Распад многомиллионного Советского Союза принёс многим страдания и боль. Эту трагедию обычно связывают с двумя личностями – Горбачёвым и Ельциным, при этом ещё упоминают идеолога и «архитектора» перестройки Яковлева, Бурбулиса, Шеварднадзе, Примакова и прочих примкнувших к ним.
И только немногие могут вспомнить ещё одного человека, который промелькнул на политическом небосклоне, появившись в конце 1980-х и исчезнув в начале 1990-х, но при этом оказавший огромное влияние на события последних лет СССР и забивший последний гвоздь в крышку гроба когда-то могущественного государства.
Всё могло бы сложиться немного иначе, если бы в истории нашей страны не появился такой человек, как Вадим Бакатин, один из представителей «пятой колонны».
В Москву Вадим Бакатин попал в 1983 году благодаря Егору Лигачёву, заведующему Отделом организационно-партийной работы ЦК КПСС, который обратил внимание на секретаря Кемеровского обкома и перевёл его инспектором в ЦК КПСС.
Когда по просторам страны понеслись «перестройка» с «гласностью», сея за собой хаос, то Михаилу Горбачёву потребовался свой человек в силовых структурах, им и стал Вадим Бакатин.
Во главе МВД
Горбачёв предложил Бакатину возглавить МВД, и в октябре 1988 года Бакатин сменил на этом посту Александра Власова, которого за абсолютное бездействие за глаза называли «тишайшим».
При этом Горбачёв так объяснил свой выбор: «Мне не нужны министры-милиционеры. Мне нужны политики»
Бакатин стал могильщиком МВД, уничтожив эту структуру за два года – с октября 1988 года по ноябрь 1990. Он реализовывал горбачёвский курс по передаче полномочий органам МВД союзных республик, в результате чего Москва потеряла влияние на события, происходящие в республиках и не имела никакой информации. Впоследствии, это стало причиной многих национальных конфликтов.
Стоит отметить, что подобный эксперимент уже проводился во времена Хрущёва. Согласно Постановлению Президиума Совета министров СССР, деятельность МВД СССР с 1 мая 1960 года была прекращена, полномочия были переданы республиканским МВД. После закрытия министерства 22 тысячи сотрудников оказались на улице.
Хорошо, что сменивший Хрущёва Леонид Брежнев уже в 1966 году воссоздал МВД и поставил во главе Николая Щёлокова.
Отношения Бакатина и Горбачёва испортились через два года по причине отказа задействовать ОМОН для подавления беспорядков в Прибалтике и в Москве. В декабре 1990 года Горбачёв отправил его в отставку, но, несмотря на разногласия, оставил его как члена Совета безопасности при президенте СССР.
Во время августовских событий 1991 года Бакатин занял правильную сторону, чем расположил к себе Ельцина, который и предложил ему возглавить КГБ. Так, разрушив одно силовое ведомство, Бакатин приступил ко второму, чтобы нанести последний решительный удар по системе.
Во главе КГБ
Именно такую задачу поставил перед ним Ельцин, написав потом в своих мемуарах: «Перед ним стояла задача разрушить эту страшную систему подавления, которая сохранялась ещё со сталинских времён».
Советский Союз доживал последние месяцы, но госбезопасность всё ещё оставалась на страже сохранения государства. Это был последний барьер, разрушив который, по мнению Ельцина и его приспешников, можно было освободиться от «оков тоталитаризма» и развернуться лицом к Западу.
Придя в КГБ, Бакатин своей властью смог переломить волю опытных генералов безопасности, не согласных с ним, в общем переломил хребет.
Он действовал по той же схеме, что и в МВД, вернее по своей собственной программе, состоящей из 7 пунктов:
1 Дезинтеграция. Раздробление КГБ на ряд самостоятельных ведомств, которые уравновешивали бы друг друга и конкурировали бы друг с другом.
2 Децентрализация. Предоставление полной самостоятельности органам безопасности союзных республик СССР при координирующей работе межреспубликанских структур.
3 Соблюдение законности, прав и свобод человека.
4 Деидеологизация.
5 Эффективность. Главное внимание — внешнему криминальному влиянию на внутренние дела, борьба с организованной преступностью, представляющей угрозу безопасности страны.
6 Открытость, насколько возможно. Общество должно понимать и поддерживать цели спецслужб.
7 Не нанесение ущерба безопасности страны.
Последний пункт был просто для декорации.
Историк Александр Колпакиди написал об этом так:
КГБ до последнего оставался одним из приводных ремней, которые двигали советскую систему. Вторым после партии. Без госбезопасности ничего бы не происходило — это был мощный движитель. И Комитет было мощной скрепой. А Бакатин эту скрепу отжал - и все полетело под откос».
Ещё одно предательство
В декабре 1991 года Вадим Бакатин передал представителю посольства США в СССР техническую документацию на установку и использование сверх секретного подслушивающего устройства в здании посольства США, так сказать в знак «доброй воли».
Дело обстояло так. В 1979 году США начали строить новое здание посольства в Москве и потратили на это огромную по тем временам сумму более 300 миллионов долларов. Они сами разработали проект, сами выбрали подрядчиков, материалы и поставщиков и контролировали весь ход стройки. В 1985 году, когда была возведена коробка здания, американцы заявили, что ими получены сведения, что в здании установлена сложная система прослушивания. Кто оказался предателем, мы наверно так никогда и не узнаем.
Москва, естественно, не созналась, а сами американцы не смогли ничего обнаружить.
На самом деле это была успешная операция КГБ, в здание было вмонтировано высокотехнологичное шпионское оборудование, которое работало без дополнительных источников питания, за счёт вибраций, перепадов температур и изменения влажности. Датчики были вмонтированы чуть ли не в каждый кирпич, в результате чего здание становилось бы огромным микрофоном.
Так ничего не обнаружив, американцы решили снести здание, но 5 декабря 1991 года им была отдана вся техническая документация. Это была «сделка века» и понятно, что решение принималось на самом верху, не случайно Бакатин старался заявить об этом во всеуслышание, как бы оправдываясь, мол я всего лишь исполнитель чужой воли.
Но фактом остаётся то, что он принял деятельное участие в этом предательстве.
Посольство частично перестроили и открыли в 2000 году, а специальная комиссия Сената США сделала российской стороне комплимент, что созданная прослушивающая система оказалась: «самой сложной и умело проведенной разведывательной операцией в истории».
Сотрудники спецслужб открыто назвали факт передачи секретных документов государственной изменой. По мнению Виктора Иваненко, работавшего тогда руководителем Агенства федеральной безопасности РСФСР: «Он сдал систему, не посоветовавшись с профессионалами. Бакатин потом говорил, что этот шаг он согласовал с обоими президентами (СССР и РСФСР), у него было письмо с их визами. Но разве это компетенция президентов? Думаю, что они не понимали, к чему это может привести. А для сотрудников КГБ это был удар. Сдавать святая святых — технику подслушивания в посольстве если не противника, то конкурента! Бакатин оправдывался: мол, американцам все равно об этом было известно. Ничего подобного! Там была применена совершенно новая технология. Элементы звукопроводящей системы были замурованы в кирпичах. Мы их получали от зарубежных поставщиков. Это было ноу-хау. Строили зарубежные подрядчики, которым американцы доверяли. КГБ завербовал подрядчиков».
Таким образом Вадим Бакатин оказался предателем своей страны, он прекрасно понимал, что совершил, поэтому в двухтысячных годах отказался от переиздания своих мемуаров, чтобы не собирать проклятия в свой адрес.
Он стал могильщиком СССР, похоронив два силовых ведомства и тем самым ускорив гибель огромной страны, вместе с которой погибли и миллионы человеческих жизней в лихие 90-е годы.