Воздвижение Креста Господня – одно из главнейших событий Годового Круга Православной Церкви. Это двунадесятый праздник, в который совершается особый церковный чин – вынос и пятикратное воздвижение Честного Креста на четыре стороны света.
ПОЧЕМУ МЫ ПОКЛОНЯЕМСЯ ИМЕННО КРЕСТУ?
В древние времена крест являл собою одно из самых жестоких орудий казни. Это был символ языческого варварства, которое изобрели вовсе не распявшие Христа римляне, а древние персы.
Распятие на кресте считалось самой позорной казнью, совершенно недостойной цивилизованных жителей Рима. Потому римских граждан так не казнили – такому позору подвергали лишь преступников из покоренных римлянами земель, а тех, кто по происхождению был римлянином, обычно лишали жизни через усечение мечом – ведь казнь через распятие была очень долгой и мучительной.
Но благодаря тому, что Сам Сын Божий прикоснулся к этому позорному орудию Пречистым Своим Телом, Крест превратился из постыдного инструмента казни в символ человеческого Спасения и Надежды. Он получил, как выражаются церковнослужители, «особое Божественное Присутствие», и с тех пор в нем незримо пребывает Божия Слава.
НЕСКОЛЬКО ИСТОРИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ О ПРАЗДНИКЕ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЯ
Господь сурово покарал иудеев за Распятие Его Сына.
Около 70-го года нашей эры Священный град Иерусалим был полностью разрушен римлянами, а жители некогда великого государства Израиля – те, что не были истреблены в той схватке – рассеялись по всему миру и были долгое время гонимы земными народами.
На руинах священной столицы поверженных иудеев римляне основали новое поселение, которое назвали Элия Капитолина. А на том месте, где некогда возвышался величественный Иерусалимский Храм, язычники воздвигли громадное капище в честь главного бога своего пантеона – громовержца Юпитера.
С тех пор минуло почти три столетия.
К власти в Империи пришел благочестивый царь Константин. Его мать, равноапостольная царица Елена, совершив путешествие из Рима в Элию Капитолину, обрела там Честное Древо Креста Господнего. О подробностях, связанных с обретением той Великой Находки, извлеченной из-под идольского капища времен императора Адриана, оставил воспоминания современник царицы – историк Геласий Кесарийский.
Царица Елена отыскала Крест Искупителя на дне полузатопленной подземной пещеры, под многочисленными наслоениями строительных отходов. Сегодня это место известно верующим под названием «цистерны святой Елены». В наши дни туда ежедневно приезжают многочисленные паломники.
Крестов в пещере обнаружено было три. Это подтвердило евангельский рассказ о том, что вместе с Сыном Божиим были распяты два разбойника.
Чтобы выяснить, какой же из этих крестов является Орудием Распятия Спасителя, их, по Преданию, поочередно приложили к почившей девушке, воскресшей чудесным образом после соприкосновения с Древом Креста Господня. Потому с той поры христиане называют Крест Животворящим.
Найденный Крест был показан собравшемуся у места раскопок народу, а в его лице и всему христианскому миру. Сопровождавший царицу святитель Макарий несколько раз высоко поднимал Крест над головой, поворачивая Его во все стороны, чтобы Святыню увидели даже в самых отдаленных участках собравшейся толпы, и чтобы все люди смогли поклониться этой Великой Реликвии.
Около 335 года недалеко от Голгофы воздвигли величественную базилику Воскресения Христова и установили новое торжество, названное Днем Обновления - то есть днем освящения этого храма и еще некоторых других строений, возведенных на месте Крестных Страданий Иисуса Христа. Празднование этого торжества начиналось 13 сентября (или 26 сентября по новому стилю) и продолжалось 8 суток.
Во второй день торжеств – 14 (27) сентября – решено было вспоминать событие Воздвижения Креста Господня – то есть вспоминать о том, как под несмолкаемые крики ликующей толпы святитель Макарий высоко поднимал найденный Крест Господень над головами множества людей, собравшихся в тот час у пещеры, в которой нашли Реликвию.
Почему для торжества избрана была именно эта дата доподлинно неизвестно. Исследователи полагают, что здесь, вероятно, проведена параллель с днем казни Спасителя – 14 ниссана. А, возможно, что празднование установили на 40-й день после другого великого торжества - Преображения Господня.
Кипрский подвижник VI-го столетия Александр Монах свидетельствовал, что торжество это «установлено отцами по велению императора».
Через три столетия после установления праздника Воздвижения Креста Господня произошло ужасное событие. Коварные персы, напав на Иерусалим, опустошили город и полностью его разграбили, а Великую Святыню христиан – Крест, на Котором распяли Спасителя, увезли с собой.
Вернуть Священное Древо Господне удалось через 14 лет в царствование императора Ираклия. После того, как в марте 631-го года Крест Спасителя «возвратили из плена», в честь этой Святыни было установлено еще два торжества: 6(19) марта – в честь обретения равноапостольной царицей Еленой Честного Креста и гвоздей, и в Крестопоклонную неделю Великого поста.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИКОНАХ ЭТОГО ПРАЗДНИКА
Изображения данного торжества известны с IX-го столетия. Древнейшим из них принято считать миниатюру из «Слова Григория Назианзина».
Однако первые иконы представляют собой не привычные нам сегодня сцены Воздвижения Креста Господня с участием патриарха Макария и равноапостольной царицы Елены, а совершение чина Крестовоздвижения в Софийском соборе Константинополя. Более же знакомые нам образы, изображающие непосредственно событие Поднятия обретенного Креста над головами ликующих христиан, появились несколько позднее. По мнению исследователей, они получили распространение не ранее Х-го столетия. На Руси они стали известны с XII века.
О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ?
- Памятуя о чудесном воскрешении, произошедшем во время обретения Креста Господня, верующие молятся перед этой иконой об излечении их от тяжелых недугов и о здравии тяжело больных близких
- Перед этим образом молятся о разрешении сложнейших жизненных ситуаций – когда человек длительное время находится в гнетущих обстоятельствах, и у него не хватает сил нести свой крест.
- К этому образу притекают с молитвами о помощи в борьбе с искушениями.
- К помощи Воздвигнутого Креста Господня прибегают люди, пострадавшие от колдовства, чародейства и иных магических воздействий.