Найти тему
Журнал Авто.ру

Повышение утильсбора с 1 октября 2024: зачем повышают и что будет с ценами на авто

Оглавление

Правительство утвердило прогрессивную шкалу индексации утилизационного сбора для легковых, лёгких коммерческих и грузовых автомобилей, а также спецтехники. Новые ставки утильсбора вступят в силу 1 октября и будут подниматься ежегодно в течение шести лет.

Первое повышение станет самым существенным — сбор вырастет до 80%, что приведёт к изменению ценников на новые автомобили, а позднее — и на подержанные. По оценкам некоторых дилеров, к 2030 году стоимость новых машин будет в два раза выше, чем сегодня. Мы попросили экспертов отрасли оценить все последствия повышения утильсбора.

Какие ставки утильсбора будут действовать с 1 октября

Для одной из самых ходовых категорий новых автомобилей — с моторами объёмом от одного до двух литров — утильсбор с 1 октября вырастет с 306 000 до 556 200 рублей. Для новых легковых автомобилей, ввозимых для перепродажи и оснащённых двигателями объёмом до 1 литра, сбор увеличится до 150 200 рублей с нынешних 81 200. За машину с двигателем объёмом от 2 до 3 литров придётся отдать 1 562 800 рублей (было 844 800). «Утиль» за автомобили с мотором от 3 до 3,5 литра вырастет с 970 000 до 1 974 000 рублей, а с двигателем объёмом более 3,5 литра — до 2 285 200 вместо 1 235 200 рублей.

В дальнейшем утильсбор будет ежегодно повышаться вплоть до 2030 года.

-2

При этом в постановлении правительства указано, что повышение утильсбора не затронет физических лиц, которые привозят автомобили с двигателями объёмом до трёх литров для личного использования. Для такой категории машин ставка останется прежней — 3400 рублей для новых автомобилей и 5200 рублей для легковушек от трёх лет.  И эти правила не должны меняться до 2030 года.

Повышение ставок утильсбора затронет не только автомобили иностранного производства, но и те, что производят в России. Однако ставки для них будут в несколько раз ниже (какими именно они окажутся, в постановлении не уточняется). То есть Лады тоже вырастут в цене, но не так сильно, как иномарки. Отдельные условия прописаны для дорожной и строительной техники. Там индексация вступит в силу через несколько лет.

В предыдущий раз ставки утильсбора повышали год назад.

Зачем повышают утильсбор

Впервые о повышении ставок утильсбора заговорили в апреле 2024 года, когда на одном из правительственных совещаний прогрессивную шкалу налога вместе с резким разовым повышением в момент принятия предложил глава АвтоВАЗа Максим Соколов. Тогда это предложение рынок воспринял негативно и мало кто верил, что правительство решится на такие меры. Но импортёры уловили сигнал и начали подготовку долгосрочных стратегий с учётом новых реалий.

По мнению генерального директора «Автодома» Андрея Ольховского, утверждение долгосрочной шкалы индексации утильсбора до 2030 года — своевременное и важное для российского авторынка решение. Такой подход, по его мнению, положительно скажется на формировании инвестиционных планов и сможет повысить прогнозируемость рыночных условий.

«Это важно и для технологического партнёрства. Даже с учётом принятых изменений российским автомобилистам не стоит опасаться, что индексация утильсбора спровоцирует значительные скачки цен на автомобили, особенно собираемые в России. Кроме того, коэффициенты на машины с двигателем до 3 литров, ввозимые физическими лицами для личного пользования, повышать не будут», — отмечает Ольховский.

По оценкам ассоциации «Российские автомобильные дилеры», после повышения утильсбора цены на новые автомобили в России вырастут на 15% в октябре и ещё на 15% — в начале следующего года. Поэтому до конца сентября рынок ждёт резкий скачок продаж, за которым почти наверняка последует серьёзный спад. По оценке РОАД, стоимость новых автомобилей через 6 лет вырастет в два раза по сравнению с ценами 2024-го.

По словам руководителя АвтоВАЗа Максима Соколова, повышение утильсбора должно стимулировать китайских производителей организовывать сборку своих автомобилей на территории России, создавать партнёрские проекты с российскими компаниями и использовать для производства локальные комплектующие. Глава Волжского автозавода считает, что повышение утильсбора — единственный стимул для импортёров развивать производство в РФ.

При этом, как стало известно незадолго до появления прогрессивной шкалы «утиля», китайское правительство на встрече с представителями своих автопроизводителей не рекомендовало им инвестировать в производство в ряде стран, включая Россию. Причиной такой рекомендации стали опасения по поводу заимствования передовых технологий в области электромобилей, а также геополитические риски. Регулирующие органы Китая посоветовали производителям машин ограничиться крупно- или мелкоузловой сборкой в рамках локализации производств за рубежом.

Что будет со ставкой для физлиц

На автомобили, которые ввезут в Россию до 1 октября 2024 года, будут действовать прежние коэффициенты утильсбора. Но есть условие: документы на них в таможенные органы должны быть поданы не позднее 1 ноября, даже если машина физически давно в стране. Из-за этого сентябрь станет загруженным месяцем и для таможенников, потому что все резко попытаются провести автомобили по меньшим ставкам. Такого мнения придерживается представитель «Народного фронта» в части борьбы за права автомобилистов Пётр Шкуматов.

«Буквально сегодня мне позвонил знакомый и счастливо выдохнул в трубку, что успел оформить автомобиль до 1 октября в свете последних новостей. Уже сейчас на таможне ажиотаж. Люди по 9 суток ждут оформления. Для всех очевидно, что в октябре новые автомобили подорожают на 200–300 тысяч рублей. На рынке подержанных автомобилей цены уже немного подросли. Там в среднем в этом году цены выросли на 100 тысяч рублей, это около 6%, учитывая, что средняя цена машины на вторичке сейчас составляет 1,7 миллиона рублей. Когда утильсбор заработает и поднимут цены на новые машины, вторичный рынок отыграет ещё какую-то сумму, но в среднем это будет не более 50–100 тысяч рублей», — считает Шкуматов.

Но самое важное, по словам эксперта, в том, что утильсбор теперь будет расти каждый год, а это можно считать запрограммированным подорожанием автомобилей. При этом Шкуматов уверен, что рынок не был шокирован этим фактом, так как повышение сбора обсуждалось несколько месяцев.

«Те, кто не успел купить машину по старым ценам, будут покупать сильно дороже или пересядут на самокаты и общественный транспорт», — уверен Шкуматов.

Некоторые эксперты высказывают мнение, что заморозка ставки утильсбора для физлиц — решение временное. И вскоре для этой категории машин ставку тоже поднимут. Такое мнение выразил глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский.

«Я просто уверен, что это только временное послабление, чтобы шума не было слишком много сразу. Растянут удовольствие. Напомню, что в общественном обсуждении проекта увеличения сбора было 9221 голос "за" и 14 517 голосов "против". Но, видимо, обсуждение делалось не для того, чтобы узнать мнение народа», — констатирует Шумский.

Как рынок готовился к повышению утильсбора

Практически все эксперты, с которыми в последние месяцы общались корреспонденты Журнала Авто.ру по поводу ситуации на авторынке, были уверены, что власти поднимут утилизационный сбор. Не верили только в резкое разовое повышение на 80%. Однако подготовка к нововведениям началась ещё летом — импортёры и дилеры понимали, что налоговые ужесточения неминуемы.

Как объяснил в беседе с Журналом исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов, цены на новые автомобили в автосалонах начали поднимать заранее. По словам эксперта, любые колебания цен игроки авторынка обдумывают заранее и плавно закладывают их в стоимость машин, чтобы не отпугнуть клиентов резким повышением цен в октябре. И автомобили, которые россияне планируют приобрести в сентябре, уже будут дороже и ближе к ценникам, которые рынок увидит в октябре.

Больше интересных и полезных статей для автомобилистов — в Журнале Авто.ру