Найти тему

Анархия, феминизм и вольнодумство: Жизнь Эммы Гольдман

Оглавление

Бывают люди, которые словно созданы, чтобы встряхнуть мир. Эмма Гольдман - как раз из таких. Представьте себе: конец 19 века, чопорная викторианская эпоха, а тут появляется она - дерзкая, бескомпромиссная, с горящими глазами. Анархистка, феминистка, вольнодумка - Эмма наделала столько шума, что эхо её слов до сих пор не утихает.

Ранние годы и формирование взглядов 

Эмма родилась в 1869 году в литовском захолустье. Тогда это была Российская империя - не самое уютное место для еврейской девочки с бунтарским характером. Отец у Эммы был тот ещё деспот - только дай волю, запер бы дочку дома до самого замужества. Но не тут-то было!

В 16 лет наша героиня рванула в Америку. Мечтала, небось, о золотых горах, а получила швейную фабрику в Рочестере. Добро пожаловать в страну больших возможностей, как говорится. Именно там, среди грохота машин и удушающей вони, Эмма поняла: что-то в этом мире не так.

А потом случилась трагедия на Хеймаркет. Казнь анархистов в 1886 году стала для Гольдман моментом истины. Представляете, сидит она вечером, читает газету, а там такое... И вдруг понимает: нельзя больше молчать. Нужно действовать!

И понеслась. Митинги, листовки, пламенные речи. Эмма быстро стала той ещё занозой для властей. Знаете, как в кино бывает - герой находит своё призвание и сразу становится крутым? Вот и Гольдман, кажется, родилась для того, чтобы будоражить умы и сердца.

Анархистская деятельность 

Знаете, что общего между Эммой Гольдман и динамитом? Оба способны перевернуть мир с ног на голову! Наша героиня ворвалась в анархистское движение как ураган. Её идея была проста: долой любую власть, даже если она прикидывается доброй тётушкой.

Эмма мечтала о мире, где каждый сам себе хозяин. Никаких начальников, никаких президентов - только свобода и равенство. Звучит утопично? Возможно. Но Гольдман умела так зажигательно об этом говорить, что люди слушали с открытыми ртами.

Конечно, властям такие речи были как кость в горле. Эмму арестовывали чаще, чем иной человек ходит в магазин. Но тюремные решётки её не останавливали. Наоборот, каждый арест только подливал масла в огонь её убеждений.

А ещё Гольдман дружила с Александром Беркманом. Вместе они были как Бонни и Клайд анархизма, только без ограблений банков. Хотя... Покушение на промышленника Фрика в их послужном списке всё-таки было. Правда, неудачное.

Эмма не боялась замарать руки. Она организовывала митинги, печатала подпольные газеты, помогала рабочим бастовать. Для властей она стала настоящей головной болью. А для простых людей - символом борьбы за справедливость.

Феминизм и борьба за права женщин 

Если бы Эмму Гольдман занесло в наше время, она бы наверняка стала звездой YouTube с каналом "Феминизм без купюр". Ну а в начале 20 века ей приходилось довольствоваться уличными митингами и подпольными собраниями.

Эмма смотрела на положение женщин в обществе и думала: "Да ну, к чёрту!". Замужество? Pfff, легализованная проституция, не иначе. Материнство? Прекрасно, если по собственному желанию, а не потому, что "так надо". Право голоса? Конечно, но этого мало!

Гольдман мечтала о том, чтобы женщины могли сами распоряжаться своим телом и судьбой. Она громко говорила о контрацепции, когда другие стыдливо шептались об этом по углам. Представляете, какой это был скандал? Всё равно что сейчас прийти на семейный ужин и начать обсуждать свою сексуальную жизнь.

А ещё Эмма критиковала традиционный брак. Мол, это клетка, где любовь умирает. Вместо этого она предлагала свободные отношения. В общем, была той ещё занозой в мягком месте консервативного общества. Для добропорядочных граждан её идеи были как гром среди ясного неба. Но, знаете, иногда нужен хороший пинок, чтобы мир начал меняться.

Атеизм и критика религии  

Эмма Гольдман была той ещё занозой для церковников. Представьте себе: конец 19 века, все чинно ходят в церковь по воскресеньям, а тут она – во всеуслышание заявляет, что Бога нет, а религия – это сказки для взрослых.

Для Эммы вера была чем-то вроде старых башмаков: вроде и привычно, но ходить неудобно, да и выглядит нелепо. Она считала, что религия – это костыль для тех, кто боится стоять на собственных ногах.

"Если твой Бог запрещает танцевать, то к чёрту такого Бога!" – примерно так рассуждала Гольдман. Она верила не в небесные кущи, а в земную справедливость. И знаете что? Многим это нравилось больше, чем обещания райских яблок в загробной жизни.

Эмма не стеснялась в выражениях, критикуя церковь. Для неё это была не святая обитель, а контора по промывке мозгов. "Хватит молиться, пора действовать!" – вот её главный посыл. И, надо сказать, этот призыв находил отклик в сердцах многих.

Литературная деятельность 

Эмма Гольдман не только говорила, но и писала так, что чернила, казалось, вот-вот задымятся. Её перо было острее кинжала и опаснее динамита. Когда Эмма садилась за печатную машинку, власти начинали нервно оглядываться по сторонам.

Главным детищем Эммы стал журнал "Mother Earth". Нет, это не про садоводство и огородничество. Скорее, инструкция по выращиванию революции в домашних условиях. Каждый номер был как бомба: анархизм, феминизм, свободная любовь – полный набор для всех, кто хотел перевернуть мир с ног на голову.

А ещё Гольдман написала книгу "Анархизм и другие эссе". Звучит скучновато? Ха! Это как назвать рок-концерт "музыкальным мероприятием". Книга била наотмашь по всем устоям общества, от политики до семейных ценностей.

Эмма писала так, будто каждое слово могло стать последним. И знаете что? Иногда так оно и было – цензура не дремала.

Последние годы жизни и наследие 

Представьте себе: вы всю жизнь боролись за свободу в стране, которую считали домом, а потом вам говорят: "Чемодан-вокзал-Россия!" Примерно это случилось с Эммой в 1919 году. Америка, которую она так любила и так яростно критиковала, выставила её за дверь.

Но Гольдман была не из тех, кто раскисает. "Ну и ладно, - подумала она, - весь мир - театр, сыграем на другой сцене!" И понеслась. Сначала – в Россию, посмотреть на революцию вблизи. Ага, как же! Быстро поняла, что красные комиссары ничем не лучше американских капиталистов.

Потом была Европа, книги, лекции. А в 1936 году грянула гражданская война в Испании. Эмме было уже под 70, но она рванула туда, будто ей снова 20. Воевала? Нет. Но поддерживала анархистов, помогала чем могла.

Умерла Гольдман в 1940-м. Казалось бы - всё, занавес. Но не тут-то было! Её идеи, как вирус, продолжали заражать умы. Хиппи, панки, феминистки - все они немножко дети Эммы.

Сегодня её имя не на слуху. Но знаете, что забавно? Многое из того, о чём она кричала с трибун, теперь кажется само собой разумеющимся. Так что, может, мы все немножко Эмма Гольдман?