Когда Клэр Джонс впервые вошла в квартиру покойного дяди своего мужа, она обнаружила нечто похожее на атрибуты карнавала.
Гигантская бетонная скульптура с изображением головы рычащего льва стояла в гостиной, окружая камин. В соседней комнате маячила гигантская голова Минотавра. Скульптуры из папье-маше были разбросаны по коридорам, а красочные фрески украшали каждую стену и потолок, даже в ванной комнате.
Джонс и ее семья знали Рона Гиттинса как эксцентричного и одинокого художника. Но они осознали только вскоре после его смерти в 2019 году в возрасте 79 лет, что он вырезал, ваял и рисовал свою страсть на стенах своей съемной квартиры в Биркенхеде, прибрежном городке на северо-западе Англии, где он жил один.
Он не мог остаться, сказал домовладелец Гиттинса. Но Джонс знала, что она хочет сохранить эту сцену.
«Я просто подумала: «Мы не можем просто оставить это без внимания», — сказала она.
В течение многих лет семья Гиттинса защищала дело его причудливой жизни, настаивая на том, что квартира «Ронс Плейс» была незаменимой художественной инсталляцией, достойной сохранения. В этом месяце британское правительство согласилось. Историческая Англия, национальная организация, которая определяет исторически значимые места в Англии, добавила место Рона в свой список национального наследия, о чем семья объявила в начале апреля.
Обозначение, которое запрещает владельцу вносить изменения в Ron's Place без согласия правительства, ставит квартиру Гиттинса в ряд средневековых церквей и викторианских вилл, которые обычно получают такое признание в стране, обеспечивая маловероятное наследие творению Гиттинса. По данным Исторической Англии, квартира получила II категорию, которая присуждается «особо важным зданиям, представляющим более чем особый интерес».
«Это был Рон, который вел очень маленькую частную жизнь», - сказал Пол Келли, член правления Wirral Arts and Culture Community Land Trust, организации, созданной для управления Ron's Place. «Внезапно его признали совершившим что-то интересное такого масштаба. … Какая необычная вещь».
Гиттинс, независимый художник и театральный артист, был своего рода изгоем в своей семье, написала The Post его племянница Ян Уильямс. Он появлялся на встречах в ярких нарядах и говорил зашифрованно, шутя, что он секретный агент. В Биркенхеде он был известен как местный эксцентрик, который иногда расхаживал по городу в костюме римского центуриона.
По словам Уильямса, он был «колоритным, грандиозным, громким, самоуверенным, склонным к спорам, но при этом нежным».
Гиттинс держал свою семью на расстоянии. Он впустил мало людей в свою квартиру, которую согласно договору об аренде он мог обустроить «по своему вкусу», как сообщается на сайте Ron's Place.
По словам Уильямса, зайти в дом Гиттинса после его смерти было словно наконец открыть для себя мир, в котором он жил. Голова льва блестела глазами из осколков стекла, а во рту у него сидела сковорода. По квартире были разбросаны модели меньшего размера, вроде египетского саркофага, из которого открылась модель мумии. Разбирая вещи Гиттинс, Уильямс нашел написанную им открытку, адресованную ей, в которой говорилось, что ему не терпится показать ей свои творения.
«Рон создал фантастический мир для собственного удовольствия», — сказал Уильямс. «Что-то вроде декораций, где он играл главную роль».
Уильямс, сама художница и фотограф, возглавила усилия по спасению квартиры Гиттинса. Сначала она договорилась продолжать снимать квартиру у его домовладельца, собрать средства для покрытия расходов и создать общественную организацию для управления этим помещением. Одобрения поступали от певцов, писателей и скульпторов, которые посетили Ron's Place по приглашению семьи. Они разместили статью в Guardian и видеоматериал на BBC .
В ноябре 2022 года здание, в котором располагался Ron's Place, было выставлено на аукцион. Покупатели кружились, и Уильямс изо всех сил старался собрать сотни тысяч долларов, необходимые для победы в тендерной войне. Уильямса, все закончилось «сказочным» чудом По словам: 1 марта 2023 года, в последний день аукциона, донор отправил электронное письмо с предложением одолжить организации Уильямса большую часть денег, необходимых для покупки здания примерно за 400 000 долларов. . Даритель рассказала Уильямс, что узнала о «Ронс Плейс» тем утром, читая газету по дороге на работу.
«Мне казалось, что так и должно быть», — сказал Уильямс.
Пытаясь отложить продажу, Уильямс также обратился к Исторической Англии с просьбой включить Ронс-Плейс в список исторически значимых. Это было маловероятно — такое название обычно присваивается церквям, гостиницам и поместьям, история которых на несколько столетий больше, чем у квартиры Гиттинса.
Однако историческая Англия прислушалась к ее просьбе даже после того, как Уильямс и земельный фонд получили право собственности на Ронс-Плейс. Когда позже в том же году Сара Чарльзворт, оценщик Исторической Англии, посетила квартиру, она сразу заметила ту же самую статую льва от пола до потолка, которая приветствовала Уильямса и Джонса несколькими годами ранее.
«На самом деле, как только я вошел, я подумал: «Это крутой данк», - сказал Чарльзворт.
«Ронс Плейс» показался ей ярким примером «аутсайдерского искусства» — произведений искусства, созданных людьми, не имеющими формального художественного образования и не предназначенными для выставок или продажи. По словам Чарльзворта, это аспект британской истории, столь же достойный сохранения, как и ее церкви и замки.
«В листинг входят не только величественные дома и коттеджи в коробках с шоколадом », — сказала она. «Речь идет о том, чтобы быть репрезентативными и инклюзивными, а также гарантировать, что мы действительно представляем все аспекты истории страны».
Квартира закрыта для посетителей, так как в ней идет ремонт. Уильямс и Келли, члены правления Wirral Arts and Culture Community Land Trust, заявили, что у организации есть планы после приобретения всего здания, в котором находится Ron's Place, которое также включает в себя сад и три квартиры наверху. Они надеются сохранить произведения Гиттинса на первом этаже в качестве музея и художественного пространства, а остальные квартиры превратить в недорогое жилье для художников.
По словам Келли, это маловероятное наследие для Гиттинса, поскольку он посвятил большую часть своей жизни секретному миру в своей квартире. Но он думает, что Гиттинс был бы рад, если бы другие обратили на это внимание.
«Рон был настоящим аутсайдером», — сказала Келли. «Но… это было признание его работы. Ему бы это понравилось».