По материалам Исторической секции Государственного департамента США
(Office of the Historian, US Department of State)
Первый внешнеполитический кризис, с которым столкнулся избранный президент Джон Ф. Кеннеди, не был сосредоточен ни в Берлине, ни на Кубе, ни на островах у материкового Китая, ни во Вьетнаме, ни в какой-либо из наиболее известных горячих точек холодной войны, а в не имеющем выхода к морю, бедном Лаосе. Это был главный вопрос, на котором Кеннеди и его команда по внешней политике - госсекретарь Дин Раск, министр обороны Роберт С. Макнамара и советник по национальной безопасности Макджордж Банди - сосредоточились в дни, предшествовавшие инаугурации Кеннеди 20 января 1961 года.
Кеннеди встретился с президентом Эйзенхауэром за день до своей инаугурации, преследуя две цели. Он ожидал, что встреча «послужит определенной цели, успокоив общественность в гармонии перехода. Поэтому укрепит нашу позицию». Его основное внимание было сосредоточено на Лаосе. «Я беспокоился», - рассказал он своему секретарю, - «получить некоторые обязательства от уходящей администрации относительно того, как они будут обращаться с Лаосом, который они нам передают. Я думал, что было бы особенно полезно иметь некоторое представление о том, насколько они готовы к вмешательству».
Администрация Эйзенхауэра оставила Кеннеди запутанную, сложную и неразрешимую ситуацию. Лаос был жертвой географического месторасположения: исследование RAND того периода резюмировало о стране как «едва ли нация, за исключением юридического смысла, Лаос не имел возможности защитить свою недавнюю независимость. Его экономика была неразвитой, его административные возможности примитивными, его население разделено как по этническому, так и по региональному признаку, а его элита разобщена, коррумпирована и неспособна руководить». Но это чрезвычайно слабое государство было «пробкой в бутылке», как подытожил Эйзенхауэр на своей встрече с Кеннеди; уходящий президент ожидал, что его потеря станет «началом потери большей части Дальнего Востока».
Администрация Эйзенхауэра годами работала над созданием сильного антикоммунистического бастиона в Лаосе, оплота против коммунистического Китая и Северного Вьетнама. Хотя эта стратегия была привлекательна на карте, она полностью противоречила характеристикам лаосского государства и народа. К 1961 году Лаос был раздроблен политически, и за контроль боролись три фракции. Соединенные Штаты оказали поддержку генералу Фуми Носавануи, чьи войска вели бои с нейтральными силами под командованием капитана Конг Ле. Советские самолеты осуществляли миссии по снабжению войск Конг Ле. Лидер нейтралистов и бывший премьер-министр Суванна Фума отправился в изгнание в Камбоджу, но оставался влиятельным и активным в лаосской политике. Его сводный брат Суфановонг возглавлял партию Патет Лао, где доминировали коммунисты, которая установила контроль над обширной территорией вдоль границы Лаоса и Северного Вьетнама. Силы Фуми не имели большой народной поддержки, оказались неэффективными в бою и, казалось, были на пути к военному поражению.
Администрация Эйзенхауэра руководила созданием Организации Договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО) именно для такого рода непредвиденных обстоятельств. Однако в этом первом серьезном испытании Соединенные Штаты не смогли заручиться поддержкой альянса для вмешательства. Ее основные европейские державы, Великобритания и Франция, считали Фуми незаконным правителем и поддерживали Суванну Фуму; они были категорически против военных действий в Лаосе. Межведомственный анализ, подготовленный в январе 1961 года, констатировал: «Поскольку СЕАТО была создана для реагирования в обстоятельствах, подобных тем, что сейчас существуют в Лаосе, но не предпринимала никаких действий, она ставит под сомнение не только свою собственную репутацию, но и надежность Соединенных Штатов как ее создателя... СЕАТО становится средством, с помощью которого наши союзники навязывают нам ограничения». Когда администрация Эйзенхауэра достигла своих последних дней, Соединенные Штаты столкнулись с перспективой одностороннего военного вмешательства в отчаянной попытке спасти ситуацию. Помимо огромных логистических проблем, связанных с вмешательством, ввод американских войск повысил существенный риск военного противостояния между США и СССР.
Кеннеди столкнулся с выбором между двумя бесперспективными стратегиями: добиваться военного решения, весьма вероятно, требуя одностороннего вмешательства со стороны вооруженных сил США; или внести существенный сдвиг в политику, добиваясь прекращения огня и нейтрализации Лаоса. Он отверг военный вариант, хотя и поощрял наступление Фуми, призванное укрепить его позицию на переговорах. Наступление Носавана с треском провалилось. Кеннеди открыл свою пресс-конференцию 23 марта 1961 года с продолжительного обсуждения Лаоса, призвав к прекращению военных действий и переговорам, ведущим к нейтрализации и независимости Лаоса. Патет Лао принял предложение о прекращении огня 3 мая. Эта задержка дала армии Северного Вьетнама время провести наступление в южном Лаосе, захватив деревню на перекрестке дорог Сепон и территорию, необходимую для продления тропы Хо Ши Мина до западной стороны Аннамитских гор на границе между Лаосом и Южным Вьетнамом. Лаос был главной темой на саммите в Вене 4 июня, когда Кеннеди и советский премьер Никита Хрущев договорились об общей цели прекращения огня, нейтралитета и коалиционного правительства; как резюмировал Хрущев, «основной вопрос заключается в достижении соглашения между тремя силами в Лаосе, чтобы можно было обеспечить формирование действительно нейтрального правительства». Кеннеди считал Лаос тестовым случаем для перспектив американо-советского сотрудничества в областях, где сверхдержавы могли бы достичь общих целей и избежать конфронтации.
Кеннеди назначил У. Аверелла Гарримана послом по особым поручениям в первые дни своей администрации, а затем формализовал политическую роль Гарримана, назначив его помощником государственного секретаря по делам Дальнего Востока в следующем ноябре. Гарриман взял на себя руководство организацией американской политики в отношении Лаоса, когда 16 мая 1962 года в Женеве состоялось начало международной конференции по Лаосу. В нее вошли четырнадцать стран-участниц: СССР, Лаос, Китайская Народная Республика, Северный Вьетнам, Южный Вьетнам, Польша, США, Франция, Великобритания, Индия, Бирма, Камбоджа, Канада и Таиланд. Тем временем три лаосские фракции вели переговоры о составе коалиционного правительства. К следующему марту Гарриман разочаровался в Фуми и решительно изменил американскую политику в сторону коалиционного правительства во главе с Суванна Фумой. Лаосские группы достигли соглашения о составе коалиционного правительства 12 июня 1962 года, а Женевская конференция достигла соглашения о Декларации о нейтралитете Лаоса 23 июля.
Эти соглашения предусматривали создание коалиционного правительства в Лаосе под руководством Суванны Фумы, при этом должности в кабинете министров были распределены между тремя фракциями. Декларация о нейтралитете Лаоса и связанные с ней протоколы призывали к выводу всех «иностранных регулярных и нерегулярных войск, иностранных военизированных формирований и иностранного военного персонала» под надзором Международной комиссии по надзору и контролю в Лаосе (МКНК), состоящей из представителей Индии, Польши и Канады. МКНК будет действовать на основе принципа единогласия, что является изменением по сравнению с практикой 1954–1958 годов, когда она действовала по правилам большинства. Интеграция и демобилизация трех лаосских армий будут проводиться коалиционным правительством, и ни МКНК, ни другие международные стороны не будут контролировать или обеспечивать выполнение этих критически важных мероприятий.
Эти соглашения были вскоре нарушены, что имело долгосрочные последствия для Лаоса и его соседей. 27 августа Северный Вьетнам провел символический вывод 15 войск, а 9 октября Северный Вьетнам уведомил министерство иностранных дел Лаоса о том, что его войска были выведены в соответствии с Женевскими договоренностями. Однако Северный Вьетнам продолжал свои консультативные, логистические и боевые действия в поддержку Патет Лао в нарушение соглашений. Северный Вьетнам также продолжал расширять свой территориальный контроль в Южном Лаосе, чтобы обеспечить свои логистические линии в районах боевых действий в Южном Вьетнаме. Соединенные Штаты отозвали свои военные консультативные группы в соответствии с Женевским соглашением, но впоследствии отреагировали на нарушение Северного Вьетнама, поддержав вооружённые силы народности мэо и Таиланда, а также предоставив экономическую и военную поддержку правительству Фумы и его армии.
https://history.state.gov/milestones/1961-1968/laos-crisis