Найти тему

Вывод тепловых сетей из эксплуатации в связи с критериями ТСО

В последнее время вывод тепловых сетей из эксплуатации становится достаточно распространенным явлением. Во многом это связано с введением Правительством РФ критериев теплосетевых организаций и несоответствием этим критериям большинства владельцев тепловых сетей.

Учитывая, что на сегодняшний день несоответствие критериям не позволяет владельцам тепловых сетей получать компенсацию за их содержание, но при этом за ним по-прежнему сохраняются все обязанности владельца (уплата налогов, обеспечение надежности и т.п.), одним из доступных и легитимных способов решения этой проблемы является вывод тепловых сетей из эксплуатации.

Но, как правило, такое развитие событий невыгодно единой теплоснабжающей организации (ЕТО), которая в результате вывода сетей из эксплуатации может лишиться технической возможности для теплоснабжения своих потребителей, присоединенных к «проблемной» сети.

Это, в свою очередь, сопряжено для ЕТО с прекращением договоров теплоснабжения невозможностью исполнения (ст. 416 ГК РФ), потерей клиентов и, как следствие, убытками.

Убытки ЕТО могут быть связаны и с претензиями потребителей к качеству (бесперебойности) теплоснабжения, в т.ч. с требованиями потребителей о взыскании ущерба (ст.ст. 15, 547, 1064 ГК РФ), о перерасчете стоимости тепла (п. 124(7) Правил № 808) и т.п.

При определенных обстоятельствах обусловленное выводом тепловых сетей из эксплуатации нарушение бесперебойности теплоснабжения сопряжено для ЕТО и с риском наступления уголовной и (или) административной ответственности, предусмотренной:

  • ст. 215.1 УК РФ «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения»;
  • ст. 330 УК РФ «Самоуправство»;
  • ст. 7.23 КоАП «Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами»;
  • ст. 14.31 КоАП «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке»;
  • ст. 19.1 КоАП «Самоуправство».

Поэтому для ЕТО актуальна задача по выработке мер, направленных на профилактику вышеуказанных рисков.

Законодательство предусматривает возможность приостановки вывода сетей из эксплуатации сроком на 3 года. И ЕТО конечно может воспользоваться этой опцией. Но она не решает задачу профилактики рисков, поскольку спустя 3 года проблема вывода снова станет актуальной.

Поэтому в качестве основного решения целесообразно рассматривать достижение договоренности с владельцем сетей об отказе от планов по их выводу из эксплуатации и о последующей передаче прав на «проблемный» участок сети (продажа, аренда, безвозмездное пользование, дарение, отказ от права собственности и т.п.) заинтересованному лицу, например, ЕТО или муниципалитету.

В случае недостижения договоренности об отказе от планов по выводу тепловой сети из эксплуатации ЕТО необходимо реализовать меры по предотвращению дефицита тепловой энергии с включением необходимых для этого мероприятий в схему теплоснабжения (абз. 3 п. 26, абз. 2 п. 29 Правил вывода № 1130). Одной из таких мер может быть, например, строительство ЕТО нового участка тепловой сети, замещающего выводимый из эксплуатации участок, с последующим учетом расходов ЕТО на строительство сети в стоимости тепловой энергии, реализуемой потребителям, подключенным к новому участку сети.

Энергоюристы онлайн — первый в России специализированный сервис правовой онлайн-поддержки в энергетике