Изучаем симулятор промышленности, добравшийся до релиза
Satisfactory — формально не новая игра. Анонсирована она была еще в 2018-м, а в следующем году добралась до раннего доступа. С тех пор прошло пять с половиной лет, и недавно проект получил релизную версию 1.0 вместе с рядом изменений и улучшений, а также финалом истории инженера-строителя, заброшенного на далекую планету.
Satisfactory можно купить в Steam — в том числе и в российском регионе. А пополнить Steam-кошелек для этой и последующих покупок можно с помощью VK Play. Комиссия за конвертацию составит до 12%. Пополнение баланса доступно пользователям следующих стран: Россия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Многие из вас наверняка вдоль и поперек изучили большую часть контента. Но наверняка найдутся и те, кто слышал о Satisfactory лишь краем уха. И этот обзор предназначен в первую очередь для них. Для тех, кто только собирается десантироваться и пройти весь путь индустриализации, начиная со сбора железной руды и заканчивая исследованием инопланетных технологий и использованием темной материи.
От симулятора козла к планетарной фабрике
Разработкой игры занимается шведская студия Coffee Stain, основанная студентами почти полтора десятилетия назад. Ее первые игры не были провальными, но и хитами не стали. Все изменилось с выходом Goat Simulator весной 2014-го.
Изначально это был шуточный симулятор, склепанный на коленке во время геймджема. Но геймплей за козла-разрушителя так понравился людям, что пришлось выпускать полноценную игру. И у нее в Steam более 52 тысяч обзоров и средний рейтинг 90%.
Вдохновившись успехом, Coffee Stain сначала учредила собственное издательство, а чуть позже анонсировала симулятор планеты-фабрики Satisfactory. Признаем, что назвать его полностью оригинальным нельзя. Разработчики черпали вдохновение у авторов Factorio, позаимствовав немало идей, которые, однако, были творчески развиты и доработаны. Да и внешне игры сильно различаются, ведь здесь вас ждет полноценное 3D с видом от первого лица.
По сюжету корпорация FICSIT отправляет героя на далекое небесное тело, где нужно сначала построить космический лифт, а затем обеспечить нанимателя самыми разными деталями и товарами. С каждым заданием их все сложнее производить. Да и в плане количества аппетит заказчика тоже растет.
Интересно, что персонаж не какой-то там вольнонаемный работник. Он – собственность компании, о чем вам недвусмысленно напомнят, когда вы получаете урон. У героя стерты даже личные воспоминания. И есть лишь одна цель – выполнять все спущенные сверху задания. Даже финал истории не освободит вас от работы на всемогущих боссов.
Ключ на старт!
Впрочем, до финала вы доберетесь нескоро. На то, чтобы наладить производственные цепочки и удовлетворить все запросы, уйдут десятки и сотни часов. Не раз и не два вы будете хвататься за голову, понимая, что часть производства нужно переделывать, потому что появились новые, более эффективные рецепты. А уже возведенные здания устарели, и их пора улучшать или заменять.
Да и вообще в Satisfactory постоянно открываешь что-то новое. В том числе личное оружие, позволяющее выжить в локациях с большим количеством враждебных существ. Хотя поначалу герой практически гол и бос, если не считать слабенького ксеношокера и инструмента для добычи базовых ресурсов.
Копать руду и известняк на старте придется вручную и лично перерабатывать их на верстаке. Заодно вы будете собирать листья и ветки для топки сжигателя биомассы, самой первой мини-электростанции. Электроэнергия тут критически важна, без нее не работает ни одно производство. И нужно постоянно следить, чтобы выработка энергии превышала расход. А ко всем предприятиям были проведены линии передач.
Ошибетесь – и ключевая фабрика остановится, а вместе с ней встанут и связанные с ней заводы, оставляя вас без какого-нибудь пластика или резины. А те нужны вот прямо сейчас, чтобы выполнить очередной квест и открыть доступ к очередному набору зданий, деталей или ресурсов
Впрочем, в первые часы кажется, что ничего сложного в Satisfactory нет. Ставим буровую установку на месторождение железа и добываем руду. Перерабатываем ее в плавильне в слитки, из которых делаем пластины и пруты. А из них, в свою очередь, создаем буры для дальнейшего расширения нашей зарождающейся промышленной империи.
Но это лишь первые робкие шаги индустриализации. Вскоре окажется, что нужны и другие ресурсы, скажем, уголь или нефть. А они находятся далеко от места, где вы устроили базу-хаб. Придется ставить цепочку столбов и тянуть туда электропровода. И организовывать транспортировку сырья или продукции с помощью конвейеров.
Да, ответственность за транспортировку тоже ляжет на плечи нашего персонажа. В первое время вы будете вынуждены обходиться конвейерами или простенькими тракторами. Но рано или поздно дело дойдет до железных дорог. К счастью, все это, как и заводы, автоматизируемо. И налаженные цепочки транспортировки работают как часы. Кстати, при желании на поезде можно и покататься, чтобы добраться к другой станции или просто полюбоваться окрестностями.
На пыльных тропинках далекой планеты
Изучая технологии и строя, вы преображаете мир. Наблюдаете, как природа отступает перед волей человека,. И пусть после высадки вы кажетесь маленькой букашкой на огромных просторах, в будущем все кардинально изменится.
Повсюду появятся огромные заводы. Кое-где поверхность планеты станет не видна из-за зданий, фундаментов, сетей электропередач, трубопроводов и прочих результатов вашей деятельности.
По теме:
Это не значит, что природа не попытается отомстить. Даже неподалеку от стартовых точек высадки встречается агрессивная живность, которая обязательно захочет пообедать незадачливым исследователем. В случае поражения можно вернуться и отомстить, заодно забрав выпавшие из вашей тушки предметы. Но лучше на первых порах быть осторожнее и не заходить слишком далеко.
Зато впоследствии, когда вы получите хотя бы ксенодубинку, а еще лучше винтовку, исследования станут почти безопасными. А бродить по планете придется не только ради любопытства. Многие открытия недоступны, пока не изучишь какие-нибудь местные плоды или останки животных.
Сами окрестности выглядят красиво. Здесь есть самые разные зоны – хоть растительные, хоть пустынные. В реках и морях можно плавать и разглядывать предметы на дне. На горы можно взбираться – по тропинкам или с помощью рукотворных средств доставки, которых немало, от пандусов или лестниц до реактивного ранца.
На самом деле здешняя биосфера гораздо дружелюбнее к игроку, чем в Factorio. Да, неприятные монстры есть, но регулярных атак на фабрики не ждите. Жизнь течет размеренно и спокойно, позволяя сосредоточиться на строительстве и обращать внимание на окружение стоит лишь тогда, когда вам это действительно нужно.
Кроме того, на карте есть места крушений капсул. Там лежат не только детали, которые особенно ценны в первые часы игры, но и диски с данными. Исследовав их, вы узнаете альтернативные рецепты, позволяющие, например, использовать другой набор ресурсов для выпуска какого-нибудь товара.
Satisfactory необязательно проходить в одиночку. Никто не мешает делать это с друзьями. Или приглашать к себе посторонних людей. Пользователи Steam могут даже встретиться с теми, кто предпочитает Epic Games Store. И наоборот.
Что новенького?
Что же изменилось во вселенной Satisfactory после выхода обновления 1.0? Многое, в том числе баланс ресурсов, источники которых теперь расположены несколько по-другому. Также появились новые типы топлива – ракетное и ионизированное. А скорость полета дронов стала зависеть от того, чем вы их заправили.
Здания теперь проще размещать на карте. Хотя с этим по-прежнему есть проблемы, если стоять рядом. Добавилось несколько типов построек высших уровней, в том числе для переработки ядерных отходов.
Не обошлось и без свежих технологий, в основном инопланетных. А мощность электростанций разрешили дополнительно поднимать с помощью специальных усилителей. Увы, не до бесконечности, так как требуемый для этого ресурс ограничен. К тому же он используется и для другой цели — ускорения производства.
Из других изменений отмечу завершение сюжетной линии. Конечно, вряд ли кто-то играет в Satisfactory ради полного прохождения. Большинству нравится сам процесс строительства и преображения мира в гигантскую фабрику. Поэтому, если у вас нет цели «добежать до финала», концовку можно посмотреть в Интернете.
Оно того стоит?
Если начать знакомство с Satisfactory с видео от ветеранов, можно действительно испугаться: решить, что игра слишком сложна, и в нее лучше не соваться. Но на деле все не так страшно. За счет того, что детали и ресурсы открываются постепенно, вы сможете изучать симулятор шаг за шагом. И переходить к следующему этапу, когда освоите предыдущий.
Да, для повышения эффективности производства не помешают некоторые хитрости. Например, выложенная в Сети карта с координатами ресурсов и мест крушения. Для первой трети игры этого достаточно, ведь наладить производство базовых вещей реально и самому. Но дальше вам точно пригодятся разнообразные калькуляторы и планировщики, списки чертежей и многое-многое другое.
К счастью, информации хватает, ведь у проекта сотни тысяч поклонников. Более того, после выхода обновления 1.0 многие вернулись, чтобы посмотреть на изменения. В Steam игра даже поставила личный рекорд – почти 186 тысяч геймеров одновременно. И я не удивлюсь, если его побьют к моменту выхода обзора.
Так что если у вас возникнут проблемы, помощники найдутся. Можно, скажем, заглянуть в гости к дружелюбному ветерану и посмотреть, как устроен его мир. А если этого окажется недостаточно, то и задать ему пару-тройку вопросов.
В целом же Satisfactory – один из лучших экономических симуляторов последних лет. Особенно для тех, кто всегда интересовался темой индустриализации и мечтал построить свою промышленную империю, способную выпускать все что угодно, от обычной проволоки до суперкомпьютеров и атомных электростанций.
Только помните, что это очень неспешная игра. Без модификаций вряд ли удастся быстро достичь технологий будущего и застроить всю планету. Поэтому те, кто не готовы провести в Satisfactory недели и месяцы, могут остаться недовольны. С другой стороны, всегда можно сделать перерыв и вернуться через некоторое время. И получать от игры удовольствие и в этом году, и в следующем, и даже пять лет спустя.
Оценка: 9/10