Найти тему
ФИНтерьер

Миллиардеры спасают Детройт. Но хватит ли этого для возрождения города?

Еще недавно Детройт был символом упадка американской промышленности. Город, некогда процветавший благодаря автогигантам, погряз в долгах, преступности и запустении. Казалось, что возврата к былой славе уже не будет. Но в последние годы в Детройте забрезжила надежда. И во многом это заслуга нескольких миллиардеров, решивших вложиться в возрождение города.

Главным героем детройтского ренессанса стал Дэн Гилберт, основатель ипотечной компании Quicken Loans (ныне Rocket Cos.). Начиная с 2010 года, он скупил более 100 зданий в центре города и вложил миллиарды долларов в их реконструкцию. Сейчас его компании принадлежит около 40% офисных площадей даунтауна. Гилберт не только отремонтировал полуразрушенные небоскребы, но и заполнил их своими сотрудниками и привлек других арендаторов, включая Amazon и Microsoft.

К делу подключились и другие богачи. Семья Форд, владеющая автоконцерном, выкупила и отреставрировала исторический вокзал, превратив его в современный офисный комплекс. Там разместятся подразделения Ford и Google. А клан Илитч, разбогатевший на сети пиццерий Little Caesars, построил в центре новую спортивную арену и перенес туда свою штаб-квартиру. Совокупно эта троица миллиардеров сейчас контролирует около 70% офисной недвижимости даунтауна.

Результаты их усилий впечатляют. Еще 10 лет назад центр Детройта напоминал город-призрак. Теперь там кипит жизнь - открываются модные рестораны и бары, селится продвинутая молодежь, проводятся массовые мероприятия вроде драфта НФЛ. Впервые за 70 лет население города выросло. Даже автогигант General Motors решил перенести свою штаб-квартиру в небоскреб, построенный Гилбертом.

Казалось бы, это история успеха. Миллиардеры не только спасли Детройт от окончательного упадка, но и вдохнули в него новую жизнь. Однако не все так просто. У этого ренессанса есть и обратная сторона.

Во-первых, возрождение пока коснулось лишь центра города. В то время как даунтаун застраивается элитным жильем и офисами, остальной Детройт по-прежнему прозябает в нищете. Уровень бедности в городе втрое выше среднего по стране, безработица растет, а преступность остается одной из самых высоких в США. Получается, миллиардеры создали оазис благополучия посреди городских трущоб.

Во-вторых, будущее этого оазиса весьма туманно. Гилберт и компания планируют построить еще 2 млн кв. футов офисов, хотя уже сейчас 14% площадей пустуют. Чтобы заполнить их, нужно привлечь в город еще больше компаний и сотрудников. А сделать это в эпоху удаленной работы и экономии офисных расходов будет ой как непросто. Тем более что другие города, вроде Майами или Остина, сейчас гораздо активнее переманивают к себе технологичные стартапы и молодые таланты.

Плюс ко всему, амбициозные проекты миллиардеров требуют огромных инвестиций. Например, совместный девелоперский план Стивена Росса и семьи Илитч на $1,5 млрд пока не получил финансирования из-за высоких ставок и осторожности банков. Если экономика США вползет в рецессию, подобные мегапроекты рискуют быть заморожены на неопределенный срок.

Наконец, возникают вопросы о том, насколько полезно для города, когда горстка богачей контролирует большую часть его недвижимости и ключевых активов. По сути, Гилберт, Форды и Илитчи превратили Детройт в свою вотчину, от которой зависит благополучие всех горожан. Это может быть оправдано в кризисной ситуации, но в долгосрочной перспективе несет риски монополизма, непотизма и игнорирования интересов рядовых жителей.

-2

Так что возрождение Детройта силами миллиардеров - это палка о двух концах. С одной стороны, без их денег и энергии город вряд ли бы смог подняться с колен. Частные инвестиции помогли оживить даунтаун, создать новые рабочие места и вернуть людям надежду на будущее. Это большое достижение, учитывая, в какой яме находился Детройт всего 10 лет назад.

С другой стороны, модель "олигархического урбанизма" имеет свои пределы и побочные эффекты. Она не решает системных проблем города - бедности, неравенства, преступности, отсталой инфраструктуры. Более того, она может усугубить социальное расслоение, создав "город в городе" для богатых и креативных, окруженный гетто для всех остальных. Наконец, такая модель уязвима перед кризисами и капризами рынка - если миллиардеры потеряют интерес или деньги, Детройт рискует снова впасть в депрессию.

Так что городу, помимо частных инвестиций, нужна комплексная стратегия развития, нацеленная на решение социальных проблем, диверсификацию экономики, улучшение госуправления и вовлечение местных сообществ. Только так можно добиться устойчивого возрождения, которое принесет пользу всем жителям, а не только элите.

Пока же Детройт находится на перепутье. Усилия миллиардеров дали ему шанс на вторую жизнь. Но чтобы не упустить этот шанс, городу предстоит долгий путь реформ и инвестиций в человеческий капитал. Иначе он рискует повторить судьбу других ржавых городов Америки, которые так и не смогли оправиться от деиндустриализации.

Впрочем, опыт Детройта в любом случае поучителен. Он показывает, что даже самые депрессивные города могут возродиться, если найдутся люди, готовые вложить в них деньги, энергию и веру. И пусть путь возрождения тернист и непрост, он все же лучше, чем бездействие и уныние.

Кто знает, может через 10-20 лет мы будем ставить Детройт в пример другим городам, переживающим упадок? Может статься, что модель "филантропического капитализма" станет новым трендом в урбанистике XXI века. Ведь в мире немало миллиардеров, которые хотят оставить след в истории и готовы тратить деньги не только на яхты и особняки, но и на преобразование целых городов.

Конечно, скептики скажут, что это утопия и что частный капитал не заменит эффективного госуправления и активного гражданского общества. И в чем-то они правы. Одни миллиардеры не спасут Детройт, если сами горожане не возьмут судьбу города в свои руки. Но они могут стать катализатором перемен, привлечь внимание к проблемам, вдохновить людей на действия.

В конце концов, большинство жителей Детройта вряд ли волнует, кому принадлежат небоскребы в центре и как зовут их владельцев. Для них гораздо важнее, чтобы в городе появлялись новые рабочие места, снижалась преступность, улучшалось качество жизни. И если миллиардеры помогут достичь этих целей - пусть даже из тщеславия или прагматизма - люди будут им благодарны.

Так что пожелаем Детройту удачи. Пусть его пример вдохновит другие города, оказавшиеся на обочине прогресса. Пусть он докажет, что возрождение возможно даже там, где, казалось бы, нет никакой надежды. И пусть миллиардеры, вкладывающие в него деньги, войдут в историю не только как удачливые бизнесмены, но и как визионеры, сумевшие разглядеть будущее там, где другие видели только руины прошлого.

А как вы относитесь к опыту Детройта? Верите ли вы, что миллиардеры могут стать двигателями городского развития? Или скептически смотрите на "олигархический урбанизм"? Поделитесь своим мнением в комментариях.