеса заканчивается смертью старика и появлением радуги.
В пьесе Зайцева есть рассуждения Фортунатова о платонической любви. Диодор философствует, а этому противопоставлено неистовство любви хрупкой и искренней Наташи. Влюбленная в Николая жена Фортунатова тоже не понимает умозрительных рассуждений мужа, и только Елена видит в нем рыцаря.
На мой взгляд, темой спектакля стало размышление о природе любви. По Платону, существует две ипостаси любви: есть любовь плотская, а есть идеальная, которая пробуждает в душе любовь к миру идеальному, высшему. Это и определило античную стилистику спектакля.
Художник Максим Обрезков создал невероятно красивые декорации. На сцене, справа, серый величественный особняк с античными колоннами. Декорация повторяет фасад театра.
Также есть ощущение огромного парка, созданного за счет ветвей, свешивающихся с большой высоты. Слева тоже античные колонны дома с белыми шторами. Седой, бодрый старик Ланин культивирует почитание богини Венеры. На сцене ее нет, но о ней говорят, и правый угол сцены ярко освещен в знак ее особого почитания.
Тема сосуществования реального и идеального миров в спектакле воплощена в том, что усадьба существует в двух измерениях. С одной стороны, это реальная усадьба, где живут люди и где происходит феерия страстей на фоне парка, который, как и лес в романе «Любовник леди Чаттерлей», раскрепощает чувства, снимает все барьеры, опьяняет любовью. С другой, это Элизиум, Рай в мифологии греков, где царит вечная весна и обитают души блаженных. И воплощают его танцующие молодые люди в белых одеждах. Они не только реальные люди в воспоминаниях Тураева, но и образ вечности. Контрастируя с героями истории, молодые люди создают второй, идеальный (платоновский) план существования.
Музыка, созданная для этого спектакля Александром Девятьяровым, прекрасно сонастраивает эти разные миры.
Художник по свету Руслан Майоров сотворил особую партитуру света, которая сопровождает «величайший кавардак» чувств, вызванных Венерой. На сцене нет красного, но мягко рассеянный свет погружает в мистическую реальность, где что-то должно произойти.
И любовь захватывает буквально всех с приездом Фортунатовых. Действие между разговорами набирает свой темп. Страсть сродни природным катаклизмам, поэтому Наташа, Николай, Елена стремительно проносятся по сцене из конца в конец в поисках тех, кого любят. Анархист Коля дает Николаю пощечину: он тоже влюблен в красавицу Марию. Сама Мария, в длинном декольтированном платье, танцует на столе и объявляет мужу, что уходит от него. Искренняя и порывистая Наташа, ревнуя, пытается утопиться в пруду. Ровна и спокойна только набожная Ксения, хотя тоже сильно любит. На фоне страстей начинается угасание Ланина. Он бодрится, но предчувствует смерть.
Старик Ланин - это и есть идеальный рыцарь, который не просто рассуждает, а глубоко любит жену и прошлое и жизнь вообще, яркую, солнечную, веселую. Он живет сразу в двух реальностях. Этот спектакль не только о счастливых и несчастливых в любви, не только о силе Эроса, которому не может противостоять никто, и не только о мужестве принятия судьбы. Для меня эта история еще и про любовь, которая открывает человеку идеальный мир и дарует бессмертие. По Платону, в этом и есть высший смысл любви. Если бы это была бы история только про то, как Машка полюбила Кольку, и Наташка полюбила Кольку и тд., это было бы неинтересно. А спектакль интересен соединением двух планов: земных страстей и вечности. Последняя сцена, которой предшествует гроза, а потом приход молодежи и радуга, рождает чувство, что рыцарь любви Ланин не умер, а просто перешел в круг вечности.