Мальчики появились в нашей семье с интервалом в 2,5 года. Они ровесники, одного года рождения с разницей в три месяца. Оба из одного ДД, из одной группы. Только одного мы забрали в 6,5 лет, а второго смогли забрать через 2,5 года. И таких "полярных" детей еще поискать надо! Один, что называется, готов "хоть к пчелам в улей, лишь бы только в коллектив". Парень совершенно непосидячий, обожающий комфорт и умеющий его себе создать. Даже когда на природу выбираемся, в любом месте "гнездо вьет" из г....на (любых подручных материалов) и палок.
Когда мы его забрали из ДД в первые же дни полюбил песню "Я свободен", на раз-два научился ее находить в ютубе. Ну и пел ее постоянно! И еще его покорила история из книжки про доктора Айболита, тот кусок книги, где звери из темницы Бармалея сбежали. Читали этот отрывок на ночь - я не знаю, сколько раз! И гулял пацан как заведенный: проснувшись, бежал на улицу в трусах даже зимой.
Был в этом и отрицательный момент - мальчик боялся спать ложиться. Его в ДД на ночь к кровати привязывали. Уставал за день, мы его "выбегивали" как скаковую лошадь. Но все равно ребенок не спал. Чувствовал, что засыпает и начинал бесилово: бодрил сам себя.
Нервная система была на таком драйве, что не сработало даже лекарство. Однажды пришли мы на массаж. И только его кремом мазнули, начали мякать, как кожа пошла мраморными пятнами. Массажистка с перепугу решила, что это аллергия на крем и дала супрастин в возрастной дозе. У супрастина сильный сонливый эффект, но сына он не "взял". Года полтора сын ночами не спал вообще. Засыпает минут на 15, во время сна ногами ерзает, и просыпается. Проснувшись, начинает бродить по дому и обшаривать шкафы. Сначала мы спали по очереди, следили за ним. Но постепенно интервалы сна стали длиннее. К тому же сын распонял, что в свободном доступе есть холодильник. И он стал ночью открывать холодильник как подсветку, мутить себе бутеры. Чаек мы с вечера в термосе оставляли. Наевшись, шел опять спать. Так еще годик прошел. И, наконец, пацан начал спокойно спать всю ночь. Сейчас в школу "пинать" приходится -дрыхнет, как любой школьник.
Второй сын - полная противоположность первому.
О себе не позаботится никогда. Максимум - начнет орать "помогите" или "дайте". И мы, злые люди, помогаем. Становимся рядом, машем руками так же как сын, и тоже орем "да помогите же" или "ничего не получается"! С такими помощниками сыну приходится самому одеваться и обуваться. Или воды себе наливать тоже самому. Недавно и с большими нервами мы пришли к тому, что сын не боится открыть холодильник или кухонный шкаф и взять еду самостоятельно. Непонятно почему, но его не привлекали все детские игры, ему не требовалось общение с другими детьми. Если к нему подходили дети с желанием общаться, он отворачивался и уходил от них. Если брат звал его строить дом из кубиков или пазлы собирать, то он натурально начинал визжать до тех пор, пока от него не отставали. Рад был только качелям. Сейчас, через четыре года дома он полюбил догонялки с детьми и футбол. Боялся вообще всего: воды, музыки, прогулок, насекомых, кошек, деревянных мультяшных фигур в парке.
Общее у детей было только одно - нарушение сна. Наверно до сих пор нам шлют проклятия те люди, которые лежали с нами в больнице в одной палате. Второй сын тоже спал по 15 мин, а потом раскачивался часа по три. И не молчал ни минуты: воспроизводил звуки животного мира, булькал, щелкал, крякал, подвывал..... Лекарства и обезболивающие его не усыпляли! Нормально спать стал только года через три.
Я потом почитала, что у детей в ДД уровень стресса, как при бомбежке. Поэтому "кнопка паники" все время в действии. И оказавшись дома, в спокойной обстановке, эта кнопка по привычке все равно нажата. Опасности нет, а стресс не проходит! И все усилия взрослых по обучению новым навыкам и получению знаний "идут по "звезде" (т.е. мимо ребенка). А попробуйте сами стать на разделительную полосу на оживленной трассе и книжку почитать! Много вы запомните из прочитанного? Так и ребенок из ДД, в стрессе ничего не воспринимает: ни хорошее к нему отношение, ни новые знания.
Может я зря не воспользовалась помощью психиатра, не знаю. Мне не хотелось сильнодействующие таблетки давать, чтобы ребенок ходил и слюни ронял. А слабенькие седативные были как слону дробина. В прошлом году, поддавшись на давление школы (он там скандалит и отказывается задания выполнять), я попробовала второму ребенку давать таблеточки от психиатра, но мне не понравилось: ребенок спал на уроке в прямом смысле -ложился лицом на парту и дрых, пуская слюни. К вечеру его "попускало", и дома он начинал "ходить на ушах", не реагируя на уговоры! Поэтому я решила не "глушить" ребенка транквилизаторами. Если в школе будут проблемы, я его лучше на домашнее обучение заберу, чем снова начну таблетки пихать.
Поэтому у меня такие выводы: гораздо сильнее пострадал от системы тот ребенок, который в ней дольше жил. Напомню, что я видела обоих детей, когда им было по 6-7 лет. И могу сравнить "было-стало". И вот что еще интересно: первый ребенок хоть и огребал от всех и вся по всем частям тела, но голову и душевное равновесие сохранил. Ему проще было вернуться к нормальной жизни, когда он в ней оказался. А второй ребенок был очень послушный, его не били, но всячески поощряли к бездействию и покорности. И к тому же он со стороны наблюдал жестокое отношение к другим детям. Поэтому "кукухой слегка поехал". Есть такое понятие как "травма свидетеля", когда человек наблюдает нечто ужасное, но сделать ничего не может. Вот и ушел пацан в себя от реальности. Иногда он все-таки в реал выходит, и это меня обнадеживает и придает уверенности, что я не зря в него вкладываюсь. Мне огромного труда стоит встроить его в общество.
Не знаю, правильно ли я трактую все прошедшие события, но пока эти обьяснения помогают мне искать и находить выход из ситуации.
Иногда дети сами подсказывают способы психотерапии. Я позже о них расскажу. И я удивляюсь запасу прочности и самоисцелению психики этих детей!!!