26 сентября исполняется 90 лет народному артисту СССР Олегу Басилашвили. В этом же году исполнилось 45 лет фильму "Осенний марафон". где Олег Валерьянович сыграл главную роль.
Эту историю автор сценария Александр Володин списал со своей жизни. Он так запутался между женой и любовницей, что однажды излил свое горе на бумаге, назвал «Горестная жизнь плута» и отнес режиссеру Георгию Данелия. Тот поначалу хотел, чтобы фильм снял режиссер помоложе. Но потому решил-таки снимать сам, тем более, что тоже угодил в подобную щекотливую ситуацию. В супружеской неверности подозревали и композитора Андрея Петрова, который написал музыку к фильму.
- После выхода «Осеннего марафона» надо мной друзья смелись, - вспоминал Петров. – Героя зовут Андрей Павлович, как и меня. Его супругу в фильме часто называют «эн – е» - по инициалам – Нина Евгеньевна. Но ведь и у моей жены Натальи Ефимовны такие инициалы! Вот все и намекали, мол, а нет ли у тебя тоже романа на стороне?! Даже жена надо мной подшучивала. Но нет, ничего подобного в моей жизни не было!
На роль Бузыкина пробовались Леонид Куравлев, Николай Губенко, Станислав Любшин. Но режиссер остался недоволен этими пробами.
- Басилашвили возник случайно, - рассказывал Данелия. – До встречи с ним я думал, что Олег Валерьянович властный, самодостаточный. Таким я его видел в фильмах Эльдара Рязанова. Моя ассистентка привела Басилашвили в студию без моего ведома и попросила попробовать. Мне пробы не понравились. Но актеру я ничего не сказал. Мы вышли с «Мосфильма» под сильный дождь, и я подвез Олега на машине. Когда он вышел, я посмотрел ему в спину и понял: вот он – Бузыкин! Идет в кепочке, неуверенный в себе, как-то неумело переходит дорогу… На следующий день его уже снимали.
Наталья Гударева была первой кандидаткой на роль Нины, ее и утвердили.
- Когда я прочитала сценарий фильма, то сразу поняла – роль моя! – делилась своими впечатлениями об этой работе Гундарева. – Хотя намучились со мной – много переснимали. Меня все время тянуло играть в привычной манере, а надо было сдержанно, с потаенной волью, которая может быть громче бурных рыданий. Однажды, когда отсняли сцену, где я одна жду мужа домой, а я все не могла унять слез о судьбе своей несчастной Нины, Данелия сказал: «Из-за этих слез и должна была именно ты играть Нину».
Актрису Марину Неелову режиссер заприметил уже давно. Однако не думал, что работа с ней принесет немало хлопот.
- Мы так с ней ссорились, что на съемках часто общались только через Володина, - смеялся Георгий Николаевич. – Забавно это выглядело. Я: «Передайте актрисе Нееловой, что здесь нужно так-то и так-то». А она: «Передайте товарищу режиссеру что он деспот!» Потом мы помирились и даже подружились с Мариной.
- Роль Аллочки я решила сыграть, оправдывая ее поступок, - рассказывала после премьеры Неелова. – Ведь она все делает из-за любви, во имя ее. И не вина героини, что Бузыкин недотепа и нерешительный человек. Такой чисто женский подход не всегда нравился режиссеру.
Не мог обойтись режиссер без своего киноталисмана – Евгения Леонова. В фильме он сыграл Василия Игнатьевича – обаятельного соседа – пьяницу, фразы которого стали уже крылатыми в народе. Поначалу Данелия предполагал, что Леонов сыграет соседа Аллы, но позже отдал эту роль Николаю Крючкову.
- Евгений Павлович – замечательный актер, - вспоминает Олег Басилашвили. – Помню, в одной сцене я пытался ему тоже комично подыграть. Вдруг режиссер останавливает съемку, отводит меня в сторону: «Ты чего дурака валяешь? Хочешь переиграть Леонова? Не получится. Ты играй свое. У тебя роль длинная, еще поиграешь». Я этот урок запомнил на всю жизнь.
Долго решал Данелия, как снимать Норберта Кухинке (иностранец Билл). Ведь до этого люди из капиталистических стран в нашем кино не играли. А тут «экземпляр» из ФРГ, да к тому же не актер, а журналист, которого режиссер познакомил общий знакомый. Написали письмо в Госкино с просьбой разрешить. Получили ответ: «Обращайтесь в Министерство иностранных дел». Написали. Оттуда послали в КГБ. Там ответили: «Напишите в Госкино». Плюнув на этот замкнутый круг, Данелия решил снимать Кухинке без разрешения.
- Режиссер утвердил меня сразу, как только увидел на «Мосфильме», - вспоминал Кухинке. – Но я не горел желанием сниматься, да и работы тогда было много. Все-таки меня уговорили, но я поставил условия, что буду сниматься по выходным дням. Во время съемок в Ленинграде мы всей актерской группы примерно через день ходили в ресторан на Невском проспекте. Знаете, я ведь частенько перепивал русских. Раньше в таких количествах водку пил! Но никогда не был в «трезвевателе», как мой герой Билл.
На роль переводчицы Варвары Данелия пригласил Галину Волчек – актрису, которую снимал еще в своей дипломной работе.
- К тому времени я играла лишь уродок, поэтому из-за комплексов не хотела актерствовать, - рассказывала Галина Борисовна. – Но ради Данелия согласилась. Во время съемок я добавляла своей героини кое-какие фразы, чтобы она не выглядела таким уж монстром. Что-то подсказывал и Олег Басилашвили, например, фраза «коза кричала нечеловеческим голосом», - это его импровизация. Пришла посмотреть отснятый материал и была поражена. У меня ведь раньше на носу большая родинка была. До этого в фильмах ее как-то замазывала, крупным планом меня не снимали, а тут… Я заплакала. Побежала в больницу и удалила эту родинку. И так мне стыдно было за мою страшную Варвару, что фильм на премьере я не досмотрела.
- Когда фильм вышел на экраны, я много выслушал и плохого, и хорошего – вспоминал режиссер. – Например, журналист Юрий Рост назвал «Осенний марафон» фильмом мужских ужасов. Но самая забавная реакция была во время просмотра кинокартины на фестивале в Сан-Себастьяне. Когда моя переводчица поняла, что герой все-таки не ушел от жены, то вскочила и со словами «Вы подлец, Данелия!» - убежала из зала. Оказывается, в подобной жизненной ситуации она выступала в роли Аллочки.
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов