Найти тему
Анна, города и годы

И о кусочке жизни на Итальянской улице

Да, я тут воспевала улицу Савушкина и Приморский район, который очень люблю, но остановилась на том, что пару дней перед отлётом в Иркутск, хотела пожить в центре-центре, то есть на Итальянской улице. То был милый и приветливый хостел "Пётр" (лаконично и со вкусом, да?), и я радовалась тому, что уже можно будет всё исходить ногами, не закладывая время на дорогу:

летний дворец Петра в Летнем саду:)
летний дворец Петра в Летнем саду:)

Завтракать в "Севере":) - на самом деле я всей душой люблю "Норд", т.к. он ассоциируется с приездами в любимый город на поезде. Выходишь из вагона, идёшь по перрону и понимаешь, что скоро выйдешь на площадь перед Московским вокзалом (площадь Восстания всегда заставляет моё сердце сделать пару лишних ударов - так торжественно это звучит), увидишь обелиск со звездой, заветные слова "город герой Ленинград", а можно сразу выйти из той арки, чтобы перейти Лиговской и зайти в кондитерскую "Норд", чтобы взять какое-нибудь пирожное с труднопроизносимым названием и безумной начинкой "фуэте с голубым сыром" - не меньше!.. кутить так кутить!

Но "Север" тоже вариант:

радуешься каждому солнечному... не дню, а просто проблеску порой!
радуешься каждому солнечному... не дню, а просто проблеску порой!

Надо вам показать хостел "Пётр" изнутри? Вроде комнатки Раскольникова, но зато с личным санузлом, уходящим куда-то ввысь метров на пять...

Да, у многих блогеров в статьях часто возникают споры: зачем брать номер с удобствами? Ну, только, если вы больной (я на "больную" с плохо работающей почкой не тяну - это "верхняя граница нормы", но ночные гуляния по коридорам в полусне я не люблю...). А далее идёт шикарный вывод: но больным лучше дома сидеть, а не путешествовать!

Утешает, что я знаю людей, которые путешествуют не только с одной почкой, но и со стомой, и на инвалидном кресле, и с кардиостимуляторами...

Как говорит моя коллега: - Ну, ты-то вечно с больными и убогими якшаешься!

-Так я сама больная и убогая, - я ласково хлопаю и её по плечу и даже не обижаюсь: ну, здоровенький человек, надо только порадоваться:)

Да, это я разглядываю сувениры, которые накупила своим друзьям и знакомым детям:

Обустроилась, отложила вещи, которые мне в солнечной и знойной столице (я считаю Петербург столицей по-старинке, что не умаляет ни значения, ни величия, ни уважения к матушке-Москве) не понадобятся. И пошла на Невский на ту почту, которая поближе: отправлять себе домой посылку. Этот лайфхак подглядела у иркутян, кстати: они часто из путешествий себе посылки посылают... а я ещё и летаю с одной ручной кладью... не совсем как балерина Анна Павлова, но почти... воздушным образом!..

-5

Обратите внимание на то, как по-разному ведёт себя Петербург - просто эмоциональные качели, если речь идёт о погоде:

Где лучшая в мире стоит из оград, - как написала Ахматова о решётке Летнего сада...
Где лучшая в мире стоит из оград, - как написала Ахматова о решётке Летнего сада...

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград...

А.А.А.

-8

В этом путешествии я почему-то постоянно ходила к цирку Чинизелли, где одна из статуй мне кажется той самой музой, которая "пред милой гостьей с дудочкой в руке" (это тоже цитата Анны Андреевны):

разглядели?
разглядели?

Меня с детства завораживало имя Гаэтано Чинизелли (он родился в городке Комо, а может и в Милане - я почему-то радуюсь, что там была и представляю себе его детство) - основатель и директор цирка на Фонтанке.

Вообще набережная Фонтанки мне в том томном и солнечном августе так понравилась, что я ходила там и в последний приезд - в октябре... и мне не наскучило. Подозреваю, что в следующий приезд (если даст Бог!), тоже буду ходить там чаще, чем по Невскому...

Да, я же шла на почту - на Невском:)

Иду и напеваю себе под нос нехитрую песенку Зои Ященко:

А я иду и всем улыбаюсь,

Я выше облака поднимаюсь,

И мне кивают, снимая шляпы,

На Невском дома.

Где-то, где-то

В любимых парках укрылось лето,

И мелкий дождик на водосточной

Играет трубе.

Нырнуло эхо в дворы-колодцы,

По старой крыше гуляет солнце,

И пахнет кофе, и все кофейни

Зовут к себе...

Вообще я очень люблю перемещаться тут хаотично - Инженерная улица задавала тон - я полюбила доходить до церкви Симеона и Анны, по мосту Белинского, но чаще просто нарезала круги вокруг конюшен Михайловского замка и Легкоатлетического манежа (почему-то запомнилось, что там есть магазин "Пятёрочка", где я себе купила полосатых носочков... иногда великое соседствует с мелким и... хорошо, если удаётся постоянно разбавлять, ибо количество впечатление в Питере у меня зачастую вызывает откровенную тахикардию):

-14

Да, я много ходила по Литейному, но иногда удалялась, приближалась... иногда потом не могла вспомнить: где этот дом с серо-зелёными колоннами и такими прекрасными кариатидами, которые похожи на птиц Сирин? Гамаюн? - мне зрение не позволяет разглядеть выражения лиц...

Очень люблю этот дом со сказочной башенкой (во всех сборниках сказок такие непременно есть на иллюстрациях):

чем-то мне этот дом напоминает дома Стокгольма...
чем-то мне этот дом напоминает дома Стокгольма...

Этот дом напоминает пышную Геную - признаюсь честно:

В Петербурге лучше - нет такого откровенного архитектурного "перебора" (это вкусовщина, я знаю):

-17

А здесь мне понравились кариатиды в виде таких пухлых и уверенных юношей:))))

-18

Какой-то избыток розового получился, но мы сейчас свернём в сторону:

это вообще другой район, но крохотный трогательный путти, который держит на шее балкон, меня поразил в самое сердце и отпечатался на сетчатке глаза
это вообще другой район, но крохотный трогательный путти, который держит на шее балкон, меня поразил в самое сердце и отпечатался на сетчатке глаза

Да, если что, то начало этой саги было где-то здесь: это не первое, не пятое путешествие в Петербург, но... почему-то именно об этом захотелось рассказать, т.к. всё же лучше не два-три дня, а хотя бы четыре-пять, что ли?

Если я знаю, что в какой-то город больше не приеду, то живу там несколько дней - гуляю, фотографирую, ни на что не отвлекаюсь. А в Санкт-Петербург ведут все пути (он просто в сердце - как и Рим, но чуть более доступен;), поэтому я там бываю короткими набегами - шучу, что татаро-монгольскими... это, видимо, я вспоминаю труды сына своей знаменитой тёзки.

Да, раз уж мы ездили в Комарово и догуляли до дачи Ахматовой, которую она иронично называла "будкой":

-20

То ноги сами меня привели в Фонтанный дом, где жила великая русская поэтесса, в честь которой меня назвали. Да, разумеется, я много раз была в квартире Ахматовой, но... я процитирую её хорошего друга и коллегу Иосифа Бродского:

Ибо нет одиночества больше, чем память о чуде.

Так в тюрьму возвращаются в ней побывавшие люди,

и голубки — в ковчег.

-21

Да, мне очень нравится то, что сейчас творится во дворе Фонтанного дома - получился хороший творческий симбиоз из поэта Серебряного века и поэта века нашего (если так... по-крупному): Ахматовой и Бродского:

-22

Помню, что во дворике бухал и репетировал какой-то музыкальный оркестрик, люди заходили и выходили и... было так хорошо, тепло, солнечно и уютно, что я в кои-то веки достала телефон и сняла видео, чтобы отправить паре близких людей. За мной такого вообще, считай, не водится, т.к. я малоэмоциональный человек (я из тех, кто годами не плачет, а потом - бац! - раз в десять лет рыдает от того, что ему справку не подписали... но дома, когда никто не видит). Заливистого хохота от меня тоже не услышишь... ну или там каких-то трепетных слов и мыслей на тему любви. Хотя иногда я думаю, что на уроке надо бы... может, достучалась бы до моих лоботрясов и лодырей?

Бродскому бы понравились коты всюду:)
Бродскому бы понравились коты всюду:)

"И щурясь на солнце, я вдруг понял: я кот. Кот, съевший рыбу. Обратись ко мне кто-нибудь в этот момент, я бы мяукнул. Я был абсолютно, животно счастлив. Разумеется, через двенадцать часов приземлившись в Нью-Йорке, я угодил в самую поганую ситуацию за всю свою жизнь — или так мне тогда показалось. Но кот ещё не покинул меня; если бы не он, я бы по сей день лез на стены в какой-нибудь дорогой психиатрической клинике".

Иосиф Бродский "Набережная неисцелимых"

-24
-25
строгость дворца Шереметевых
строгость дворца Шереметевых
и уют изразцовой печки во дворе... да, инсталляция, но неплохо вышло
и уют изразцовой печки во дворе... да, инсталляция, но неплохо вышло

Ещё мне понравилось, что каждый может написать свои стихи или кого-то процитировать на специально отведённых стенах:

-28

Посмотреть подробнее:

Да, какие-то инсталляции сразу активизируют память:

-30

Голубой саксонский лес

Снега битого фарфор.

Мир бесцветен, мир белес,

точно извести раствор.

Ты, в коричневом пальто,

я, исчадье распродаж.

Ты — никто, и я — никто.

Вместе мы — почти пейзаж...

Иосиф Бродский

Словом, хоть я и далека от современного искусства, но мне здесь хорошо, комфортно, понятно, а я это ценю:

и величие рода Шереметевых - тоже
и величие рода Шереметевых - тоже

Кстати, о своей любви (почему, собственно?) к Шереметевым я писала уже:

То есть это не на пустом месте, а чувство, которое во мне взрастила Анна Ахматова, т.к. ей часто этот девиз, который она видела над входом в Фонтанный дом ("Бог сохраняет всё") в жизни помогал - поддерживал в трудную минуту, если кратко.

Да, вечера я коротала в Столовой номер 1 (я из тех жизнерадостных старушек, которые возьмут бокальчик вина за сто сорок пять рублей и печенье за девятнадцать и сидят счастливые, ибо на учительскую зарплату иногда только чай брать, но это не моя история), а потом слушала музыкантов либо на канале Грибоедова, либо на Невском... очень это люблю. И тех, кто на фортепиано играют (на Конюшенной), и тех, кто под гитару, и скрипка, конечно...

Про скрипку: часто думаю, что мне везёт на сокровища. Вот это я сейчас зря написала, да? Неизгладимое впечатление на меня когда-то произвела в повести "Динка прощается с детством" история, как "малахольный" музыкант Яков гладил сына Иоську по голове и говорил, что у него есть сокровище, имея в виду талант... а это услышали кулаки-купцы Матюшкины и Якова убили в его же хате, ночью и... пол взломали - сокровища искали. А Иоська убежал и прятался потом в доме, играл ночами на скрипке, чтобы отпугнуть людей - чтоб было, где ночевать...

В тот приезд я всюду отнекивалась и отбивалась от сахара, но мне его всюду насыпали, и я шутила, что в Петербурге у меня непрерывная "дольче вита" (сладкая жизнь):

да, я не пью чай или кофе с ним, поэтому и отказываюсь, но кто ж меня слушал?
да, я не пью чай или кофе с ним, поэтому и отказываюсь, но кто ж меня слушал?

Много раз я целенаправленно ходила в сторону Александровского сада и Исаакиевской площади, чтобы подробнее изучить ту часть города:

-34

Радовалась тому, что сняли "леса", и можно законно цитировать:

Верной твердынею православья

Врезан Исакий в вышине,

Там отслужу молебен о здравьи

Машеньки и панихиду по мне.

И всё ж навеки сердце угрюмо,

И трудно дышать, и больно жить…

Машенька, я никогда не думал,

Что можно так любить и грустить!

Николай Гумилёв

-35

Эту необычную (притягательную!) картину с мрачной громадой собора в 1966-ом написал Борис Семёнов... очень она мне нравится - повод ввернуть в статью, раз уж речь зашла об Исаакии.

Но душевно мне последние годы ближе Казанский собор, ибо туда можно прийти в любое время, уйти и... ветер гуляет по собору, а внутри горят лампады, и очень мне нравится эта икона с распятым Христом, где какие-то очень пронзительные цвета... в дождь здесь особенно хорошо думается:

жаль, что фото не передаёт глубины этого простенького звёздного неба...
жаль, что фото не передаёт глубины этого простенького звёздного неба...

Второе место, где я "ночую" (если поздний рейс, а номер я сдала, естественно, в полдень!) - в Буквоеде. Мне нравится Северная Столица за толерантность к больным читателям:) - тем, кто готовы читать сутки напролёт и... для этого есть круглосуточные книжные магазины, где предусмотрены розетки, кресла, диванчики и кофе:

-38

Да, в ту поездку я осуществила маленькую мечту: купила книгу "Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями". Дело в том, что в Иркутске её не купить, нужно заказывать, а если где-то и встречается, то цена... ну, в общем, для меня лично это неподъёмно.

В итоге это... моё "сонное" чтение: читаю пару страниц и засыпаю. Но счастливая:) - просто очень, очень густо и подробно. Тем более, что я всё забываю и частенько начинаю сначала:)

Помню, что в тот приезд, Питер сделал мне прощальный сюрприз в Пулково. Там была выставка блокадников: поразил Юрий Кляус... он держит фото своих братьев и сестёр: погибли все. Только он остался...

А потом началась выставка, которая заставит улыбнуться тех читателей, которые иркутяне:

В общем, улетала с переполненным сердцем. И в то же время лёгким... ибо столько всего хорошего видела - на целую зиму хватит.