Казалось бы, чего проще - взять нашему любимому АвтоВАЗу за основу проверенный японский внедорожник по типу Suzuki Escudo образца начала нулевых годов, назвать его "Супер-Нива" и выпускать. Там же и рама, и моторы на выбор, и "автомат", и проходимость замечательная - фанаты "Нивы" будут просто молиться на такую машину.
Но, увы, все мы прекрасно понимаем, что это лишь несбыточные фантазии, и что в сложившихся обстоятельствах завод едва ли может справиться с выпуском "стокового" внедорожника. Подобных кардинальных обновлений ждать нам вовсе не стоит. А потому все просьбы от отечественных автомобилистов к АвтоВАЗу относительно "Нивы" ведут всего лишь к двум простым требованиям:
- сделайте "Ниву" в оцинковке, чтобы она перестала так безбожно "гнить"
- подтяните качество и ни в коем случае не пытайтесь сделать из "Нивы" современный внедорожник - машина хороша в том виде, в котором она задумывалась изначально
Однако у завода свой путь и свои гениальные планы на легендарную модель, в которых, кстати говоря, тоже есть здравый смысл. Наконец-то, спустя 48 лет "непрерывного совершенствования" внедорожник от АвтоВАЗа действительно ждёт совсем новая страница в своей истории. Этот популярный автомобиль, который уже 48 лет радует своих поклонников, наконец-то получит обновленный двигатель.
Казалось бы, а в чем новость?
АвтоВАЗ уже несколько лет к ряду вовсю рассказывает, что вот-вот, ещё немного и в следующем году мы точно увидим новый мотор на "Ниве". Но в этот раз дело зашло далеко и модель наконец-то получила долгожданное обновление - новый силовой агрегат на 122 л.с. от "Гранты".
Порадовались этому далеко не все, на то есть веские причины.
Во-первых, данный "оспортивленный" мотор от младшей модели "Лады" не совсем то, что нужно "Ниве". По своей сути этот 16-ти клапанный 1.6 литровый мотор является "верховым" и внедорожнику подходит с натяжкой.
Во-вторых, сразу же возникла куча вопросов по типу: "а что с коробкой", "а как трансмиссия переварит?", "а как долго оно проездит без поломок?". Но на этот счет ВАЗ успокаивает всех своих фанатов и критиков - конфигурацию откатали на прототипах, все "живет" и ничего не "ломается", хоть и верится в это с трудом.
В-третьих, главный повод для недовольства заключается в том, что двигатель этот будет устанавливаться лишь на версию "Спорт", ценник на которую объявлен нехилый - 2-2.5 млн рублей. Чистое безумие.
Ещё один мотор
Однако кроме вышеупомянутого агрегата от "Гранты" ВАЗ решил освежить "старушку" ещё одним мотором, который встанет на замену давно устаревшему 1.7 литровому двигателю. Ставить его будут на "стоковые" версии без всяких приставок "спорт". Просто проследите и прочувствуйте весь масштаб и легендарность этого обновления: в 1977 году "Нива" получила двигатель 80 л.с., а теперь, в грядущем 2025 "Ниву" наконец-то оснастят двигателем в 90 "лошадок" - 10 л.с. длиною в 48 лет.
Двигатель объемом 1.8 литра встанет под капот как обычной "Нивы", так и модели "Тревел", и если отмотать "пленку" немного назад, то можно припомнить, что на внедорожник уже ставили 1.8 литровый агрегат. Однако то был "опелевский" след в истории АвтоВАЗа, не получивший продолжения. На этот раз мотор целиком и полностью свой, без заимствований и прочих реинжиниринговых манипуляций.
Откуда агрегат и какие характеристики?
Здравствуй, новый 1.8L 8v на 90 сил.
ВАЗ пошел не самым сложным путем и взял то, что "было под рукой" - в основе лежит блок от 1.8 литрового агрегата "Весты". Этот мотор не так давно обновился, получив приставку EVO, в него внесли целый ряд конструктивных изменений, благодаря которым в него теперь без особого труда и потери в надежности можно будет внедрить турбину (умельцы найдутся и порадуются такому обновлению, уж поверьте).
Но это не чистая "копия" мотора "Весты" - вместо 16 клапанной ГБЦ агрегат получит всего 8 клапанов, мощность, естественно, будет гораздо скромнее. Завод обещает выжать из этого 1.8-литровго "зверя" целых 90 сил, при этом обещают выровнять полку крутящего момента и сделать его доступным с 1500 оборотов. Точных цифр пока не называют, однако в многочисленных анонсах не раз говорилось о "бензиновом моторе с дизельным характером", что бы это ни значило.
Даже при меньшей мощности относительно 1.6 л двигателя на 122 л.с. такой агрегат кажется более выгодным для установки под капот "Нивы" - тяговый, низовой, с большей отдачей, чем нынешний 1.7 литровый. Теперь "Нива" точно поедет, как надо. Но и тут есть свои подводные камни.
Не трудно догадаться, что взятый за основу "Вестовский" мотор будет иметь ременной привод ГРМ вместо цепного, как на старом добром "Нивовском" движке. Такое не очень жалуют любителе глубокого во всех смыслах бездорожья.
Ну и, конечно же, главный вытекающий из этого обновления минус - такая "Нива", очевидно, получит существенную прибавку в цене. Стоимость, скорее всего, как раз будет где-то между обычной "Нивой" и той самой "заряженной" с приставкой "Спорт". Согласен, разброс между 1 млн и 2 млн рублей большой, но не переживайте, ВАЗ сумеет найти способ "усреднить" ценник и выдать продукт и за 1.5 и за 1.8 млн рублей, это предприятие делать умеет.
Дорого? Несомненно.
Уже устали твердить, что за эти деньги в "Ниве" должен быть и "автомат", и негниющий кузов, и безопасность с кучей опций. Завод в ответ играет в молчанку, да и ответить ему, честно говоря, на это не на что, вся ситуация говорит сама за себя: машины покупают? - покупают. И ещё лет 40 будут покупать. А раз берт так, значит и работать над новой "Нивой" никто не будет.
Конечно, есть проекты, есть задумки и даже готовые варианты, они тоже у ВАЗа есть. Но какую экономическую выгоду они принесут заводу? Очевидно, что никакую. Представим ситуацию - ВАЗ все-таки решился на создание "Нивы-Вижн" на платформе актуального "Дастера". Где брать элементы системы полного привода? Сколько предстоит влить деньжат в разработку? А самое главное - сколько это добро будет стоить по итогу? Ответ один -стоит будет столько, что покупателей не найдется, будьте уверены.
Создавать что-то новое невыгодно, отбить все возможные затраты продажами на внутренний рынок ВАЗ не осилит, а заграница в этом вопросе уже точно не поможет - там своих "Дастеров" и прочих кроссоверов, заслуживших авторитет, предостаточно. Жаловать "Ладу" там будут едва ли. Получается замкнутый круг - чужое на рынок не впускаем, своего не делам. На кой все это тогда нужно - совершенно неясно.
Как бы там ни было, спасибо АвтоВАЗу, что хоть мотор новый на старушку поставят, может это хоть как-то взбодрит интерес покупателей к продукции завода. В удивительное время живем - внедорожник, который был создан в СССР, популярен в советское время, теперь в современной России, в 21 веке получает шанс привлечь новое поколение поклонников лишь благодаря подобным "обновлениям", а не полноценной модернизацией, на которую завод не готов.
Что же, будем смотреть, как будет развиваться отрасль отечественного автопрома. Главное, чтобы такими темпами прогресса, 48-ю годами "прорывов" и выпуском советской техники на современный лад управленцу Максиму Соколову не пришлось вообще запретить ввоз и продажу иномарок, иначе ВАЗ накроется медным тазом.
Есть ли у вас мысли на этот счет, и в пору ли "Ниве" такой агрегат - делитесь своими рассуждениями в комментариях. Спасибо за внимание.