Найти тему
WorkTruck

Чем жив белорусский рынок грузоперевозок

Оглавление

Друзья, пока Польша все-таки не закрывает границу с Беларусью. Но и на этом фоне грузоперевозчики стали больше работать с Азией. Проблем полно, куда ни глянь.

Как работают в  таких условиях перевозчики? Чем отвечают на санкции Брюсселя власти? Давайте разбираться. Поехали!

Полуживая Польша

Этим летом на международной арене грузоперевозок произошли гигантские изменения:

  • слухи о закрытии польской границы;
  • полный запрет на "перецепы";
  • взаимный “обстрел” ограничениями с ЕС;
  • взлет цен на транзита через Кыргызстан.

Обо все по порядку. Известно, что в июне Варшава пригрозила закрыть два оставшихся погранперехода на границе с Беларусью. Однако политики сделали оговорку, мол, сделают это после просчета всех рисков. Как понимаем, делать это можно долго и нудно. Пока ветер перемен геополитики не подует в другую сторону. А вектор потихоньку смещается не в пользу стран Запада.

В настоящее время на границе Белоруссии и Польши работают 2 из 6 КПП:

  • "Кукурыки – Козловичи" – для грузовых авто;
  • "Тересполь – Брест" – для легковых автомашин и автобусов.

При этом еще весной речь со стороны Варшавы шла, наоборот, об открытии 1 погранперехода - "Бобровники – Берестовица". Но июнь продемонстрировал тщетность этих надежд. Июль также прошел под знаком метаний туда-сюда.

Усиление мер таможенного контроля коснулось железнодорожной станции "Малашевиче". Там проходят транзитные грузы из КНР в ЕС. Теперь фуры осматривают более тщательно.

Выход? Ищут не новых перевозчиков, а новых поставщиков. И большинство из них естественно находятся в Азии.

Обмен пакетами санкций

Летом Брюссель и Минск вступили в дуэль в формате ввода ограничительных мер. так, европейцы запретили ездить по своей территории грузам на прицепах и полуприцепах с белорусскими госномерами.

То есть метод перецепки грузов не работает. Рабочим способом остается перегрузка, что отражается на трудозатратах и времени в негативную сторону. Напомним про августовский запрет ЕС о работе компаний с белорусским капиталом.

То есть тех, кто открыл свои представительства после 8 апреля 2022 года и где доля собственников из союзного государства составляет более 25%.

Запасной выход в виде нераспространения санкций на белорусов с 2-м гражданством или видом на жительство остается. Литва и Польша радостно начали подготавливаться к тотальной проверке ТК.

Однако реальность не совпадает с влажными фантазиями Брюсселя. Например, литовская национальная ассоциация автоперевозчиков уже не понимает, как ей выяснить конечный пункт и назначение груза. У логистов попросту нет на этой полномочий.

Евросоюз запретил импорт/экспорт товаров в Беларусь (или из нее). Минск в долгу не остался и также расширил запретные списки на ввоз товаров из недружественных стран: Австралии, Новой Зеландии, всех государств ЕС, Канады, Лихтенштейна, Норвегии, США и др.

Список продукции также впечатляет - от полиэтилена высокого давления и  шин до холодильных установок и пеленок.

Сложный Кыргызстан

Казалось бы стабильный в отношении союзного государства Бишкек, но и тут не без проблем. Безразрешительная система перевозок не работает. Дошло до того, что в августе Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозчиков официально подала протест на действия органов транспортного контроля Кыргызстана, которые продолжают требовать оформленные разрешения от белорусских перевозчиков.

Проблемы впервые проявились в апреле. На тот момент Минтранс Беларуси уточнил, что идет урегулирование ситуации. Но, как видим, не совсем удачно. Параллельно власти страны ввели новые таможенные сборы за транзит: 0,4% от таможенной стоимости товара. То есть нижний предел сбора составляет  5 расчетных показателей, а максимальный – 2500.

Такие вот пироги!