Книга заставляет задуматься о том, что такое горе, и о том, что значит жить после утраты. Честно сказать, я немного боялась ее читать. Ведь «Жутко громко и запредельно близко» Джонатана Сафрана Фоера - это история о ребёнке, потерявшем отца в трагедии 11 сентября.
Приступая к чтению, ты заранее настраиваешься на определённую волну. Но Фоер делает нечто удивительное. Он разбивает привычные нарративы, как и сердца своих персонажей и читателей, создавая яркий коллаж боли, надежды и безумной детской фантазии.
🧒 Центральный персонаж, девятилетний Оскар Шелл, на первый взгляд – обычный ребёнок (скорее всего, с некоторыми особенностями развития), но тут всё глубже. Этот мальчик одержим идеей найти разгадку ключа, оставленного его покойным отцом, и каждое его действие пропитано отчаянием удержаться за что-то, что позволит ему ощутить связь с отцом.
Вот что поражает в Оскаре: его умение глубоко, по-детски и одновременно невероятно точно чувствовать мир. Это ребёнок с невероятно острым восприятием реальности, хотя с первого взгляда может показаться, что он уходит от неё. Многим читателям его поведение кажется аутистичным, хотя прямого указания на это в книге нет.
Фоер мастерски проводит грань между стереотипами и реальностью, заставляя нас задуматься: насколько часто мы недооцениваем детей?
Оскар влюбляет в себя своей наивностью и одновременно бесконечным упорством. Каждая его мысль о мире — это маленькое открытие. Порой ловишь себя на мысли, что дети намного лучше понимают жизнь, чем взрослые.
Параллельно с историей Оскара, Фоер рассказывает историю семьи мальчика. И здесь начинаются «американские горки» для читателя. Нам открываются истории его бабушки и дедушки, которые пережили свои собственные драмы — войну, любовь, потери. На первый взгляд кажется, что их истории плохо увязаны с основным сюжетом. Признаюсь, я злилась на дедушку Оскара, он меня дико раздражал! Но по мере чтения осознаёшь: это истории людей, которые тоже потеряли, которые тоже пытались не утонуть в своих эмоциях, и которые тоже бежали — кто от войны, кто от жизни, кто от любви.
🧓 Дедушка, потерявший способность говорить после войны, оставляет письма своему сыну, которого никогда не видел. 👵 Бабушка, пережившая столько утрат, что ты не можешь не удивляться, как она вообще осталась на плаву. Но эти люди — как отдельная вселенная, существующая параллельно с реальностью Оскара. Мне показалось, что их линии добавили книге лишней тяжести и иногда казались ненужными. Письма дедушки, полные боли и пустоты, раздражают. А бабушка со своими воспоминаниями о войне только усугубляет ощущение общего хаоса.
Особенно тяжело даётся линия дедушки — его персонаж одновременно вызывает жалость (изредка) и бешенство (постоянно). Он оставил свою семью, сбежал, но потом возвращается, и ты задаёшь себе вопрос:
"Можно ли простить того, кто однажды уже сбежал?"
Эти эмоциональные качели делают его самым сложным и, наверное, самым «живым» (но невероятно бесячим) персонажем в книге.
Фоер использует не только слова, но и визуальные элементы — письма, фотографии, форматирование текста. Книга - это что-то вроде арт-объекта, который хочется рассматривать.
Фоер часто переплетает временные линии, и ты не всегда понимаешь, в каком моменте времени находишься. Это может раздражать — ты хочешь ясности, а получаешь хаос. Но, оглядываясь назад, я понимаю, что этот хаос — часть замысла. Жизнь Оскара после утраты — это неструктурированный хаос, его чувства скачут от боли к надежде, от страха к отчаянию. И это тоже часть чарующей магии книги.
Но вот что стоит сказать прямо — эта книга не для всех. Если вы хотите почитать что-то простое, без лишних метафор, то, вероятно, разочаруетесь. Здесь очень много символизма. Фоер балансирует на грани между реальностью и вымыслом, и порой кажется, что вот-вот эта грань исчезнет.
Например, поиски Оскара по фамилии Блэк — это почти сказка, где реальные люди становятся второстепенными персонажами его личного квеста. Это не про реальность, это про внутренний мир ребенка, который отчаянно цепляется за надежду.
В целом, это книга о том, как справляться с болью и утратой. Она не предлагает лёгких ответов, она запутана. Но она заставляет задуматься о том, что у каждого из нас, будь то ребенок или взрослый, есть свои чувства, переживания. Даже если они спрятаны глубоко внутри.
Закрывая последнюю страницу, ты понимаешь: эта книга — как сама жизнь. Она нелинейная, полная моментов, когда хочется кричать от злости и отчаяния. Но именно в этой хаотичной смеси трагедии и комедии, боли и надежды, и кроется её настоящая сила.