Простой приём для создания кадра.
Город Фудзикавагутико в Японии стал интернет-сенсацией, когда городской совет установил барьер, чтобы закрыть вид на гору Фудзи. Туристы буквально взбирались друг на друга и на крыши местных магазинов, чтобы сделать идеальный снимок. Вскоре барьер был снят, когда ситуация нормализовалась.
Однако этот пост не о барьерах, закрывающих вид. Я не папарацци и не стремлюсь им быть. Речь пойдёт о заборах, в частности, о временных заборах из сетки-рабицы. Такие заборы — лучшие друзья городского фотографа. Они бывают двух видов: диагональные, как на фото выше, и квадратные, как на фото ниже.
Я не говорю о куриной сетке — у неё слишком маленькие ячейки и слишком плотная сетка, хотя её можно использовать для живой съёмки.
Ниже представлена фотография, сделанная через квадратный забор. Мне повезло, что на этом мосту, соединяющем Художественный музей Филадельфии с районом университета Дрекселя, были оба вида заборов на одном пролёте. Квадратный забор был снят под углом, что добавило кадру сильные диагонали в сочетании с железнодорожной линией. Я всё ещё решаю, какой из вариантов мне нравится больше.
Было бы лучше запечатлеть эти виды «без забора» и легко? Может быть, но тогда не было бы переднего плана, который ввёл бы зрителя в кадр. В этом месте город братской любви не хотел, чтобы я или кто-либо другой свалился в преждевременную смерть.
Мосты отлично подходят как для съёмки через заборы, так и для городских пейзажей. Строительные заборы лучше, чем постоянные, потому что промежутки в них меньше, чтобы человек не мог пролезть, но достаточно большие, чтобы можно было просунуть объектив. Заборы из проволоки, на ступень выше куриной сетки, — лучшие.
Очень важно подвести камеру как можно ближе к забору, ближе минимальной дистанции фокусировки, иначе на f16 всё будет в фокусе.
Иногда сам забор представляет интерес.
Забор есть забор. Человеческий мозг запрограммирован на распознавание повторяющихся паттернов и находит их скучными до определённой степени. Поэтому забор не должен быть в фокусе, даже если сам по себе он интересен.
Раньше только в Азии люди выражали свою любовь, прикрепляя замки на забор мостов. Сейчас эта традиция распространилась на все крупные города мира. В Корее эти замки называют «замками любви», и их прикрепление стало популярным романтическим занятием среди молодых пар, особенно в известных местах. Это символ надежды на то, что их любовь продлится вечно, и способ заявить о своих чувствах. Они как бы кричат зрителю: «Мы были здесь!»
Эти замки бывают разных размеров и форм, и многие из них очень блестящие, благодаря чему они выделяются на фоне чёрного забора. С солнцем за спиной серебристые замки, особенно когда они мокрые, создают приятный эффект боке на переднем плане.
К слову, у меня никогда не получается сделать удачные снимки через заборы в цвете. Яркий красный забор на переднем плане, да ещё и не в фокусе, сильно отвлекает внимание. Однако наш мозг, при некоторой тренировке, способен мысленно «убрать» чёрную неструктурированную сетку и восполнить пробелы, которые она создаёт.
Иногда рама окна справляется с ролью кадра.
«Кадр в кадре» — старый приём художников. Он изолирует основной объект, создавая визуальные границы вокруг него, что, в свою очередь, добавляет глубину благодаря дополнительному слою и ментальной отметке глубины. Это помогает сосредоточить внимание зрителя, предоставляя зону размытия на изображении.
Иногда кадр также даёт контекст. Кто помнит фильм «Окно во двор»? Чтобы «кадр в кадре» не выглядел банально, часть изображения тоже должна быть закрыта, а не только его края. Заборы как раз это делают. Съёмка через строительную сетку скрывает тот факт, что вы изучали старых мастеров перед съёмкой. Это позволяет вам заявить о себе как о природном гении (если вам нужно это сделать).
На фото ниже тень от забора создаёт эффект, который обычно получается с помощью фильтра «поджечь края». Поскольку геометрия кадра не параллельна сторонам изображения, она становится заметным стилистическим элементом. Также помогает тот факт, что у здания на снимке есть косые и неровные стороны. Обычное квадратное здание выглядело бы неуместно.
Так как кадр — это элемент с высоким контрастом, основной объект тоже должен быть таким. Мне повезло, что появились облака, а я заранее установил красный фильтр Tiffen #25 перед монохромным сенсором. Сам вид был удачей. Мне наскучила экскурсия по колледжу, и я попытался сбежать по лестнице. Там оказалось это окно и вид. «Fortis Fortuna iuvat» (удача помогает смелым). Ищите удачу, и она найдёт вас.
Если вам повезёт, у вас будет овальное окно с квадратной решёткой, как в этом здании XVII века в Берлине, Шарлоттенбург. Сейчас такие уже не делают. Овальные окна и декоративные заборы требуют ручной работы. Каждое уникально, в отличие от массово производимых идеальных круглых иллюминаторов на круизных кораблях. Король Фридрих I в Пруссии построил этот караульный домик. Барочные короли могли позволить себе такие роскошные заборы.
Эта съёмка была сложной, потому что автофокус постоянно перескакивал между железными прутьями и людьми. Также пришлось использовать брекетинг экспозиции и постобработку, так как матричный замер пытался усреднить тёмные и светлые области.
Если у вас есть время, как при архитектурной съёмке, настройте камеру на ручной режим как для экспозиции, так и для фокусировки. У меня не было такой роскоши, так как группа туристов, увлечённых своими iPhone, могла бы уйти или зайти слишком далеко в кадр.