В фильме "Осенний марафон" главную роль сыграл Олег Басилашвили. Кто-то может сказать, что он плохо сыграл или совершенно не подходит на роль?
Я так сказать не могу, так как не представляю никакого другого актера в роли Бузыкина.
А главную роль запросто мог сыграть Александр Калягин. И сыграл бы, если бы не несколько обстоятельств.
Когда Александр Володин написал сценарий под названием "Горестная жизнь плута", то он позвонил Георгию Данелии с предложением снять фильм по этому сценарию.
Георгий Данелия в это время был занят, а потому отдал сценарий молодым режиссерам Юрию Кушнереву и Валерию Харченко.
На главную роль в этом фильме Александр Володин приглядел кандидатуру Александра Калягина. Видимо, именно так он и представлял себе Бузыкина.
Только вот Александр Калягин совсем был не рад тому факту, что фильм будут снимать начинающие режиссеры.
Чтобы угодить актеру, Георгий Данелия предложил снимать фильм Павлу Арсенову. Но Арсенов мог приступить к съемкам только через некоторое время, так как уже был в работе над другим фильмом.
Тогда уже Калягин сам предложил Володину найти другого режиссера, который согласится снять фильм. Но где же взять режиссера? И Володин принял решение отдать сценарий в театр.
Когда об этом решении узнал Георгий Данелия, то он порекомендовал этого не делать, так как можно снять неплохой фильм.
- Вот сам и сними! - предложил Володин.
Но Данелия вежливо отказался, так как знал, что Александр Володин не любил, когда его сценарий переделывают. А переделывать пришлось бы многое.
В итоге всё сложилось так, что Георгий Данелия всё же приступил к съемкам, а Володин не мешал переделкам сценария.
Когда сценарий был переделан под съемки фильма, то оказалось, что Бузыкин никак не мог быть сыгран Александром Калягиным. Пришлось сообщать актеру, что его кандидатура на главную роль уже не подходит.
А дальше ...
Я думаю, многие читали книгу Георгия Данелии под названием "Тостуемый пьет до дна".
В этой книге описаны и съемки фильма "Осенний марафон", в частности, история про, как искали актера на главную роль.
В двух словах я перескажу:
Ассистентка режиссера Елена Судакова порекомендовала на главную роль Олега Басилашвили.
Георгий Данелия сразу же сказал твёрдое "нет", так как смотрел фильм Эльдара Рязанова "Служебный роман". В том фильме Олег Басилашвили сыграл уверенного и властного человека по фамилии Самохвалов. А Бузыкин должен был быть полной противоположностью.
Шли пробы на главную роль, а подходящего актера найти не могли. А Елена Судакова постоянно твердила Данелии: "Пригласите на пробы Басилашвили".
В конце концов Данелия разозлился на свою ассистентку:
- Ты что, глухая? Я не буду его снимать!
Поиск подходящего актера продолжился.
А Елена Судакова взяла и сама пригласила Олега Басилашвили как бы "просто так".
- Ладно, вечером посмотрим, - лишь сказал режиссер. Он ведь прекрасно видел перед собой уверенного в себе сорокалетнего мужчину, который точно не мог быть Бузыкиным.
А потом ассистентка попросила режиссера подвести Олега Басилашвили, так как им было по пути. Данелия согласился.
Когда Георгий Данелия высадил актера и уже тронулся ехать дальше, то загорелся красный сигнал светофора. Он посмотрел в зеркало заднего вида и вдруг увидел ... он увидел Бузыкина.
Олег Басилашвили, слегка ссутулившись, пытался перебежать улицу. Он делал это очень неуверенно и суетливо.
А уже вечером на кинопробах Георгий Данелия объявил ему, что берет на главную роль.
Вот и истории конец.
Олег Басилашвили сыграл главную роль - скромного, беспомощного и безвольного переводчика Бузыкина.
- Хорошая история, - подумал я, когда читал книгу.
Действительно, хороший актер может так приучить нас к своему "амплуа", что мы не представляем его в других ролях, где нужно сыграть совершенно противоположную личность. Видимо, Георгий Данелия поддался этому эффекту.
Но история гораздо интереснее
А на самом деле всё было заранее спланировано!
Как-то во время просмотра документального фильма (или интервью, я уже не помню) я услышал истинную историю, которую не знал Георгий Данелия. Оказалось, что Елена Судакова провернула изящную комбинацию.
Можно лишь догадываться, как она угадала с кандидатурой Олега Басилашвили (наверное, профессиональный опыт), но она решила, что докажет сомневающемуся режиссеру о целесообразности участия в фильме Басилашвили.
Судакова встретилась с актером и предложила разыграть перед режиссером сценку. Она понимала, что, скорее всего, на кинопробах Басилашвили не сможет впечатлить режиссера, а потому роль ему не достанется.
Нужно было сделать так, чтобы Данелия увидел "Бузыкина" в реальной жизни.
Именно для этого ассистентка попросила режиссера довезти Басилашвили, чтобы тот "совершенно случайно" продемонстрировал "мастерство перевоплощения".
Басилашвили понимал, как должен выглядеть Бузыкин, а потому прямо на улице он взял и сыграл его специально для режиссера, полностью "стерев" образ Самохвалова.
- А если бы Данелия не посмотрел в зеркало? - может спросить дотошный читатель.
Я не знаю, возможно, в истории Георгия Данелии красный свет светофора просто был для "смысловой связки". Вполне возможно, что он увидел перебегающего дорогу Басилашвили пока еще стоял возле тротуара, а уже потом, дабы лишний раз убедиться, смотрел в зеркало заднего вида за "Бузыкиным".