Закончила текст вчера, а отправить не решалась: о том, что дорого, что любишь писать нужно иначе. Вот попробую сейчас совместить, что написала и что "осталось за кадром".
А за кадром осталось бесконечное восхищение некоторыми людьми начала ХХ века. Гумилёвым расстрелянным, но не сломленным... Лодзинским, знавшим, что Гумилёв арестован, а на его квартире - засада, тем не менее пришедшим на эту квартиру. Зачем? Чтобы продемонстрировать другу, что человеческие отношения, мужская дружба и честь остаются для него наиглавнейшим в жизни? И этой троицей киммерийцев, сохранившей дружбу до конца своих дней.
Их близкая дружба пришлась на времена великого разлома, времена революций и войн первой четверти ХХ века. Казалось, в безумной и бессмысленной жестокости невозможно было встретить даже искорки человечности, но они сумели остаться людьми даже в нечеловеческих условиях.
Происходящее в стране они воспринимали как гибель цивилизации, как трагедию гибели могущественной державы. Разум отказывался принимать происходящее вокруг. Спасением стала пылкая, не знающая меры любовь к легендарной земле Киммерия, стране синих гор, о которой рассказывал Геродот и которая, по мнению этого античного историка, находилась на землях современного восточного Крыма.
Их дружба основывалась не на общности взглядов. Вересаев – армейский врач, участник Первой мировой войны, классический реалист XIX века и марксист по убеждениям, искренне ненавидящий царский произвол и капитализм. Волошин, воспитанный на Пушкине, Гете и Гейне, на Толстом и Тургеневе, – последний романтик Серебряного века. Константин Богаевский ученик известнейших живописцев его времени: Айвазовского, Шишкина, Куинджи, преданный своему художественному таланту настолько, что наиважнейшим в его жизни было наличие красок и холста...
У таких разных - общая любовь к почти мифической Киммерии. Почему?
Вот где-то рядом разгадка, чувствую её... Выразить бы словами 😊
На память приходит 1991 год - переворот в ЧИА ССР. Недоумение, растерянность от всего, что происходит вокруг... и детская игра сына и его друзей в "племя Варачей". В этой вымышленной ими стране не было места всему ужасному и кровавому, что творилось вокруг... Вспоминается в связи с этим и вымышленная героями Льва Кассиля Швамбрания... или прекрасная "новая родина" Николая Рериха.
Мне кажется, эти трое, убегая от действительности, всем сердцем приняли идею существования некогда прекрасной страны – Киммерии... и её морей (Чёрного и Азовского), и поверили, что киммерийцы способны поднять силой духа даже из пепла свою прекрасную родину. Эта объединяющая их идея "новой родины" (главное – не терять в себе человеческое), стройная, красивая и ... простая (а еще, как мне кажется, очень важная для сегодняшнего дня) помогала им выжить в кровавом безумстве века.
В своей книге воспоминаний «Коктебель», написанной уже после смерти Волошина (ещё один штрих исключительной порядочности Вересаева: писал правду о Волошине тогда, когда сталинские репрессии его близкому другу уже не могли навредить) рассказывает :
Он с гордостью заявлял, что Маркса не читал и читать не будет…
Однажды при белых на одной из дач был подпольный съезд большевиков. Контрразведка накрыла его, участники съезда убежали в горы, а один явился к Волошину и попросил его спрятать. Волошин спрятал его на чердаке, очень мужественно и решительно держался с нагрянувшей контрразведкой, так что те даже не сочли нужным делать у него обыска. Когда спасённый впоследствии благодарил его за это, он сказал:
– Имейте в виду, когда вы будете у власти, я так же буду поступать с вашими врагами…
В общем… для Советской власти он был мало приемлем.
Все они были неординарными, талантливыми людьми, к тому же умеющими поддерживать и сохранять человеческие отношения, а значит в высшей степени порядочными людьми. И бесстрашными, если дело касалось спасения человеческой жизни, желающими открыто протянуть руку ближнему, попавшему в беду. В 1919 году Вересаев и Волошин помогали освобождать Осю Мандельштама из-под ареста крымскими властями большевиков. Спасли... в тот раз.
Вересаев, как марксист, не смог оставаться на "внепартийной революционной платформе":
Когда Советская власть в 1919 году овладела Крымом, я заведовал в феодосийском наробразе отделом литературы и искусства и пригласил в репертуарную комиссию Волошина (Из книги воспоминаний "Коктебель")
Но объяснять, я думаю не нужно, почему у Волошина и тут не сложилось. Однако для Вересаева Волошин остался близким другом и "лучшим из живущих ныне поэтов». Волошин же в ответ даст Вересаеву прозвище «Мой Плетнев», намекая на помощь критика П.А. Плетнёва Н.В. Гоголю в книгопечатании. Вересаев так же помогал «коктебельскому отшельнику» выходить в мир советской литературы и зарабатывать на хлеб насущный.
Киммерия создавались ими игрою воображения, полетом фантазии, была плодом импровизации не в меньшей мере, чем зоркости реалистического зрения и отличной художественной памяти. У этой их полумифической страны появились свои художники — Константин Богаевский, Максимилиан Волошин.
В их пейзажах почти не изображается человек, только первозданная природа, да кое-где дело рук человеческих, еще слишком слабых перед могуществом мироздания —каменное жильё или крепость, или корабль
В своих композициях я пытаюсь передать образ этой Земли — величавый и прекрасный, торжественный и грустный.
Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником…(Константин Богаевский)
Киммерия была для них прекрасной мечтой и, в то же время, клятвой верности друг другу.
Аполитичность, сострадание, милосердие, человечность и исключительная порядочность считались основными условиями возрождения и существования их почти выдуманной новой родины. При этом они реализовывали свою идею с безукоризненной точностью и красотой.
Помните характеристику, данную Волошину Мариной Цветаевой : «За каждого и ни против кого» – , и слова самого поэта: «… единственная форма активной деятельности, которую я себе позволил, – это мешать людям расстреливать друг друга» (Максимилиан Волошин)
P.S. я не ставила целью подробно познакомить вас с жизнью и творчеством этих замечательных, талантливых людей. Мне очень хотелось рассказать вам о том, почему я их так люблю.
А к их творчеству, надеюсь, я смогу вернуться в ближайшее время.
До встречи 😊