Ребёнок с СДВГ обладает талантом одновременно находиться сразу в нескольких местах. Только что он возился с игрушкой — и вот уже тянет ручки к кухонному шкафчику, чтобы достать оттуда кружку. У него есть кружка, но именно сейчас ему понадобилась другая, и ни на что иное он не согласится. А стоит маме на секунду отвлечься, чтобы поговорить по телефону, как малыш сразу же начнёт дёргать её за руку и задавать один и тот же вопрос: «Кто звонит? Кто звонит? Кто звонит?».
Когда родители приучаются сохранять спокойствие во взрывоопасных ситуациях, их ожидает новое испытание. Ребёнок, который ещё вчера с воодушевлением рассказывал о том, что он делал в классе, сегодня устраивает истерики и заявляет, что не хочет идти в школу, потому что ненавидит её.
Школьнику, у которого есть синдром дефицита внимания с гиперактивностью, сложно вписаться в жёсткие рамки образовательной системы. Дети с СДВГ непоседливы, много говорят, влезают в чужой разговор, вскакивают со своего места во время урока. Они плохо организованы, теряют свои вещи и не могут подолгу удерживать внимание на том, что им не интересно. Поэтому очень скоро они начинают раздражать не только учителей, но и одноклассников.
Испытывая в школе неудачу за неудачей, ребёнок начинает думать, что он хуже других, что его никто не любит. Ощущение разочарования и страх перед школой вызывают у него стресс, который постепенно накапливается, а затем приводит к нервному срыву. Ребёнок рыдает и кричит, что ненавидит школу. Родителям каждый раз удаётся его успокоить, но проблема остаётся нерешённой.
Ребёнок с СДВГ, школа и стресс
Любой человек хоть раз в жизни испытывал стресс, опаздывая на работу или не успевая выполнить задание в срок. С таким небольшим эмоциональным штормом организм успешно справляется. Но существует вещь более неприятная — хронический стресс.
В таком состоянии организм уже не может вернуться в привычный режим. Физиологические и психические процессы нарушаются. Физическая активность снижается, появляются чувство усталости и головные боли. Начинаются проблемы со сном.
У мальчика или девочки, переживающих хронический стресс, могут возникнуть следующие симптомы:
- Чувство подавленности, замкнутость, апатия
- Отсутствие положительной реакции на то, что раньше доставляло радость
- Вспыльчивость и раздражительность
- Частые перепады настроения
- Чрезмерно выраженные эмоциональные реакции
- Высокий уровень тревожности
Такое состояние ухудшает работу мозга, нарушая его биохимию, и даже приводит к гибели нервных клеток. Это, в свою очередь, ведёт к замедлению мыслительных процессов.
Дети с СДВГ, у которых и так нарушены эти функции, фактически испытывают двойное негативное воздействие. Чем дольше длится стресс, тем больше снижаются когнитивные способности.
Как в школе воспринимают ребёнка с СДВГ
Под синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в МКБ-10 понимают расстройство поведения, обусловленное неврологическими причинами.
Когда малыш буквально крутится волчком или безотчётно пинает кресло, он делает это не из-за вредности или плохого воспитания. Его переполняет энергия, которую он должен куда-то потратить.
Но гиперактивность — не единственная черта детей с СДВГ. Иногда она даже отсутствует, и тогда говорят о «невнимательном типе СДВГ». Всего таких типов три:
- С дефицитом внимания
- С гиперактивностью / импульсивностью
- Комбинированный (самый распространённый)
Импульсивность проявляется как неожиданные, спонтанные действия. Например, во время урока ученик вдруг решит, что ему нужно выйти из класса.
Мальчики и девочки с СДВГ часто испытывают трудности с тем, чтобы удерживать внимание или контролировать импульсы. Они могут вертеться и разговаривать во время урока, отвлекая учителя и одноклассников. Они выкрикивают ответы, не дожидаясь, пока их вызовут. Они шумят, роняют предметы на пол и не могут усидеть на месте. У них есть проблемы с поведением, которые негативно влияют на способность выстраивать отношения с другими детьми.
Как создать среду обучения, комфортную для всех?
Школьники с СДВГ способны хорошо вести себя в классе, но для этого им нужно научиться держать свои симптомы под контролем. Это достигается совместной работой психолога и родителей.
Такие дети лучше всего реагируют, когда перед ними ставят конкретные цели и награждают позитивным подкреплением.
Американский психолог Кэрол Дуэк разделила учеников 7 класса на две группы и предложила им решать головоломки. Детей в первой группе она хвалила за то, что они умны, а детей во второй — за то, что они усердно работали. По мере того, как головоломки становились сложнее, дети в первой группе проявляли всё меньше уверенности. Они поверили в то, что недостаточно умны. А дети во второй группе не фокусировались на результатах — им был важен сам процесс познания. И с каждым новым уровнем сложности их мотивированность возрастала. Они верили в то, что могут упорно работать, поэтому продолжали стараться.
Эксперимент объясняет, почему важна не просто похвала, а установка на рост. Так люди не боятся совершать ошибки и начинают верить в свои силы.
Школа может стать испытанием для ребёнка с СДВГ, но есть способы помочь такому ученику преуспеть.
Прежде всего, родителям нужно наладить взаимоотношения с учителями. Педагог может искренне стараться поддержать ребёнка, но у него много других забот, и нельзя взваливать на него всю ответственность. Родители и школьные преподаватели должны работать сообща: обсуждать успехи и неудачи малыша, ставить реалистичные цели и решать, как помочь ребёнку их достичь.
Обучение проходит не только в школе, но и дома. Чтобы оно было продуктивным и комфортным, учителям и родителям необходимо прилагать усилия в следующих направлениях:
- Формирование правильного поведения и контроль над ним
- Поддержание вовлечённости школьника в образовательный процесс
- Обучение ребёнка управлять вниманием
- Создание благоприятных условий для обучения в классе и дома
- Помощь ребёнку в налаживании отношений с одноклассниками
- Соблюдение режима дня, поддержание здоровья и физической активности
Важная роль в адаптации к школе мальчика или девочки с СДВГ отводится психологу. Он проводит когнитивно-поведенческую терапию, чтобы ребёнок понимал, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Психолог беседует с малышом, наблюдает за его поведением, даёт советы родителям и педагогам.
Дети с СДВГ отличаются друг от друга, и в каждом случае для решения проблем необходима индивидуальная стратегия. Например, можно разделять задания на небольшие блоки и давать детям снять напряжение в перерывах. Можно усадить ученика с СДВГ подальше от дверей и окон, чтобы он не отвлекался.
Самый простой способ поддержать интерес ребёнка к школе — сделать процесс обучения увлекательным. На уроке полезно соединять сухие факты с интересными мелочами, устраивать минутки физической активности. Вместе с детьми будет весело придумывать мнемотехники для запоминания сложной информации: все знают фразу «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», по начальным буквам которой легко вспомнить цвета спектра.
Дети с СДВГ хотят и могут учиться, как все их сверстники, и они способны добиваться отличных результатов. Просто у них есть особенности, к которым нужно относиться с пониманием.
Предлагаем пройти онлайн-тест на дислексию для детей и взрослых. Вы сами сможете сделать первые выводы и при необходимости обратиться к нам в Центр коррекции дислексии.