Найти тему
Лариса Чебатуркина

Мои любимые киммерийцы : Викентий Вересаев, Максимилиан Волошин, Константин Богаевский

Викентий Вересаев, Максимилиан Волошин, Константин Богаевский
Викентий Вересаев, Максимилиан Волошин, Константин Богаевский

Закончила текст вчера, а отправить не решалась: о том, что дорого, что любишь писать нужно иначе. Вот попробую сейчас совместить, что написала и что "осталось за кадром".

А за кадром осталось бесконечное восхищение некоторыми людьми начала ХХ века. Гумилёвым расстрелянным, но не сломленным... Лодзинским, знавшим, что Гумилёв арестован, а на его квартире - засада, тем не менее пришедшим на эту квартиру. Зачем? Чтобы продемонстрировать другу, что человеческие отношения, мужская дружба и честь остаются для него наиглавнейшим в жизни? И этой троицей киммерийцев, сохранившей дружбу до конца своих дней.

Их близкая дружба пришлась на времена великого разлома, времена революций и войн первой четверти ХХ века. Казалось, в безумной и бессмысленной жестокости невозможно было встретить даже искорки человечности, но они сумели остаться людьми даже в нечеловеческих условиях.

Происходящее в стране они воспринимали как гибель цивилизации, как трагедию гибели могущественной державы. Разум отказывался принимать происходящее вокруг. Спасением стала пылкая, не знающая меры любовь к легендарной земле Киммерия, стране синих гор, о которой рассказывал Геродот и которая, по мнению этого античного историка, находилась на землях современного восточного Крыма.

К. Богаевский, Панно для особняка Рябушинского в Москве, 1912.
К. Богаевский, Панно для особняка Рябушинского в Москве, 1912.

Их дружба основывалась не на общности взглядов. Вересаев – армейский врач, участник Первой мировой войны, классический реалист XIX века и марксист по убеждениям, искренне ненавидящий царский произвол и капитализм. Волошин, воспитанный на Пушкине, Гете и Гейне, на Толстом и Тургеневе, – последний романтик Серебряного века. Константин Богаевский ученик известнейших живописцев его времени: Айвазовского, Шишкина, Куинджи, преданный своему художественному таланту настолько, что наиважнейшим в его жизни было наличие красок и холста...

У таких разных - общая любовь к почти мифической Киммерии. Почему?

Вот где-то рядом разгадка, чувствую её... Выразить бы словами 😊

На память приходит 1991 год - переворот в ЧИА ССР. Недоумение, растерянность от всего, что происходит вокруг... и детская игра сына и его друзей в "племя Варачей". В этой вымышленной ими стране не было места всему ужасному и кровавому, что творилось вокруг... Вспоминается в связи с этим и вымышленная героями Льва Кассиля Швамбрания... или прекрасная "новая родина" Николая Рериха.

"Канченджанга", Н,К,Рерих
"Канченджанга", Н,К,Рерих
"Святое озеро", Н.К. Рерих
"Святое озеро", Н.К. Рерих

Мне кажется, эти трое, убегая от действительности, всем сердцем приняли идею существования некогда прекрасной страны – Киммерии... и её морей (Чёрного и Азовского), и поверили, что киммерийцы способны поднять силой духа даже из пепла свою прекрасную родину. Эта объединяющая их идея "новой родины" (главное – не терять в себе человеческое), стройная, красивая и ... простая (а еще, как мне кажется, очень важная для сегодняшнего дня) помогала им выжить в кровавом безумстве века.

В своей книге воспоминаний «Коктебель», написанной уже после смерти Волошина (ещё один штрих исключительной порядочности Вересаева: писал правду о Волошине тогда, когда сталинские репрессии его близкому другу уже не могли навредить) рассказывает :

Он с гордостью заявлял, что Маркса не читал и читать не будет…
Однажды при белых на одной из дач был подпольный съезд большевиков. Контрразведка накрыла его, участники съезда убежали в горы, а один явился к Волошину и попросил его спрятать. Волошин спрятал его на чердаке, очень мужественно и решительно держался с нагрянувшей контрразведкой, так что те даже не сочли нужным делать у него обыска. Когда спасённый впоследствии благодарил его за это, он сказал:
– Имейте в виду, когда вы будете у власти, я так же буду поступать с вашими врагами…
В общем… для Советской власти он был мало приемлем.

Все они были неординарными, талантливыми людьми, к тому же умеющими поддерживать и сохранять человеческие отношения, а значит в высшей степени порядочными людьми. И бесстрашными, если дело касалось спасения человеческой жизни, желающими открыто протянуть руку ближнему, попавшему в беду. В 1919 году Вересаев и Волошин помогали освобождать Осю Мандельштама из-под ареста крымскими властями большевиков. Спасли... в тот раз.

Вересаев, как марксист, не смог оставаться на "внепартийной революционной платформе":

Когда Советская власть в 1919 году овладела Крымом, я заведовал в феодосийском наробразе отделом литературы и искусства и пригласил в репертуарную комиссию Волошина (Из книги воспоминаний "Коктебель")

Но объяснять, я думаю не нужно, почему у Волошина и тут не сложилось. Однако для Вересаева Волошин остался близким другом и "лучшим из живущих ныне поэтов». Волошин же в ответ даст Вересаеву прозвище «Мой Плетнев», намекая на помощь критика П.А. Плетнёва Н.В. Гоголю в книгопечатании. Вересаев так же помогал «коктебельскому отшельнику» выходить в мир советской литературы и зарабатывать на хлеб насущный.

Фото В.Вересаева из свободного доступа
Фото В.Вересаева из свободного доступа

Киммерия создавались ими игрою воображения, полетом фантазии, была плодом импровизации не в меньшей мере, чем зоркости реалистического зрения и отличной художественной памяти. У этой их полумифической страны появились свои художники — Константин Богаевский, Максимилиан Волошин.

М. Волошин и К. Богаевский
М. Волошин и К. Богаевский

В их пейзажах почти не изображается человек, только первозданная природа, да кое-где дело рук человеческих, еще слишком слабых перед могуществом мироздания —каменное жильё или крепость, или корабль

"Корабли" К.Богаевский
"Корабли" К.Богаевский
В своих композициях я пытаюсь передать образ этой Земли — величавый и прекрасный, торжественный и грустный.
"Страна синих гор" К.Богаевский.
"Страна синих гор" К.Богаевский.
Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником…(Константин Богаевский)
Акварельный пейзаж М. Волошина
Акварельный пейзаж М. Волошина
М. Волошин, акварель
М. Волошин, акварель

Киммерия была для них прекрасной мечтой и, в то же время, клятвой верности друг другу.

Аполитичность, сострадание, милосердие, человечность и исключительная порядочность считались основными условиями возрождения и существования их почти выдуманной новой родины. При этом они реализовывали свою идею с безукоризненной точностью и красотой.

Помните характеристику, данную Волошину Мариной Цветаевой : «За каждого и ни против кого» – , и слова самого поэта: «… единственная форма активной деятельности, которую я себе позволил, – это мешать людям расстреливать друг друга» (Максимилиан Волошин)

P.S. я не ставила целью подробно познакомить вас с жизнью и творчеством этих замечательных, талантливых людей. Мне очень хотелось рассказать вам о том, почему я их так люблю.

А к их творчеству, надеюсь, я смогу вернуться в ближайшее время.

До встречи 😊