Найти тему
Стежки-дорожки

Левкрота в мистике, вышивке и металлических амулетах

Наталья Бобыкина

Левкрота
Левкрота


Символом института археологии РАН с 2004 г. стало необычное существо, похожее на конька-горбунка. Археологи находят таких коньков в слоях Древней Руси начала XI – первой половины XII века от Причерноморья до Печоры. Предназначение его – женский амулет-подвеска, которую размещали на поясе или в виде кулона. Особенно их много в землях Смоленской области и на землях древних ливов (финно-угорское племя, населявшее территорию современной Латвии, называемой Плинием Младшим в 79 г. н.э. Ливонией).
Вызывает спор специалистов загадочность необычного зверя. Он похож на собаку, рысь, коня и даже льва. На его конскую сущность указывают копытца.
В 2014 г. латышский исследователь Роберт Спиргис высказал предположение, что этот конёк по виду похож на левкроту – фантастического зверя начала нашей эры, описанного Плинием Старшим в его труде «Естественная история». Плиний и дал ему название.

Конёк-левкрот
Конёк-левкрот


Левкрота (левкорота, левкрокота, леукокрота, левкокрока, leucocrotta, corocotta) – хищный зверь ростом с дикого осла, с ногами и с раздвоенные копытами оленя, шеей, хвостом и грудью льва, с головой барсука, пастью от уха до уха. Левкрота превосходит других животных своей необычайной скоростью. Позднее левкроте приписывали голову лошади и ноги льва. В Средневековье зоологи указывали на схожесть левкроты с мантикорой (Эдвард Топшелл), а то и с дикообразом (рисовали колючки на хвосте).
Плиний считал, что левкрота появилась в Эфиопии путём скрещивания эфиопской львицы и гиены.
Римский писатель Гай Юлий Солин отправлял натуралистов на её поиски в Индию.
Клавдий Элиан называл её Corocottas – видом гиены, подражающей человеческому голосу, заманивающая за собой и пожирающая животных и людей.
Ктесий Книдский называл этого зверя крокоттасом, известным как волкопёс.
В мире фантастики (
https://www.mirf.ru/science/history/medieval-bestiary..) леквроту описывают как помесь львицы и гиены, имеющей лошадиную голову с широким ртом от уха до уха.

Барс на полотенце
Барс на полотенце
Рязанское полотенце
Рязанское полотенце
Барсы и Богиня
Барсы и Богиня
Тверское полотенце
Тверское полотенце

Самое интересное, что, помимо амулетов-коньков, в России есть и вышитые звери, похожие на левкроту. Вышивальщицы называют их общим словом – барсы, потому что ни один настоящий зверь не похож на это вышитое существо. Здесь также виден комплексный подход к этому существу: грива, как у коня, тело собаки, быка или льва, львиные лапы с острыми когтями, длинный хвост с большой кисточкой на конце. Чаще всего изображают этих зверей парой, зеркально стоящей по обеим сторонам древа жизни – трехчастная композиция на полотенцах и головных женских уборах в Архангельской и Рязанской и других областях, где есть металлические коньки-амулеты.
В нашей мифологии история этих зверей потеряна, либо легенды ещё не выявлены. Лишь современной сказке П.П. Ершова "Конёк-горбунок" угадывается хтонический смысл этого существа. Откуда автор взял своего главного героя - неизвестно.

Может быть, найдётся у каких-нибудь народов далёкий-далёкий отголосок положительного божества в звериной шкуре, которое оберегает, а не убивает человека, помогает ему, а особенно женщине, так как конёк-амулет помещается на груди в виде кулона или на поясе в виде подвески - рядом с детородными органами и сердцем, самых важных местах женщины, отвечающих за здоровье потомства.


Источники:
1. Конек / левкрота: о символе ИА [Электронный ресурс]. - РАНhttps://
dzen.ru/a/ZLfyrRKgOHmo0AMh
2. Плиний Старший. Естественая история. Книга 8. 72. (Перевод с латинского Б. А. Старостина). (Источник: Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». Ижевск: 2010, вып. 1 (§§1—32) (римская энциклопедия 1 в. н. э.)
3. Клавдий Элиан. О мире животных. Книга 7. 22. / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности [
http://simposium.ru/ru/node/12146].
4. Ктесий Книдский. Индика. Послания из вымышленного царства / Пер. с др.-греч., ст.-фр.; Пер. с лат., сост., вступ. ст. Н. Горелова. — СПб.: Азбука-Классика, 2004. — 224 с.)
5. Узоры с мифическими существами из Интернета.