Люди эмоциональные, с образной яркой речью иногда говорят страшные вещи. И странным образом этого не замечают. Это же просто сравнения, метафоры! Так часто употребляемые, что стали общим местом!
Но вы вдумайтесь только в эти образы. Они ужасны.
«Я совершенно раздавлен!», - а вы видели раздавленных людей? По-настоящему раздавленных? Только представьте.
«Ноги подкосились, ноги не держат, сломался хребет!», - представить страшно.
«Моё сердце разбито», «я задыхаюсь», «это меня убило», - не надо так говорить. Особенно - в непростые времена, когда стрессов много.
Поменьше мрачных метафор. В экзистенциальное время слово приобретает особую силу. Может сплотить, дать силы, наполнить смыслом и добром. А может стать разрушительным императивом.
Великие поэты это знали. Стихи - это образы; произрастающие из образов метафоры и символы. Которые обретают мощное влияние. Становятся «заклинанием».
«— Я хочу дать вам один совет, — расставаясь с молодым поэтом, сказал однажды Борис Пастернак. — никогда не предсказывайте свою трагическую смерть в стихах, ибо сила слова такова, что она самовнушением приведет вас к предсказанной гибели» (Е. Евтушенко. Волчий паспорт. М., Вагриус, 1998).
О том же писал и академик Д.С.Лихачев. Поэты, призывавшие смерть, умерли рано. Хотя они были молоды, хотели жить; разумеется, хотели! Но увлеклись мрачными образами. И воплотили их в слова: красиво! Впечатляюще. И опасно для жизни.
Вот и подумайте, стоит ли уснащать речь такими образами. Просто представьте то, что говорите. И желание произносить эти слова исчезнет.
Контроль речи полезен. И отношения с окружающими могут улучшится. Люди не очень хотят слышать и представлять без нужды страшные картины. Полегче и поосторожнее; чтобы не навлечь настоящую беду…
Анна Кирьянова