Пунктом 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации в 2022, 2023 и 2024 годах вправе принимать решение, предусматривающее установление порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 № 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" (далее - Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 № 680) установлены случаи изменения существенных условий контракта в 2022-2024 годах при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения. В частности, пунктом "ж" части 1 Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 допускается изменение (увеличение) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315).
Постановление Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 принято как антикризисная, экстренная мера в ответ на макроэкономическую и внешнеполитическую ситуацию и в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы. Постановление Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 устанавливает условия, при совокупности которых, допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе") изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к указанному постановлению, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, а также порядок изменения существенных условий контракта (путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта).
Возникает закономерный вопрос об отсылке в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 к порядку, установленному Постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315. Для изменения (увеличения) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы должны учитываться все условия, указанные в Постановлении Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 (увеличение цены контракта возможно только по государственным контрактам, заключенных для обеспечения федеральных нужд; увеличение цены контракта возможно только по государственных контрактам, где заказчиками являются заказчики, указанные в перечне к Постановлению Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315; увеличение цены контракта не приводит к увеличению срока исполнения контракта и /или цены контракта более чем на 30 процентов; увеличение цены контракта возможно только для контрактов, заключенных до 31.12.2022) или только порядок, установленный Постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 (заключение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта)?
У Минстроя России однозначная позиция по данному вопросу (письмо № 32176-АВ/09 от 07.06.2024):
при изменении существенных условий контракта на основании подпункта "ж" пункта 1 постановления № 680, а именно изменение (увеличение) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, заказчики должны руководствоваться порядком, установленным постановлением № 1315, который предусматривает, в том числе, что изменения вносятся в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, а также соблюдение совокупности условий, в частности, о том, что контракт должен был быть заключен до 31.12.2022 и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
Минфин России (письмо № 24-06-07/61426 от 02.07.2024) указывает же, что:
при изменении (увеличении) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 Постановления № 680 следует руководствоваться исключительно порядком, установленным Постановлением № 1315.
ФЗ "О контрактной системе" установлены и другие основания, позволяющие изменить цену контракта.
Так, пунктом 1.3 части 1 статьи 95 ФЗ "О контрактной системе" допускается изменение цены контракта не более чем на 10 процентов цены контракта при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также по контрактам жизненного цикла и контрактам, где предметом является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 112 ФЗ "О контрактной системе" дополнена частью 65.1, которая в редакции Федерального закона от 25.12.2023 № 625-ФЗ "О внесении изменений в статью 98 Федерального закона "О государственной контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" позволяет по соглашению сторон изменять существенные условия контракта (в том числе и цену контракта), заключенного до 01.01.2025, если при исполнении контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Указанные изменения осуществляются с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 ФЗ "О контрактной системе" на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.