Ровно 20 лет назад, 22 сентября 2004 года, в США состоялась премьера культового сериала, навсегда перевернувшего в сознании людей всей планеты само понимание слова "сериал". И именно в этот день, в соответствии с сюжетом, лайнер авиакомпании "Оушайник Эйрланс", совершавший свой роковой рейс 815 по маршруту "Сидней - Лос-Анджелес", потерпел крушение на загадочном острове в Тихом океане.
Феномен "Лост", или, как он был дублирован в России, "Остаться в живых", поистине велик, ведь и по сей день, несмотря на огромное количество сериалов разного формата, зритель продолжает помнить именно Лост как шоу, заставившее по-новому взглянуть на жанр сериалов, традиционно считавшийся низкобюджетным и посредственным. И все-таки, почему этот сериал на много лет опередил свое время и потому был не до конца понят многими современниками? Давайте попытаемся разобраться вместе.
Прежде чем двигаться дальше, давайте ответим сами себе на вопрос - а что вообще может являться секретом успешного сериала? Захватывающий сюжет, возможно, скажете Вы, и будете, безусловно, правы. Хорошая актерская игра? Куда же без нее. Непровисающая динамика событий? И снова верно. Но достаточно ли этого, чтобы возвести обычный проходной сериал в статус культового? Или же есть некие элементы, позволяющие утверждать это с определенной точностью? Очевидно, так и есть, и ниже мы как раз переходим к тем самым секретам успеха "Лост", которые и подняли его на вершину сериального пьедестала.
1. Ореол глобальной Загадочности.
Одним из ключевых достоинств "Остаться в живых", ярко выделившим сериал среди прочих проектов, является его немыслимая Загадочность, причем с большой буквы. Загадки Острова, на который попадают выжившие, являются центральной движущей силой сюжета. Однако помимо множества тайн, окутывающих сам остров, нас также ждут многочисленные секреты, таящиеся в головах большинства персонажей.
При этом, в отличие от многих телесериалов до и после Лост, загадочность здесь имеет свои собственные парадоксальные черты. Можно сказать, что в определенном смысле вся совокупность загадок в "Остаться в живых" выступает своеобразным отдельным персонажем, важным и необходимым для всего сюжета, но при этом она, несмотря на все попытки перетянуть внимание на себя, живет не сама по себе и не превалирует, и нагнетание загадок, несмотря на их огромное количество, идет рука об руку с действительно динамичным сюжетом, живыми образами ярких персонажей и четко прописанным и удивительным по своей силе сценарием.
2. Феноменальный каст.
"Лост" может похвастать действительно крепким кастом актеров, большинство из которых на момент начала съемок не были всемирно известны, что сыграло только на руку сериалу, давая зрителям максимальную возможность быть объективными и абстрагировано проникнуться к героям. При отборе подходящих кандидатур учитывались не только актерское мастерство, и даже не только харизма актеров, но также и начальные данные, такие как акцент, история жизни, увлечения, и при сравнении реальных актеров с их сериальными персонажами зачастую можно провести наглядную параллель.
Таким образом, в каком-то смысле для некоторых актеров вживание в их образы происходило максимально безболезненно, так как в реальной жизни они во многом походили на своих героев, что придавало и без того зрелищному и захватывающему сериалу дополнительное ощущение правдивости и естественности.
3. Цельность образов ключевых персонажей.
Одним из главных секретов успеха сериала являются его невероятные персонажи. Джек, Кейт, Сойер, Джон Локк, Херли, Саид, Чарли, Клер, Джин, Сун, Майкл, Бун, Шеннон и прочие герои 1 сезона заставили зрителей влюбиться в проект. Каждый из героев имел свою интересную предысторию, придающую ему особое значение в общей конструкции сериала, и при этом каждый из них был важным винтиком всего механизма. Однако, безусловно, даже среди такого множества шикарных перформансов некоторые выделялись особенно.
И тут мы просто не можем не упомянуть одного из ключевых персонажей сериала. Джон Локк, сыгранный шикарным Терри О'Куинном, является той самой изюминкой сериала, без которого проект не просто трудно, а невозможно представить. Ставший жертвой множества ужасных жизненных обстоятельств, жалкий и обиженный судьбой, он находит свое место именно на Острове, где жизнь словно дает ему новый шанс вернуть огонь в своих глазах и интерес ко всему происходящему. Трепет и любознательность, с которыми живет Джон Локк, так велики, что буквально выплескиваются через экран, втягивая зрителя в то же самое адреналиновое болото, в котором в хорошем смысле вязнет наш герой. Являясь умным и храбрым, Джон Локк также бывает заносчивым, нервным и при этом крайне ведомым. Его вера в себя и в судьбу нерушима, и упертость именно этого героя создала целый ряд важных сюжетных завязок, развивавших сериал на протяжении всех шести сезонов.
При этом Джон Локк, как и все другие герои проекта, бесконечно развивается, постигает себя и других и в процессе меняется как человек и как личность. Образ героя, харизма актера и удивительные сюжетные перипетии вокруг Джона Локка в совокупности создали одного из самых ярких и запоминающихся телеперсонажей всех времен, с которым спустя годы у большинства зрителей и ассоциируется данный сериал.
Однако особое внимание к Джону Локку ни в коей степени не умаляет достоинств других ярких персонажей. Благородный и самоотверженный Джек, свободолюбивая и ранимая Кейт, эгоистичный и хитрый Сойер, умный и скрупулезный Саид, прямолинейный хохмач Херли, удивляющая тихоня Сун, взрывной темпераментный Майкл - каждый из персонажей уникален, имеет свой характер и действует так, как мог бы себя повести в конкретных обстоятельствах только этот герой, и никто кроме него.
Более того, на изначальном касте создатели сериала не останавливаются и впоследствии постепенно вводят в сюжет ряд новых не менее ярких и харизматичных персонажей, среди множества которых однозначно можно выделить Бенджамина Лайнуса, сыгранного бесподобным Майклом Эмерсоном и ставшим одним из лучших сериальных антагонистов на моей памяти. Глубоко травмированный с самого детства, он при этом обладает высочайшим интеллектом, стратегическим складом ума и удивительной живучестью. Совокупность данных факторов наряду с прочими жизненными обстоятельствами порождают властного эгоистичного лидера, страдающего комплексом бога, страстно желающего контролировать всё и всех вокруг себя и создающего огромное количество интриг, разрушающих жизни окружающих его людей.
В корне его жестокого характера лежит не что иное, как накопленная недолюбленность со стороны малочисленных родных, переросшая с годами в кипящую ненависть и зависть, прикрытую хорошими манерами, добрыми намерениями и образованностью. Однако сценарные ходы сериала зачастую настолько неочевидны, что герои даже с таким сильным самоконтролем, как Бенджамин Лайнус, претерпевают ряд изменений, происходящих при этом постепенно, под влиянием событий сериала. И здесь мы плавно подходим к очередному яркому элементу проекта.
4. Флэшбеки и флэшфорварды, возведенные на новый уровень.
В настоящее время искушенного зрителя уже не удивить флэшбеками, коими напичкан каждый проект в самых разных вариациях. Однако 20 лет назад, во время выхода "Остаться в живых", несмотря на то, что сам по себе элемент был уже не в новинку, но его подача именно в данном сериале стала революционной.
Флэшбеки в "Лост" - это не просто продление хронометража, не пыль в глаза зрителя. Без них, в общем-то, невозможно полностью погрузиться в образы персонажей, и события в каждой серии, посвященной, помимо сквозного повествования, конкретному герою, уводят нас в определенный момент его прошлого, чтобы через призму знакомства с тем или иным событием в его жизни ближе познакомить нас с персонажем, объяснить мотивы его поступков в настоящем, раскрыть героя с нового ракурса или же сделать шокирующее открытие, показывающее нам этого персонажа с ранее неведомой стороны.
При этом флэшбеки в каждой серии преподносятся порционно, параллельно с основными событиями на Острове, и нагнетание интриги идет одновременно в двух разных плоскостях, постоянно переключая внимание зрителя и этим самым удерживая его прикованным к экрану в ожидании сразу двух развязок внутри одного и того же эпизода. Кроме того, ключевым персонажам посвящены различные серии с флэшбеками, где они являются центральными фигурами повествования, и общая хронология событий в этих флэшбеках зачастую нелинейная. Таким образом, чтобы получить цельную предысторию одного и того же героя, собрать ее воедино и сложить итоговое мнение о прошлом того или иного персонажа, нам приходится прождать целых три сезона, то есть ровно половину сериала.
Данный аспект можно дополнительно отнести к ранее упомянутому глобальному ореолу загадочности всего проекта. В теории это могло бы надоесть зрителю, но на практике выглядит обоснованным с учетом того, что в прошлом большинства персонажей среди прочих скелетов в шкафах прячется как минимум один секрет такой силы, что раскрывать его с ходу было бы по меньшей мере неправильно что с точки зрения грамотного распределения интриги, что со стороны разумного сюжетного продвижения. И, надо сказать, подобный подход к сценарию не просто вызывает уважение, но даже более того, завораживает.
Последовавшие далее три сезона проекта переворачивают все с ног на голову, погружая зрителя вместо флэшбеков в будущее, во флэшфорварды, и затем постоянно жонглируя хронологией, усложняя при этом и без того сложную конструкцию сериала, но неустанно добавляя новые элементы. К таким элементам можно отнести, собственно, как сами флэшфорварды (4 сезон), так и прыжки во времени, вновь ломающие стиль повествования (5 сезон), и повествование в параллельных реальностях, созданных мощным взрывом водородной бомбы (6 сезон).
При всем этом внимательный зритель, не упускающий детали и нюансы, не пропускающий диалоги и максимально вникающий в проблематику сериала, переживает данные метаморфозы проекта относительно безболезненно. Большинство зрителей, хотя бы раз пересмотревших "Лост", сходятся во мнении, что со второго раза они получили ответы на гораздо большее число вопросов, чем ранее, и при этом испытали удовольствие от просмотра на порядок сильнее, чем в прошлый раз. Без периодического погружения героев в прошлое и будущее относительно событий на Острове охватить и понять сериал не представляется возможным.
5. Высочайший уровень "химии" между персонажами.
Ранее мы уже упомянули, что каждый герой в сериале по-своему уникален, имеет свойственные лишь ему черты характера и действует так, как мог бы сделать лишь он. При этом нетипичность ситуации, в которой оказались наши герои, заставляет их объединяться с целью выживания, и это объединение проходит для всех по-разному. Но что точно в данном случае нельзя отрицать, так это совокупность разнообразных и интересных взаимоотношений, постепенно установившихся между персонажами в процессе привыкания друг другу.
"Живем вместе, умираем поодиночке" - эти слова зачастую звучат из уст героев, и этой поговоркой можно лаконично и емко объяснить, что адаптация героев через постижение друг друга - не прихоть, а необходимость. В процессе преодоления препятствий разного рода герои ближе узнают друг друга, ссорятся, мирятся, влюбляются, сходятся и расходятся, ранят друг друга и мстят, и все это происходит в условиях выживания на Острове, где им некуда друг от друга деться. Таким образом, сами основы сюжета не могут не создать взрывной механизм удивительной химии между персонажами, выражающейся в поступках героев по отношению друг другу, их страхе и сопереживании, жестах, взглядах, смехе, общении и шутках, без которых, в общем-то, приходится трудно.
Связь между героями в "Остаться в живых" нерушима, и сериал создал множество прочных нитей этих связей, показав нам запутанную паутину, где разные герои взаимодействуют между собой в разных вариациях и амплуа. К такой химии между персонажами стремились многие сериалы, и даже подбирались достаточно близко, например, в "Игре престолов" или в "Во все тяжкие", но так и не достигли такого высокого уровня, как в "Лост", что является огромной заслугой как самих сценаристов, так и сыгравших актеров.
6. Атмосферность.
Атмосферность в "Остаться в живых" - огромный пласт, который сам по себе можно разбить на составные части. Она достигается за счет невообразимого сплетения идеальных локаций, миксующих огромные каменные города во флэшбеках, густые непроходимые джунгли и вид на бескрайний океан в основной линии, а также за счет постоянно обновляемых локаций. В воспоминаниях героев мы встречаем самые разные места по всей планете, в то время как основное повествование также постепенно раскрывает нам новые места на Острове.
Таким образом, мы можем наблюдать целый собственный мир сериала, которым он живет и дышит, а зритель словно утопает в его огромной вселенной, теряясь в нем так же, как потерялись сами герои. Такое утопание зрителя в сериале можно также сравнить с хорошей видеоигрой на прохождение, где мы болеем за полюбившихся нам персонажей, находя близкого по духу героя и ведя его к финалу.
При этом особенной атмосферность в сериале делает еще один момент. Парадоксальное сплетение неограниченности пространства в сериале с точки зрения повествования во флэшбеках живет здесь вместе с некой камерностью основного сюжета в силу хоть и огромного, но все же ограниченного пространства уже на самом Острове. Поскольку его нельзя покинуть, это придает камерности особое значение, порождает в персонажах неведомое ранее чувство свободы, придает всей ситуации романтизм, возникающий от мысли о неограниченности возможностей в парадоксально замкнутом мире Острова - мире бесконечного самопознания и самоанализа.
7. Философия "Лост".
И тут мы вновь плавно подходим к еще одному секрету успеха сериала - его изобретательной философии. Сценаристы дарят нам целый ряд удивительных мыслей, показанных через слова и поступки героев, их ошибки, провалы и поиски самих себя. Ситуация, в которой оказались персонажи, дает им возможность среди прочего попытаться разобраться в своих мыслях и чувствах и дать себе ответы на многие вопросы. Кто они такие? Хорошие ли они люди или плохие? Чего они достигли в этой жизни?
Помимо прочего, сквозь весь сериал ярко проходит важнейшая линия исследования - кто управляет судьбой человека? И существует ли вообще судьба как таковая? Мощным двигателем этой проблематики в сериале является одно из его главных идейных столкновений - несовпадение точек зрения лидера всей группы Джека Шепарда, верящего только в себя и собственные силы и отрицающего судьбу, и Джона Локка, считающего, что именно судьба управляет всем, что судьба привела каждого из них на Остров и что цепочка всех предшествовавших и последовавших за этим событий была неслучайна. Несхожесть их мнений создает множество эффектных психологических сцен, в процессе которых каждый из героев делает собственные выводы.
Важной темой для исследования в сериале является вера человека. Многие герои оказываются вовлечены в ситуации, где решающим фактором является именно сила их веры и непоколебимости. С различными аспектами вопросов веры в сериале сталкиваются в разное время и Джек, и Джон, и Роуз, и Чарли, и Клер, Дезмонд, и мистер Эко, и многие другие, и каждый их них так или иначе проходит своего рода болезненный надлом, который либо укрепляет их веру, либо разрушает ее, меняя персонажа.
При этом подача позиций разных героев в сериале удивительна. Если взять, к примеру, "человека науки" Джека и "человека судьбы" Джона Локка, то вера каждого из них переживает словно диаметрально противоположные трансформации. Если вера Джона Локка всегда была несокрушима, но в какой-то момент дала сбой, то вера Джека, напротив, напрочь отсутствовала долгое время и проявилась лишь впоследствии, и в каждом из этих случаев виновником выступал другой из них.
При этом, к примеру, вера Роуз была неизменной от начала до конца, как и ее принятие судьбы. Интересная подача вопросов веры и судьбы показана в персонаже Дезмонда Хьюма, которого, к слову, так же можно назвать одной из визитных карточек сериала. Не такой как все, он долгое время бежит в страхе от самого себя, обвиняемый в трусости и неспособности взять на себя ответственность, что также приводит его на Остров, где ему приходится долгое время жить, "нажимая кнопку" и при этом веря в важность того, что он делает.
Вопросы веры и судьбы проложены сквозь все шесть сезонов, и в принципе сценаристы в итоге показывают нам свое однозначное видение этой проблематики, говоря о том, что судьба все же существует, что все совпадения неслучайны, и что при этом человек не может жить без веры как стимула к самой жизни и к своим глобальным, а порой и безумным идеям.
В сериале так же затронуто множество других важных тем, подчас требующих глубокого философского размышления, на которых я не стану подробно останавливаться. Среди них можно выделить проблемы лидерства в группе, которого так не желал Джек, но без которого не могла обойтись группа, проблемы ведомых людей на примере того же Джона Локка, вопросы жажды мщения и прощения, вопросы самоконтроля и самоотверженности, чувства долга и беспечности, бегства от себя и трусости, трудного выбора между эгоизмом и альтруизмом и многие другие темы, и каждый из этих вопросов был показан не просто как данность, а анализировался через призму разных историй и ситуаций, приводящих героев к осознанию проблемы, поиску решений и итоговому выводу.
8. Свой собственный музыкальный ряд у каждого из ключевых героев.
Многие зрители до сих пор считают музыку в фильмах и сериалах неважным, а порой и ненужным элементом. Могу согласиться лишь с тем, что музыку точно не назовешь главным секретом успеха любого телепроекта, однако отрицать важность этого элемента было бы глупо и недальновидно. Музыка действительно важна, и музыкальный ряд в "Остаться в живых" гениален. Много разных музыкальных произведений и отбивок придают ранее упомянутой атмосферности дополнительный шарм, нагнетая интригу в важных моментах, подчеркивая в нужных местах загадочность, страх, боль, гнев и эпичность того или иного действия.
В свое время "Лост" смог шагнуть в этом направлении еще дальше и не просто создал множество запоминающихся мелодий, сопровождающих сериал, но кроме того создал знаковые музыкальные произведения для отдельных конкретных персонажей, которые сопровождали на протяжении сериала именно этих героев. К примеру, у Джона Локка, у Кейт, у Саида, у Дезмонда, у Сойера и даже у Бена была своя собственная музыка, и в процессе просмотра зритель уже на подсознательном уровне связывал конкретную мелодию с конкретным персонажем, что объективно являлось сильным ходом в плане приковывания внимания.
9. Центральная тема "Лост" и нетипичность ее подачи.
Так о чем же все-таки снят сериал "Остаться в живых"? На мой взгляд, главной темой и главной проблематикой сериала является человеческое одиночество. Ближе к финалу проекта загадочный Джейкоб говорит главным героям о том, что привел их на Остров ради важной миссии и выдернул их из их реальной жизни, потому что каждый из них был одинок и надломлен. Пожалуй, эта простая откровенная мысль поражает своей глубиной и правдивостью.
Действительно, подробное знакомство с ключевыми персонажами дало нам ясно понять, что все их проблемы так или иначе были связаны с одиночеством. Способное быть всепоглощающим и разрушающим, одиночество прочно засело в сердцах героев, сжигая каждого из них изнутри и оставляя в них лишь мрак и пустоту. Именно поэтому многие герои так сильно зацепились друг за друга на Острове, пытаясь убежать в первую очередь от своего тягостного одиночества.
В финале сериала отец Джека говорит ему, что самую важную часть своей жизни он провел именно на Острове. И это является шокирующей правдой, поскольку именно жизнь на Острове смогла временно избавить героев от мыслей о своей никчемности и ненужности и заставить забыть о своем одиночестве. Бенджамин Лайнус также говорит в третьем сезоне Сойеру, что когда человек долго бывает одинок, то однажды он не выдерживает этого и заболевает. Одиночество способно проникнуть в мозг, затуманить его, поразить все клетки и, наконец, сломать человека. Часто употребляемая в сериале и упомянутая выше фраза "Живем вместе, а умираем поодиночке" приобретает при этом новый настоящий смысл, доказывая нам глобальное одиночество человека в этом мире.
Каждый из людей в той или иной степени сталкивался в жизни с одиночеством, а для многих людей это нормальный образ жизни, и многие к нему привыкли, не осознавая до конца это постоянно травмирующее чувство, медленно отравляющее душу и приводящее к разочарованию в самом себе. При этом даже не всегда важно, есть ли кто-то рядом с тобой или нет, ведь одиночество не зависит от того, одинок ли ты физически или нет, так как прежде всего одиночество - это состояние души. Кроме того, зачастую одиночество - удел людей, проводящих слишком много времени в самокопаниях, неспособных быть проще, интеллектуально подкованных, не умеющих полностью расслабиться и наслаждаться жизнью, как все вокруг.
Возможно, поэтому именно эта прослойка людей на подсознательном уровне прочувствовала сериал "Остаться в живых" лучше других, поняла его и правильно расшифровала, и именно эти мысли об одиночестве, как мне видится, проложены сквозь весь сериал и потому близки огромному пласту зрителей, верных "Лосту" от начала и до самого конца.
10. Бонусные компоненты, придающие шедевральность.
"Остаться в живых" можно по праву назвать рекордсменом по количеству различных бонусов, подаренных зрителю. Давайте попробуем вспомнить некоторые из них. Начнем с самого простого и, в общем-то, довольно распространенного. Это клиффхэнгеры. Напомню, что под клиффхэнгерами в данном случае подразумевается принцип завершения серии или всего сезона на самом интересном месте. И у "Лоста" таких серий действительно много, даже трудно перечислить.
Пожалуй, к самым ярким клиффхенгерам можно отнести финалы первого, третьего и особенно пятого сезонов. Кроме того, клиффхэнгеры содержатся и внутри многих серий, как во флэшбеках, так и в основной линии. Безусловно, это самый простой, в хорошем смысле "подлый" и очень действенный способ завлечь зрителя, и "Лост" с этим шикарно справляется.
К бонусам также можно отнести рекапы и филлерные серии. Под рекапами понимаются серии, где герои ударяются в воспоминания, погружаясь в них или рассказывая кому-то. В общем-то, чистого рекапа в "Лосте" не было, но были, так сказать, его вариации, такие как рассказ Майкла о месяцах на Большой Земле после спасения (4 сезон), или погружение в прошлое Ричарда (6 сезон), или же сложные варианты серий с Дезмондом (3, 4 сезоны), которые многие зрители считают лучшими во всем сериале, или же погружение в события многолетней давности, призванное рассказать о становлении Джейкоба.
К филлерной серии так или иначе можно отнести 14 эпизод 3 сезона, рассказывающий нам о таких персонажах, как Ники и Пауло. Напомню, филлерные серии - это эпизоды, события в которых не влияют на основной сюжет и, в общем-то, не совсем обязательные. Тем не менее, этот эпизод смог познакомить нас с интересными новыми персонажами, раскрыть некоторые аспекты в поведении прочих ключевых персонажей и даже дать ответы на пару ранее созданных загадок. Многие зрители критиковали данный эпизод, не поняв сам факт его существования. Однако в защиту данной серии я все же скажу, что лишь очень немногие сериалы, имеющие высокий рейтинг, могут позволить себе такую смелость, как филлерные эпизоды, и в данном случае он явно был не лишним.
Сериал также использовал такой важный и, несмотря на огромный шквал критики, нужный элемент, как возвращение в финальный сезон ранее ушедших героев. Сейчас такой способ назвали бы, подобно "марвеловской" терминологии, сезоном, созданным фанатами для фанатов. Подводя итоги и уводя сюжет в новое русло, сценаристы так или иначе возвращают в сюжет давно ушедших из сериала Чарли, Буна, Шеннон, Доктора Артца и даже француженку Даниеэль Руссо, яркое, хоть и короткое появление которой очень порадовало соскучившихся зрителей.
Таким образом, несмотря на определенные спорные моменты шестого сезона, зритель вновь смог почувствовать непередаваемую атмосферу сериала, вернувшуюся на экраны благодаря полюбившимся героям.
Упомяну еще один бонус, связанный уже скорее не с самим сериалом, а с его трансляцией. Многие из нас смотрят десятки, если не сотни сериалов. При просмотре этих сериалов мы невольно зачастую выбираем российскую студию дубляжа "Лостфильм" с известной всеми начальной заставкой, и многие при этом даже не осознают, а почему эта студия так называется.
А ведь секрет весьма прост - она так называется именно благодаря "Лосту", а точнее, из-за мучительных задержек в прокате в России третьего сезона, когда ряд особо преданных и нетерпеливых зрителей, не выдержав томительного ожидания дубляжа на Первом канале, создал свою собственную студию, не просто переведя и озвучив серии, но сделав это с душой. Поэтому каждый раз, включая сериал, дублированный "Лостфильмом", помните об этом и благодарите за это "Остаться в живых".
Такие вот получились несколько хаотичные, но собранные воедино 10 секретов успеха "Остаться в живых". Однако, рассказав про секреты успеха, было бы неправильно хотя бы коротко не остановиться и на ошибках сериала. Когда создается проект такого масштаба, приковывающий множество взглядов, то критика в любом случае неизбежна, и съемки сериала налагают определенную ответственность на создателей. Объективно говоря, ошибки у сериала действительно имелись, и я предлагаю перейти к ним.
1. Парадоксально, но та же самая....Загадочность.
Создав в сериале глобальный орел секретности, создатели в какой-то момент чересчур заигрались и создали такое количество загадок, что дать разгадки на многие из них было уже невозможно. Загадочность, сперва привлекавшая внимание, неустанно нарастала и в какой-то момент возымела обратный эффект в глазах ряда зрителей.
Вопросы в сериале множились в геометрической прогрессии, а ответы либо не давались, либо же давались слишком медленно, что отпугнуло часть аудитории, уставшей от ожидания. Это вызвало большой шквал критики, и никакие дальнейшие действия сценаристов не смогли, к сожалению, остановить нарастающую критику и постепенное снижение аудитории сериала, хоть она и осталась в целом на сравнительно высоком уровне.
2. Ошибка в изначальном жанровом позиционировании.
Одной из главных ошибок сериала, связанной не с сюжетом, а с действиями создателей в целом, является некорректное жанровое позиционирование сериала. Если бы изначально помимо упоминания жанра драмы было упомянуто, что сериал также будет содержать элементы фантастики или, если угодно, научной фантастики, то это возымело бы положительный эффект, удержав большое количество зрителей. Тем не менее, когда мы не получали ответы на вопросы о том, кто такой черный дым-монстр, или как возможно показывать на экране живым давно умершего человека, это в какой-то момент начинало раздражать.
Правильное жанровое позиционирование, на мой взгляд, избавило бы зрителя от таких вопросов. Наглядным примером могу назвать "Игру престолов". Когда мы смотрим ее, то ни у кого из нас не возникает вопрос, как вообще возможно существование драконов или короля ночи. Данные элементы не требуют в наших глазах рационального объяснения их происхождения в силу специфики жанра, в конкретном случае специфики жанра фэнтези, избавляющей от лишних вопросов.
Если бы шоураннеры "Лоста" поступили бы так же изначально добавили бы в описание проекта правильный жанр, то, вполне вероятно, им удалось бы избежать огромной волны возмущений, поскольку Зритель ожидал разумного объяснения невозможному.
3. Удар в религиозность.
Сериал содержал и без того сложное и красивое философское наполнение. И даже та же самая тема религиозности изначально присутствовала в разумных и достаточных пропорциях. Тем не менее, в какой-то момент сценаристы решили одарить религиозное направление особым вниманием, что вызвало недоумение у большинства зрителей.
И, несмотря на красиво поданный материал, он уже не мог ассоциироваться с ранее преподнесенной информацией или плавно наложиться на нее. Таким образом, религиозность в сериале предстала как массивная и неогранённая нужным способом часть сценария, то ли помешавшая сюжету, то ли действительно не раскрытая в полной мере.
4. Сливание перспективных персонажей.
В сериале были показаны персонажи, истории которых многим зрителям показались незаконченными из-за того, что их, как говорится, рано "слили". Безусловно, в сериале было большое количество смертей, в том числе нелепых, но зачастую эта нелепость объяснялась относительно разумно. Однако есть как минимум три случая, когда персонаж мог и должен был прожить дольше.
Во-первых, Анна-Люсия. Будучи сложным и многогранным персонажем, и, несмотря на то, что с учетом ее характера ее гипотетическую смерть можно было бы оправдать, она могла прожить гораздо дольше, и при этом ее смерть можно было показать при других обстоятельствах в более поздних сезонах, но точно не во втором.
Во-вторых, персонаж Либби. В случае с Либби все кажется еще более нелепым, так как показанный зрителю ряд флэшбеков с упоминанием Либби намекал на интересную личную историю, заслуживающую обстоятельного рассказа, который, к сожалению, мы так и не услышали, теряясь при этом в догадках.
Ну и в-третьих, персонаж Иланы. Возложенная на нее Джейкобом ответственность должна была по-хорошему так же сформировать из нее интересного персонажа с долгой историей, но мало того, что ее быстро слили, так еще и не дали возможность раскрыться и доказать важность исполняемой ею миссии. Слив перечисленных персонажей в том виде, в котором он был показан в сериале - это явная непростительная ошибка "Остаться в живых".
5. Резкость смены курсов сериала.
Каждый последующий сезон кардинально отличался от предыдущего, и, несмотря на то, что мне как автору со своим субъективным взглядом, такой подход был по душе, я не могу в целом отрицать тот факт, что чем дальше сериал продвигался, тем более резкие смены курса он претерпевал, и сценарий сериала действительно лихорадило по полной программе, особенно начиная с четвертого сезона, уводя его все дальше и дальше в сторону.
В данном контексте нельзя не упомянуть затяжную забастовку сценаристов 2007 года, пришедшуюся как раз на четвертый сезон и повлиявшую не только на "Лост", но и на множество других сериалов. Тем не менее, именно смена курса сериала отпугнула огромное количество зрительской аудитории, что не может не говорить само за себя и не может игнорироваться как важный аргумент в пользу некоторой ошибочности принятых сценаристами сюжетных решений.
Тем не менее, резюмируя, собирая воедино всю совокупность вышеописанных рассуждений, оценивая плюсы и минусы сериала, мною делается абсолютно однозначный вывод. "Остаться в живых" - феноменальное шоу, легендарный сериал, смотреть который было чертовски интересно от начала и до конца. Красивый сюжет, шикарный набор актеров, шокирующее развитие событий, интриги, загадки и развязки - все это наполняло мир сериала, даря зрителю непередаваемые положительные эмоции, заряжая огромной порцией адреналина, заставляло переживать за героев, болеть за них и мучительно ожидать следующую серию или очередной сезон.
"Остаться в живых" перевернул представление людей о сериалах, доказав всему миру, что сериал не обязан быть мыльной оперой, что он тоже быть исполнен в высоком жанре и что он может быть снят очень качественно.
Сериал есть за что ругать и хвалить, и все это является лишним доказательством его притягательности. Каждый человек, считающий себя сериальным эстетом, обязан познакомиться с "Лостом", являющимся одним из сериальных столпов, без которого в принципе невозможно представить мир сериалов.
Удивляющий, очаровывающий, гипнотизирующий и завораживающий, он станет прекрасной находкой в коллекции любого уважающего себя сериаломана и точно запомнится на многие годы. И сегодня, спустя 20 лет со дня выхода пилотного эпизода, сериал все еще смотрится свежо, но стоит ли тем, кто уже не раз и не два его смотрел, включать первую серию? Ведь это чревато тем, что Вы вновь не сможете остановиться.
Надеюсь, Вам понравилась моя статья, и не сомневаюсь, Вам тоже есть что сказать на эту тему.