На просторах интернета вдоволь хватает пересказа теоретических основ, поэтому схематично:
Юнг выделял 2 личностные установки: Экстраверсию и Интроверсию.
Экстраверсия характеризуется:
- проявлением направления интереса к внешнему миру, другим людям и предметам
- подвижностью, разговорчивостью.
- лозунг «движение - сила»
Интроверсия характеризуется:
- погружением во внутренний мир, в свои мысли, чувства и опыт
- созерцательностью, сдержанностью, стремлением к уединению, склонностью удаляться от объектов
- интерес на себе
Если вы чувствуете будто вас разрывает и вам близко и то, и другое, не паникуйте, скорее всего вы Амбиверт, такое тоже бывает.
Но далее хочется чуть углубиться.
Помимо личностны установок, Юнг выделял еще и 4 функции или типа ориентации: 2 рациональные - мышление и чувство и 2 иррациональные - ощущение и интуиция. Соединив их вместе с личностными установками, мы получаем восемь типологических групп.
Если вы впервые читаете о функциях Юнга и о его типологии, наверняка вы можете столкнуться с неприятным чувством непонимания: «о чем вообще все эти комбинации?» Единая фраза 8 типологических групп лишь раздражает потому что намекает на ваше незнание. Так и в психике: сталкиваясь со сложным содержанием, с которым ранее не было опыта взаимодействия, способ с ним разобраться один - пройти через разломы дифференциации и фрагментации, то есть разложить на составные части. Конечно, при этом могут возникать раздражение и сопротивление, ведь в некотором роде речь идет о разрушении целого, и путей развития событий в любом случае несколько. 1) Можно поддаться сопротивлению, послать все куда подальше и отвернуться, выбрав идти другим путем. В таком случае возможно это правда вам не нужно и вы окольными путями научитесь жить как-то свою жизнь и без осознания этих содержаний. Здесь остается только верить и надеяться, что это «темное пятно» не содержит каких-то супер-разрушающих паттернов. Ведь мы помним формулу: неосознанное имеет власть над нами до тех пор, пока оно не осознанно. А возможно вы снова столкнётесь с необходимостью разобраться с этим содержанием, но позже, или будете проецировать его на близких и страдать от невозможности выстроить хорошие отношения 2) Можно выбрать подобие нейтральной позиции: не сопротивляться особо, но и не стремиться осознать. В таком случае колесо трансформации неумолимо утянет вас в фрагментацию, только без готовности это может восприниматься, будто мир рушится. Крайне неприятно. 3) Ну и третий вариант - начать разглядывать отдельные фрагменты по собственной воле с интересом и осознанием, что вы совершаете труд, сам факт совершения которого принесет обогащение.
Фрагментируем.
Функция мышление:
Относится к процессу когнитивной познавательной мысли. Судит о ценности, используя логику и аргументы.
Функция Чувство:
Функция субъективного суждения или оценки. То есть информирует на языке положительных или отрицательных эмоций: «это хорошо, а сейчас плохо, значит нет» Тоже рациональная функция, потому что основывается на опыте: приятный он или нет.
Функция Ощущение:
Относится к иррациональным функциям потому что восприятие происходит с помощью органов чувств. Присуща проницательность в отношении вкуса, запаха, и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Постижение мира происходит на языке явлений, будто фотографирует реальность.
Функция Интуиция:
Характеризуется сублиминальным и бессознательным восприятием текущего опыта. Восприятие с помощью бессознательного, то есть чувствительность к бессознательным содержанием высокая. Полагается на предчувствие и догадки, схватывая суть жизненных событий. Реагирует на несознательные образы, символы и скрытое значение переживаемого.
Если кратко: ощущающая функция говорит, что нечто существует, мышление говорит, что такое это нечто существующее, чувство сообщает что чего стоит, а интуиция открывает возможности, смысл того, что с этим может быть сделано.
Юнг считал, что у каждого человека есть ведущая функция, есть подчиненная (наименее выраженная) и вспомогательные, и изобразить схематично это можно так:
Где ведущая сверху, подчиненная снизу, а вспомогательная слева и справа. Начиная с ведущей, против часовой стрелки можно раскручивать постижение своих функций.
Что здесь важно и зачем это ценно знать?
Во-первых, как любая типология, информация выше при применении успокаивает лишнюю раздражительность потому что очередной раз говорит о том, что все мы разные. Например, экстраверт с ведущей функцией мышления может раздражаться на своего партнера - интроверта с ведущей функцией чувства потому что первому хочется провести время в большой компании и он может привести море логических аргументов: «это долгожданный выходной, ты сам говорил, что мы мало участвуем совместно в социальной жизни…», а для второго все логичные аргументы перевесит «в большой компании мне не приятно». Осознание, что все мы разные, снижает критику и осуждение в сторону других и помогает выстроить взаимоотношения и самой личности обогатиться и расшириться.
Во-вторых, Юнг считал, что любая функция в своей отдельности недостаточна для упорядочивания нашего опыта для нас самих. «Для полной ориентации все 4 функции должны внести одинаковый вклад». То есть направление развития - стремление активировать все 4 функции. И тогда с нового ракурса раскрывается напряженное взаимодействие в межличностном общении. Понимая, что меня (например ведущая функция мышление) раздражает человек с ведущей иррациональной функцией интуиции, вариант раскритиковать и осудить «отлетевшего чудика, который не помнит даже элементарных математических формул» равносилен отрезанию собственной вспомогательной функции, то есть отрезанию части своей собственной полноценной психики.
Не соединив все фрагменты воедино, не получится цельной картины. Как выше по тексту, бессознательное запускает трансформацию путем фрагментации для понимания чего-то нового. Разобрав целое, лишних пазлов быть не может. Всему должно быть найдено свое место.
На первый взгляд может казаться трудным использовать непривычные функции, но при глубоком рассмотрении можно обнаружить, что каждый имеет опыт использования каждой из них, только внимание не обращено было и следовательно это оставалось неосознанным. Например, для определения своей подчиненной (наименее типичной) функции можно подумать, как вы ведете себя во время стресса, сильного стресса. У кого-то внезапно активизируется холодный разум, четко структурируется план и включается логика, то есть активизируется функция мышления и тогда ваша ведущая функция скорее всего чувство, а кто-то например тотально дезориентируется, не понимает, где он вообще находится, возможно у него даже появляются какие-то видения - то есть включается функция интуиции и тогда ваша ведущая функция скорее всего ощущение.
Как всегда в психике нет ригидных правил, но обычно главной вспомогательной функцией у мышления является ощущение, у чувства - интуиция и наоборот (у интуиции - чувство, у ощущения - мышление). И это помогает продвинуться на пути постижения всех своих функций, а следовательно своей психики во всей ее удивительной наполненности и объёмности.
Если интересно погрузиться глубже в понимание этой темы, рекмендую книгу Дэрила Шарпа "Психологические типы. Юнгианская типологическая модель". Особенно красочно и понятно становится, как типология проявляется в людях после прочтения Приложения 2. Вечеринка с типами.
Для любителей научных исследований и тяжеловесных лонгридов, конечно, рекомендую первоисточник К. Г. Юнг "Психологические типы"