Найти в Дзене

Байкал: Кругобайкальская железная дорога и как мы к ней плыли

Оглавление

Кругобайкальская железная дорога (сокращенно КБЖД). Когда читаешь название, то представляется скорее вид транспорта, которым можно добраться до Байкала, нежели достопримечательность. Но вот нет. Речь именно пойдет о местной достопримечательности - уникальном памятнике инженерного зодчества.

фото из интернета
фото из интернета

Приветствую тебя, читатель!

Как случилось, что железная дорога превратилась вдруг в объект посещения? Что бы все понять, обратимся немного к истории.

КБЖД
КБЖД

История

Кругобайкальская железная дорога в прошлом была железнодорожной частью Транссибирской магистрали. Изначально Кругобайкальским назывался участок в 260 км от порта Байкал на западном берегу озера до Мысовой на восточном (сегодня это г. Бабушкин). Восточная часть этого отрезка Транссиба (Слюдянка – Мысовая) продолжает действовать и сейчас в составе ВСЖД.

карта
карта
Еще в 1891 году Александр III издал указ о начале строительства Великого сибирского пути, получившего название Транссибирской магистрали. На следующий год был образован Комитет Сибирской железной дороги, в задачи которого входили выбор маршрутов, кредитование, контроль над строительными работами и др. Председателем Комитета стал наследник цесаревич Николай, впоследствии император Николай II.
При проектировании магистраль разделили на 7 участков, среди которых был Кругобайкальский. Непосредственно к строительству КБЖД приступили в начале 1902. Этот участок оказался самым ресурсоемким во всех отношениях: и по количеству работ, и по их сложности, и по стоимости он превзошел все железные дороги России.
Скалистый рельеф берега с крутыми откосами определил маршрут. Значительная часть дороги прокладывалась в тоннелях или на полках, вырубленных в скалах, откосы укреплялись подпорными стенками. Каждый километр Кругобайкалки обошелся в среднем в 130 тысяч рублей, тогда как на других участках Транссиба один километр стоил около 93 тысяч.
Что касается сроков, то строительство магистрали ускорило (на год) начало Русско-японской войны. Первый поезд по первому пути прошел через два с половиной года, в сентябре 1904, а в середине октября 1905 года было открыто постоянное движение. Второй путь был достроен в 1911-1915 гг. Кругобайкальская железная дорога, которую до революции называли «Золотой пряжкой стального пояса России», замкнула Транссибирскую магистраль вокруг Байкала и началась ее активная эксплуатация.

Архитектурно-ландшафтный заповедник

В начале 50-х годов из-за строительства плотины Иркутской ГЭС, перекрывшей Ангару, часть КБЖД пришлось разобрать и затопить. Вместо затопленной ветки, чтобы движение не останавливалось, была построена другая.

В настоящее время участок протяженностью 85 километров соединяющий город Слюдянка и “Порт Байкал” является железнодорожным тупиком. КБЖД потеряла свою стратегическую важность.

карта
карта

Однако, являясь одной из самых красивых и насыщенных инженерными сооружениями железных дорог мира, получила статус архитектурно-ландшафтного заповедника. Каменная кладка подпорных стенок органично сливается с живописными скалами, по которой вдоль узкой полоски побережья Байкала прошла магистраль.

Итальянская стенка
Итальянская стенка

Тоннели и галереи, мосты и виадуки, по праву считаются признанным инженерно-техническим шедевром, памятниками искусства, которым уже более ста лет.
Не зря в перечень объектов историко-культурного наследия общероссийского значения КБЖД внесена как памятник архитектуры. Здесь есть практически все, что накопила практика мирового железнодорожного строительства того времени.

мост КБЖД
мост КБЖД

На маршруте Слюдянка-2 – Байкал протянулось около 40 тоннелей общей длиной 9063 м, разместилось 16 каменных галерей (295 м), более 250 подпорных стенок, а так же около 470 мостов, виадуков и прочих водопропускных сооружений.
Уникальность всего комплекса заключается в изяществе инженерных и архитектурных решений, столь гармонично вписанных в береговую линию Байкала и сохранившихся до наших дней в своем первоначальном виде.

КБЖД
КБЖД

Маршрут КБЖД, помимо достопримечательностей самой железной дороги, изобилует многочисленными археологическими (стоянки древнего человека) и природными памятниками, среди которых известные «Птичий базар», «Мраморы порта Байкал», «Мыс Шаманский», «Белая Выемка», «Слюдянские озера» и другие. Инженерные и архитектурные комплексы совместно с ботаническими, зоологическими и геологическими воспринимаются как единые природно-культурные ансамбли.

Станции КБЖД: что и где посмотреть

Можно сказать, что по сложности работ КБЖД не переплюнули ни одни рельсовые пути в мире. А из-за самого Байкала, красивых скал и рельефных пляжей одно удовольствует здесь просто прокатиться или прогуляться.

На протяжении 82 километров вас ждет несколько остановок.

карта КБДЖ
карта КБДЖ

Какие-то из станций по маршруту КБЖД обычные разъезды и поселки, а рядом с какими-то есть интересные объекты и достопримечательности. Рассмотрим те, на которых есть, на мой взгляд, что-то интересное, и за старт выберем "Порт Байкал", так как мы начинали движение со стороны Листвянки:

  • Порт Байкал – конечная остановка, расположенная на берегу реки Ангара:
  1. Паромная переправа через Ангару от/до поселка Листвянка.
  2. Памятник паровозу.
  3. Музей КБЖД, если вам удастся в него попасть (работает с 14.00).
  4. Маяк на горе.
  5. Кладбище кораблей.
Памятник паровозу
Памятник паровозу
  • 79 км (Серебряный Ключ) – если возвращаться назад в сторону Порта Байкал есть речка с вкусной водой (от домика железнодорожника спускаетесь к речке, есть тропинка).
  • Уланово – здесь находится водоподъемное здание (высокая каменная труба как ориентир). Внутри была паровая машина, которая приводила в движение насос, заправляющий паровозы.
  • Итальянская Стенка – главная достопримечательность станции – подпорная стенка, которую называют «Итальянская», потому что строили ее итальянские мастера. Она очень красивая, с римскими арками.
Итальянская стенка
Итальянская стенка
  • 106 км (Ивановка), 107 км (Пономарёвка) – рядом с каждой станцией есть два моста: один железобетонный (действующий), второй металлический (заброшенный).
Между Пономарёвкой и Половинной находятся строения, относящиеся к Байкальскому подводному нейтринному телескопу. Сам телескоп расположен глубоко под водой – его задача ловить нейтрино. А на берегу всякие механизмы, чтобы обслуживать телескоп.
движение поезда по КБЖД
движение поезда по КБЖД
  • Половинная (110 км). Около этой остановки находятся:

В сторону Порта Байкал:

  1. В 100 метрах - самый длинный туннель (778 м). Он прямой, свет в конце туннеля виден все время.

В сторону Слюдянки:

  1. В 200 метрах - паровоз-памятник.
  2. В 250 метрах - заброшенный металлический мост и действующий железобетонный мост. Стоят параллельно.
  3. В 600 метрах самый короткий туннель длиной всего 31 метр. Для пассажиров электрички машинист сообщает, что нужно успеть загадать желание, пока поезд идет через этот туннель.

Название станции не связано с половиной пути, несмотря на мнение большинства (от Половинной до Слюдянки 57 км, а до порта Байкал 38 км). Но расценивать его как место, чтобы дойти до него в пешем походе вдоль достопримечательностей, а потом сесть на электричку до Слюдянки, например, вполне возможно. По отзывам бывалых туристов, пеший путь неспеша на весь маршрут до этого места (38 км) занимает ориентировочно три дня с двумя ночевками.

  • Маритуй – на остановке находится почта. При желании можно отправить открытку.
  • о.п. 120 км (Речка Маритуйка) – Поселок для рабочих КБЖД, в 1902 год место проживания инженера, отвечающего за строительство. Была больница, школа, церковь. Когда КБЖД стала тупиковой веткой, население поселка резко уменьшилось.
Годы строительства туннеля
Годы строительства туннеля
  • о.п. Киркирей (123 км)
  1. Место интересно тем, что здесь произошла стыковка Великого Сибирского пути. Последний костыль забил в шпалу министр путей сообщения. По легенде, костыль был золотой.
  2. Так же здесь находится комплекс из двух туннелей общей длиной 635 метров. Над туннелем расположен акведук, по которому в Байкал течет мощный ручей Киркирей.
  3. На выходе из туннеля построена огромная камнезадержательная подпорная стенка.
  4. А рядом сохранился недействующий заброшенный туннель. Его вывели из эксплуатации, потому что он начал разрушаться под действием обвалов.
  5. На этом участке около остановки Киркирей есть две ветки: действующая и недействующая (оборудована парой подпорных итальянских стенок с арками). Одна из таких стенок хорошо видна с железнодорожных путей со стороны Слюдянки.
  • о.п. 126 км (Колокольный) – старый пирс (его каркас сделан из бревен, а внутри набиты камни) и развалины моста.
старый пирс
старый пирс
  • о.п. 129 км (Баклань) — необычное устройство набора воды из Байкала. Система такая: ведро поднимают и опускают воротом (как в колодцах), но ведро ездит по проволоке. Нижний конец проволоки закреплен в озере на якоре.
  • о.п. 139 км (Малая Крутая Губа) – небольшое количество жилых строений и два моста: металлический (заброшенный), железобетонный (действующий).
мост
мост
  • о.п. 149 км (Старая Ангасолка) – маленький музей Рериха (художник останавливался здесь по пути в Азию). В 200 метрах от станции в сторону Слюдянки железобетонный мост, а с ним каменный акведук.
Между остановками Старая Ангасолка и Галерея Сосновая есть (около 800 и 400 м после Старая Ангасолка) две противооползневые галереи.
  • о.п. 154 км (Галерея Сосновая) – не доезжая 1,5 км до станции еще одна противооползневая галерея.
  • Култук – рабочий поселок.
  • Слюдянка-2 – находится в черте городской застройки, в 1 км от остановки есть сильно вдающийся в Байкал мыс Шаманский.
  • Слюдянка-1 – конечная остановка КБЖД. Находится в небольшом городке Слюдянка.

Основная достопримечательность – железнодорожный вокзал из белого мрамора. В нем есть маленький интерактивный музей (бесплатный), я писала о нем в отдельной статье про музеи Байкала.

Вокзал Слюдянки
Вокзал Слюдянки

Это путь и станции КБЖД вдоль которых можно либо идти пешком, либо проехать на поезде. Но к конечным станциям еще нужно добраться.

Как же попасть ко всем достопримечательностям?

Увидеть КБЖД можно круглый год. При чем какой бы транспорт вы ни выбрали, любой доставит вас к началу этого архитектурного ансамбля (пеший, железнодорожный, водный, воздушный). И даже конный.

фото с сайта гостевого дома "Царское подворье"
фото с сайта гостевого дома "Царское подворье"

Шутка, конечно, просто картинка на фоне туннеля понравилась.

При этом вам даже не потребуется специальной подготовки, пути КБЖД доступны абсолютно каждому. Не забывайте только о технике безопасности и пропуске. Да-да, КБЖД проходит по территории Прибайкальского национального парка, хотя принадлежит ВСЖД. Для посещения парка нужно платное разрешение. Если вы едите именно на поезде, без прогулок, то никаких разрешений не нужно.

Мое мнение - пропуск недорогой, можно расценить как билет за посещение, поэтому проще оформить, чем заморачиваться куда можно ступать, а куда нет. Контролеров можно и не встретить, но если проверят, а у вас его нет, то получите приличный штраф.

Наибольший поток туристов, конечно, сосредотачивается вдоль КБЖД летом. Тут располагаются палаточные лагеря, спортивные базы, а также базы отдыха, готовые предложить более комфортабельные условия. Про базы и места нашего размещения на Байкале я напишу в отдельной статье.

гостевой дом «Царское подворье»
гостевой дом «Царское подворье»

Способы добраться

  • Железнодорожный путь (самый традиционный)
    КБЖД – памятник действующий, по маршруту туда-сюда (Слюдянка – «Порт Байкал») курсирует несколько железнодорожных средств: электрички "Нерпочка", «Мотаня». А также тепловоз с несколькими вагонами, чтобы обеспечить жителей придорожных селений всем необходимым. Также в список перевозимого традиционно попадают туристы. До конечных станций можно добраться разными путями: к Порту Байкал - до Листвянки на машине/автобусе, потом на пароме до порта Байкал, к Слюдянке - на поезде от Иркутска, на машине/автобусе.
электричка "Нерпочка"
электричка "Нерпочка"

Если не хочется пересаживаться туда-сюда на поезд, то можно сразу воспользоваться специальным туристическим (в том числе с паровозом на паровой тяге).

фото из интернета
фото из интернета

В нем комфортабельные вагоны и остановки в наиболее интересных местах. Он сразу идет от Иркутска, либо наоборот из Порта Байкал в Иркутск (зависит от дня недели).

Программа маршрут туристического поезда по КБЖД
Программа маршрут туристического поезда по КБЖД
  • Пеший путь (самый интересный)
    Полностью, конечно вы весь путь КБЖД пешком не пройдете, да и не везде это имеет смысл. Но какую-то часть пути вполне себе можно выделить на туристический поход на 2-3 дня (например, от Половинной до порта Байкал), где сосредоточено больше всего инженерных достопримечательностей.
    Если же походы вообще не ваше, то стоит воспользоваться лишь малым пешим расстоянием, например, посетив интересные места в районе порта Байкал, или совместив с морской прогулкой.
пешком по туннелю КБЖД
пешком по туннелю КБЖД
  • Воздушный путь (самый дорогой и красивый)
    На любую экскурсию на Байкале, где нужно много посмотреть за небольшой промежуток времени, всегда можно заказать вертолет. Но удовольствие, понятное дело, не из дешевых. За то охват обалденный, еще и виды с высоты птичьего полета.
фото из интернета
фото из интернета
  • Водный путь (зимой - по льду)
    Ну и наверно один из самых популярных, наравне с железнодорожным, путь по воде на катере, пароме, кораблике или яхте (летом)/ по льду на Хивусе или снегоходе (зимой).

Мы воспользовались именно этим путем из Листвянки летом. Так как помимо достопримечательностей вдоль маршрута КБЖД, он предполагает высадку на берег и возможность пройтись пешочком, осмотреть некоторые тоннели и инженерные сооружения, устроить пикник и даже окунуться в озеро.

паром между Листвянкой и "Портом Байкал"
паром между Листвянкой и "Портом Байкал"

Морская прогулка вдоль КБЖД

Погрузившись на картер, экипировавшись спасательными жилетами, мы дружной компанией направились к КБЖД. Стоп-стоп-стоп, рано. Сначала заглянули к Шаман-камню. Он, конечно, к КБЖД никакого отношения не имеет, но находится недалеко по пути следования катера в сторону "Порта Байкал".

С воды камень видно плохо, так как его затопило, как и часть КБЖД, деревни и поселки, при строительстве плотины Иркутской ГЭС. Но на водной экскурсии немного, но можно его рассмотреть.

Осмотрев в "Порту Байкал" имеющиеся достопримечательности, мы, обогнав паром, двинулись вдоль береговой линии КБЖД.

Экскурсия проходила на быстроходном катере, который идет вдоль берега, что позволяет любоваться великолепными видами озера и сооружениями с воды: тоннелями, врезанными в скалы, мостами и виадуками.

Первая остановка, откуда мы совершили пешую прогулку, – поселок Шумиха. Отсюда нас ждала прогулка до Итальянской стенки - одной из самых красивых мест КБЖД. Стенка название свое получила из-за арок, очень напоминающих итальянскую архитектуру. Проект стены разрабатывал итальянец по фамилии Феррари.

Заехав в очередную бухту нас ждала вторая остановка, где мы полюбовались берегом и посетили коротенький тоннель, пройдя его насквозь и слушая легенды экскурсовода.

Наш тоннель был С-образный, поэтому некоторое время мы шли в темноте, подсвечивая себе путь фонариками смартфонов. Особо впечатлительные остались ждать у входа в тоннель.

После прогулки наслаждались видами на Байкал, а особо смелые даже окунулись в его воды, благо погода располагала. На берегу были установлены столики, где мы устроили небольшой пикник.

На обратном пути на всех парусах через водную гладь Байкала мчались напрямую в Листвянку. Получилось замечательно совместить и водную прогулку, и пеший маршрут по тоннелям.