С 25 июля нынешнего года, как я уже рассказывала в одной из статей, у банков стало больше обязанностей в отношении клиентов. Они должны лучше защищать их от мошеннического увода денег со счетов. Рассказываю, что изменилось.
Банк России решил «ударить автопробегом по бездорожью и разгильдяйству»…
…а точнее, ударить дубиной законов по мошенникам, которых расплодилось, как мушек-дрозофил, и все они спят и видят, как обвести вокруг пальца честных людей
И теперь есть целый обновленный список признаков мошеннических операций, которые обязаны учитывать российские финансовые учреждения — чтобы не допускать мошеннических переводов. Что же это за признаки такие? — А вот…
Признак 1. Номера в «черных списках»
У правоохранительных органов есть черные списки телефонов, которыми пользовались мошенники. А у банков есть свои внутренние черные списки счетов, на которые жаловались пользователи после перевода денег мошенникам. И общий черный список у Центробанка.
Так вот, теперь банки должны останавливать операции, если деньги переводятся на счета из этих самых черных списков. Почему они не блокируются (сами эти счета) я не знаю, а вот переводы на них должны быть заблокированы, и деньги возвращены отравителю.
Причем, так должно быть даже в том случае, если пострадавшие граждане не сообщали об обмане, и счета мошенников не отправлялись в базу данных Центробанка, а оставались только в собственной базе конкретного банка.
Признак 2. Уголовное дело в отношении получателя
То есть если человек, которому принадлежит счет, находится под следствием, все переводы на его счет должны быть заморожены. А информация об уголовных делах поступает в банки, во-первых, централизованно — есть такой информационный обмен между банками и правоохранительными органами, называется ФинЦЕРТ ЦБ РФ.
Во-вторых, об этом банку могут сообщать любые заинтересованные лица, например, сами ранее пострадавшие, и эта информация обязана быть принята к сведению.
Признак 3. Нехарактерная активность
Например, мошенник позвонил человеку и с помощью социальной инженерии задурил ему голову. И буквально заставил перевести, скажем, 100 000 рублей. Был долгий разговор с «разводилой» по телефону, была переписка в мессенджерах — все это прекрасно фиксируют все те же операторы сотовой связи.
Так вот, если они сообщают в банк о подозрительной, нехарактерной для этого человека (точнее, абонента) активности, то банк тоже должен притормозить любые переводы денег до момента, когда человек сам обратится в банк и либо подтвердит отмену, либо будет настаивать на переводе денег.
Итого
Вот такие новшества. Я понимаю, что мне могут написать, что это опять палка о двух концах, что могут быть перегибы и блокировки безобидных и нормальных, честных финансовых операций.
Считаю, что это невеликая плата за повышение безопасности. Если хотя бы каждого десятого из тех, кого разводят мошенники, удастся защитить — уже очень хорошо.
Полина Леонова
https://www.9111.ru/questions/77777777724173372/