Французский психолог Теодюль Рибо выделил два подхода к творчеству: полный и сокращенный. Все зависит от возникновения идеи в творческом процессе: в самом начале (полный) или ближе к середине (сокращенный).
I. Полный:
1 фаза. Идея, которая завоевывает внимание. Созревание, которое может длиться долго или коротко. Сознательная фаза может занимать значительный период времени.
2 фаза. Момент открытия или изобретения.
3 фаза. Проверка или применение. Очень короткая во временном отношении, так как основная работа уже выполнена.
Мышление с развитой логикой и терпение, упорство. Работа преимущественно сознательная, а действия медленные. К представителям этого подхода Т. Рибо причислил: Ньютона, Гамильтона, Дарвина, Кеплера.
II. Сокращенный, в основе созерцательный, связан с инсайтом, внезапным пониманием решения задачи.
1 фаза. Общая подготовка (бессознательно). Может занять очень мало времени.
2 фаза. Идея. Вдохновение. Возникновение.
3 фаза. Период построения и развития. Длительная по времени фаза, так как предварительной работы не было и идею нужно привести в более отчетливую форму.
Соответствует стремительность, отличающаяся в замысле, дающая почти все сразу. Работа преимущественно бессознательная, а действия быстры. Примерами служат: Моцарт, Шекспир, Эдгар По.
Каждый из творческих подходов определяет соответствующий темперамент или, наоборот, темпераменту соответствует определенный темп, который в свою очередь отвечает за тот или иной способ творческого процесса.
Рибо делает вывод, что результаты творческого процесса
«зависят не столько от предмета изобретения, сколько от индивидуального темперамента» [1, с.124].
Этот вывод подтверждается исследователем интеллекта Л.Л. Терстоуном, он
«обратил внимание на слабую связь творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом, он указал на взаимосвязь творческой активности с особенностями темперамента и способностью быстро усваивать и порождать идеи» [2].
Два процесса соответствуют индуктивному (полный, от деталей к целому) и дедуктивному (сокращенный, то есть от общего к частному) методам.
Основоположник аналитической психологии К. Г. Юнг исследовал творческий процесс создания художественных произведений и выделил две стратегии, которым следуют творческие личности.
«В одном случае речь идет о преднамеренном, сознательном и направленном творчестве, обдуманном по форме и рассчитанном на определенное желаемое воздействие. В противоположном случае дело идет, наоборот, о порождении бессознательной природы, которое является на свет без участия человеческого сознания, иногда даже наперекор ему, своенравно навязывает ему свои собственные форму и воздействие» [3, с.295].
Основатель гуманистической психологии А. Маслоу в работе «Дальние пределы человеческой психики» исследует креативность и развивает концепцию самоактуализирующейся личности.
В этом вопросе А. Маслоу выделяет две фазы (типа, этапа),
«креативность делится на первичную и вторичную. Первичная креативность, или этап вдохновенного творчества, обязательно должна быть отделена от вторичной - от процесса детализации творческого продукта и придания ему конкретной предметной формы. Эта вторая стадия включает в себя не только и не столько творчество, сколько тяжелую рутинную работу, и ее успех в значительной степени зависит от самодисциплины художника, который иногда всю свою жизнь осваивает инструменты, совершенствует умения и навыки, изучает материалы, прежде чем сможет полностью выразить то, что видит или чувствует» [4, с.90-91].
С одной стороны, первичная и вторичная креативность представляют собой два последовательных этапа, две фазы творческого процесса, но с другой стороны, они рассматриваются как два отдельных типа личности.
А. Маслоу уделил больше внимания рассмотрению креативности первого типа, этапу вдохновения или озарения,
«творческий человек в минуты вдохновения, в момент прилива вдохновения как начальной фазы творчества забывает о прошлом и будущем и живет лишь в настоящем» [4, с.93].
Способность «раствориться в настоящем» является основой творчества, то есть прошлое-будущее в моменте настоящего растворяются друг в друге и в этом единстве возникает интегрирующая творческая личность, все происходящее переживается как прорыв, экстаз, высшее переживание.
«Основная характеристика пикового переживания – это полная поглощенность делом, это погруженность в настоящее, оторванность от времени и места» [4, с.94-95].
Высококреативные личности, согласно исследованиям Маслоу, отличаются: силой и мужеством, отказом от страха и самоконтроля, наивностью восприятия и поступков, готовностью принять, доверием вместо борьбы, даоистической восприимчивастью, эстетическим восприятием, уникальностью, слиянностью, абсолютной спонтанностью и т.д.
Критическое переосмысление переживаний необходимо и оно происходит на стадии «вторичной креативности», когда происходит построение и детализация. Вторичная креативность А. Маслоу рассматривается с позиции активизации защитных механизмов, связанных с переживанием фрустрации и страха, механизмов контроля, рассудочного мышления, порядка, логики, терпения, прагматизма, динамики приспособления.
«Динамические попытки приспособиться к окружающему миру, обрести здравый смысл, подчиниться физической, биологической и социальной реальности убивают. У большинства людей это проявляется не так остро, как у страдающих от обсессивно-компульсивного невроза, но меня беспокоит, что процесс нормального взросления становится для нас все опаснее и опаснее» [4, с.123-124].
Креативность нельзя включить кнопкой как лапочку, нельзя овладеть ей посредством обучения или подражания, так как она не поддается алгоритмам, но можно указать путь к ней, и он направлен в сторону психологии и идентичности.
Философ, экономист Н.Н. Талеб метафорично выделяет два «типа реакций», две динамические стороны.
Первая – это «турист», когда отдельные исторические объекты связываются в тур, маршрут, в программу действий. Этот вид движения основан на уже известных вещах. Туристы обычно путешествуют организованно, в группах.
Второй, «рациональный фланер – это человек, который, в отличие от туриста, пересматривает свой маршрут на каждом шагу, чтобы сделать его зависимым от получения новой информации» [5, с.261].
Рациональный фланер, это гуляющий, он выходит на прогулку без конкретного плана, ему свойственна внезапность. Примером «рационального фланера» в художественной литературе может выступить Шерлок Холмс из произведений Артура Конан Дойла.
Вернемся к Т. Рибо, который делил деятельность творческого воображения на два отдела: художественные изобретения и практические изобретения.
Практические изобретения имеют «общую черту: они возникли вследствие жизненной потребности, вследствие одного из условий человеческого существования. Прежде всего существуют практические изобретения в узком смысле слова: все, что касается пищи, одежды, защиты, жилища и проч. Каждая из этих частных потребностей вызывала изобретения, приспособленные для соответствующей цели» [1, с.35-36].
Можно сказать, что практические изобретения связаны с культурным удовлетворением потребностей и социальной адаптацией. К «практическим» относятся изобретения, которые соответствуют условиям коллективного существования, поддержанию социальных связей, это создание различных организаций, политических партий, военных формирований.
Т. Рибо допускает бесполезность искусства и поэтому художественные изобретения у него берут начало из «потребности в роскоши», из игры, как подготовительного этапа или прелюдии к жизни.
Один из основоположников социальной психологии Габриэль Тард в своем труде "Сущность искусства" утверждает, что открытия или изобретения промышленности подразумевают обмен, обращение, удовлетворение естественных потребностей (еды, безопасности, предметов роскоши), распространяя их на широкую область.
Потребности в промышленности стремятся предотвратить физические потери: едой, одеждой, оружием, или силами, теплом, источниками различной энергии, что в той или иной степени связано с приспособлением к реальности, с адаптацией.
С точки зрения Г. Тарда, различие между искусством и промышленностью заключается в степени, диапазоне, в искусстве потребности менее естественны, менее регулярно повторяются, как в случае с едой или ношением кепки и т.п. Художественные произведения актуальны в подобной сфере, а промышленные - востребованы широкими массами, разнообразной средой.
Искусство для Г. Тарда предстает как «воображаемая возлюбленная. Она не отвечает потребности, она отвечает любви. Искусство связано, таким образом, с инстинктом воспроизведения себе подобных» [9, с.62-63].
Многие авторы к художественным произведениям действительно относятся как к рожденному ими живому существу, например, подобное сравнение мы встречаем у К.Г. Юнга
«неплохо было бы представлять процесс творческого созидания наподобие некоего произрастающего в душе человека живого существа. Аналитическая психология называет это явление автономным комплексом» [3, с.295].
Тард приходит к выводу, что отличительным признаком произведений искусства является то, что они являются результатом любви, которая по своей природе созидательна. Если нет влечения, нет любви, то и создать, произвести что-либо невозможно. Однако и промышленное творчество также созидательно, хотя оно и связано с естественными потребностями и обменом, значит, и в нем присутствует любовь.
С точки зрения Тарда, можно предположить, что промышленное творчество - это нуждающаяся, просящая любовь на стадии адаптации, а искусство - это формирующаяся любовь на стадии самоопределения.
Заключение
Итак, в психологии выделяют два основных стиля творческого процесса, у разных авторов они именуются по-разному, но имеют схожие черты.
Первый стиль творческого процесса назовем его процессом творческой адаптации, где важную роль играют следующие аспекты: сознание; индукция; внешняя организация; экстраверсия; терпение; практическая польза; изобретения связаны с обращением, обменом; прикладная наука, промышленность, определяются потребностями, знанием; актуальны для широкой разнородной массы людей.
Второй стиль творческого процесса - это процесс творческого самоопределения, который характеризуется следующими чертами: бессознательное; дедукция; "когнитивная организация", то есть систематизация, классификация и т.д.; эстетическое восприятие, постижение единства или созерцание; продуцирование идей, новизна; спонтанные действия; интроверсия; предпочтение в творчестве уединения; результаты связаны с фундаментальной наукой, определяются формой протекания процессов, поэтому могут быть развиты в дальнейшем; актуальны для соответствующих сообществ, связанных с наукой, искусством, религией.
Творческий процесс не возникнет сам по себе, а только в творческой личности.
Список использованной литературы:
1. Рибо Т. Творческое воображение / перевод с франц. Е. Предтеченского, В Ранцева. СПб.: Типография Ю.Н. Эрлих, Садовая, № 9., 1901. – 318 с.
2. Ароян Нелли Творческое мышление в системе понятий современной психологии // Wisdom. 2014. №1 (2). С.118-126.
3. Юнг К.Г. Архетип и символ / Сост. и вступ. ст. А.М. Руткевича. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2018. - 336 с.
4. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Питер, 2017. – 448 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
5. Талеб Н.Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса / Н.Н. Талеб; пер с англ. - М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. - 768 с.
6. Левин К. Теория поля в социальных науках.: Пер. с англ. - СПб.: «Сенсор», 2000. - 368 с. (Мастерская психологии и психотерапии).
7. Самохин В.П., Мещеринова К.В. Памяти Майкла Фарадея (1791 - 1867) // Машиностроение и компьютерные технологии. 2018. – №1. – С.65-112.
8. Самохин В.П., Тихомирова Е.А. Томас Альва Эдисон (170-летие со дня рождения) // Машиностроение и компьютерные технологии. 2017. – №2. – С.157-201.
9. Тард Г. Сущность искусства: Пер. с фр. / Под ред. и с предисл. Л.Е. Оболенского, Изд. 2-е – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 120 с. (Из наследия философской мысли: эстетика).