15 сентября в Нижнем Новгороде возобновил работу исторический Кремлевский фуникулер 1896 года постройки. Подъемник, который проходит под стенами Нижегородского кремля, восстановили согласно историческим фотографиям и документам. Известно, что он не работал с 1920-х годов. И только спустя почти 100 лет он вновь начал служить людям.
Отметим, что в России работают всего три фуникулера: во Владивостоке, Нижнем Новгороде и Сочи. Между тем во многих городах бывшего СССР, Европы и Америки это весьма важный вид транспорта, который используется в условиях больших перепадов высот. Кроме того, фуникулеры часто являются своего рода аттракционом, привлекающим внимание туристов.
Кремлевский фуникулер
Нижний Новгород
Построенный в 1896 году проработал 30 лет. В 2019-2024 гг. его восстановили по старым фотографиям и документам. Проходит под стенами Нижегородского кремля.
Владивостокский фуникулер
Владивосток
Построен в 1962 году на склоне сопки Орлиной. Пока он единственный в России работает как общественный транспорт. В 2002-2005 гг. был проведен его капитальный ремонт. Из окон фуникулера открывается вид на бухту Золотой Рог.
Фуникулер санатория имени Орджоникидзе
Сочи
Построенный в 1952 году, он соединял санаторий с пляжем. Проходил в том числе по 126-метровому тоннелю под Курортным проспектом. После закрытия в 2010 году санатория фуникулер также перестал работать и теперь заброшен.
Тбилисский фуникулер
Тбилиси
Построен в 1903-1905 гг., включает три станции и соединяет парк на горе Мтацминда с центром Тбилиси. Многие туристы не упускают возможность полюбоваться умопомрачительными видами грузинской столицы из вагонов.
Бакинский фуникулер
Баку
Открыт в 1960 году и соединяет площадь на проспекте Нефтяников и Нагорный парк. В 2012 году специально к конкурсу «Евровидение» был отреставрирован. Азербайджанские власти планируют продление линий фуникулера.
Одесский фуникулер
Одесса
Проходит вдоль Потемкинской лестницы, соединяя Приморский бульвар с портом. Открыт в 1902 году. В началом перестройки постепенно приходил в упадок и закрылся в 1997 году. Однако власти решили его восстановить, и в 2005 году он снова стал работать по принципу наклонных лифтов.
Киевский фуникулер
Киев
Один из первых фуникулеров в бывшей Российской империи, открытый в 1905 году после подъемников в Нижнем Новгороде и Одессе. За время своего существования не раз ремонтировался, а сама его линия продлевалась.
Алексотас
Каунас
В литовском Каунасе действуют сразу два фуникулера. «Алексотас» соединяет Старый город с вершиной одноименной горы. Из вагонов открывается хороший вид на реку Неман и окрестности. Открыт в 1935 году.
Жалякальнис
Каунас
Старейший фуникулер в Литве, открытый в 1931 году. В 1992 году признан объектом культурного наследия. Его вагоны стилизованы под довоенные, во время движения играет музыка, а сотрудники одеваются в форму образца 1951 года.
На наш взгляд, в башкирской столице с ее пересеченным рельефом фуникулеры могли бы также занять достойное место в транспортной и туристической составляющей.
А вам бы хотелось, чтобы в Уфе был фуникулер? И где бы вы его расположили?