Вот уже 6 лет я работаю с детьми разного возраста. За это время у меня был опыт работы в различных детских лагерях, в нейропсихологическом центре, была на практике в государственной школе трижды, и вот уже седьмой год я работаю в онлайн-школе по подготовке к ЕГЭ. Что я поняла за это время?
У учителя нет права на ошибку. Я уверена, нет такого человека на планете, который все бы делал идеально. К сожалению, далеко не все ученики и родители это понимают. Если вдруг учитель допускает ошибку или какую-то опечатку - для некоторых это повод назвать учителя некомпетентным, даже если этот преподаватель достаточно быстро исправляется. Правильно ли это? Давайте порассуждаем.
Во-первых, мне кажется, что у каждого человека почти в любом деле есть право на ошибку, право чего-то не знать. Это совершенно нормально. Человек учится в течение всей жизни, меняет свое мнение, а также подход к решению проблем. Я уверена, что учитель имеет право на ошибку, особенно, если он быстро исправляется. Бывает, что преподаватель признает свою неправоту через день, месяц, год, несколько лет. Для меня это вариант нормы, если он исправляет свои недочеты.
Во-вторых, я считаю, что важно корректно доносить информацию об ошибках. Как чаще всего учитель получает информацию? Через агрессию, обиду, в общем, негатив. Уверена, с этим сталкивается не только учитель, но и работник практически любой сферы. Мы очень часто обращаем внимание именно на недочеты и ошибки, говорим только о них, преподносим обратную связь бурей негативных эмоций. Что получает учитель (и любой другой человек)? Установки: "Моя работа ужасна", "Я не приношу ничего хорошего в этот мир", "Моя работа приносит только плохое настроение". Они пагубно влияют на эмоциональный фон работника, а также на его работу в будущем. Это работает в том случае, если он не имеет более сильного убеждения в том, что его работа полезна и он хороший человек, даже если иногда возникают ошибки. С нашим воспитанием и установками скорее всего человек, получающий плохой отзыв, окажется в первом варианте развития событий.
Можно сказать, что это проблема самого человека, что его чувства - это не ваша забота, вы платите деньги и хотите получить качественную услугу. Если у вас появились такие мысли, помните, что по отношению к вам будут точно такие же требования.
Несомненно, задача сотрудника - качественно выполнить работу. Мне кажется, что любую работу нужно делать минимум на 80% хорошо, 20% - это недочеты, ошибки, которые не сильно повлияют на результат. Если есть возможность сделать хорошо на 90% и 100%, конечно, нужно постараться, чтобы так и было. Но, к сожалению (или к счастью), человек не может всегда все делать хорошо. Помните, какое настроение и убеждения несет человек, примерно такое же он получает в ответ.
Как же можно донести информацию более корректно? Можно подождать и посмотреть, не исправится ли сам человек. Я предпочитаю говорить о недочетах в личных сообщениях, то есть не прилюдно. Если вы очень злитесь, я бы дала себе время "остыть", потому что на эмоциях скорее всего не получится написать конструктивный отзыв (а отзыв с эмоциями скорее всего воспримут, как крик человека, которому не с кем поговорить, то есть скорее всего проблема не будет исправлена).
Итак, небольшие выводы:
- Любой человек допускает ошибки
- Какую реакцию вы дадите на эту ошибку, такие же эмоции скорее всего получите в ответ
- Лучше не писать обратную связь на эмоциях, еще лучше сделать это не при других людях, а лично (написать в личные сообщения, например)
Значит ли это, что оставлять негативные отзывы - плохо? Конечно, нет. Обратная связь по недочетам позволяет сделать продукт качественнее.
Человеку, который получает негативные отзывы, необходимо иметь в голове "фильтр". Часто в этой обратной связи может и не быть дельных замечаний. Все, что не помогает становиться лучше, необходимо отсеивать. Нравиться всем не получится в любом случае, поэтому из каждого отзыва забираем только самое нужное. Иногда ничего забирать не нужно.