Оставим привычное название событиям октября 1917 г., хотя в годовщину взятия власти «Правда» печатает статью И.В. Сталина под названием «Октябрьский переворот», где будет написано: «Вдохновителем переворота от начала до конца был ЦК партии во главе с товарищем Лениным» – важно не то, как назвали, а то, какие результаты. А одним из результатов стала отмена преподавания истории во всех учебных заведениях советской России с 1919 года.
«Восемь-девять лет тому назад, – с удовлетворением писал в 1927 году видный «историк-марксист» М.Н. Покровский, – история была почти совершенно изгнана из нашей школы – явление, свойственное не одной нашей революции. Детей и подростков занимали исключительно современностью... »
А нарком просвещения А.В. Луначарский, которого принято считать одним из самых интеллигентных среди членов правительства, в 1918 г. жестко критиковал Всероссийский учительский союз за стремление воспитывать в учениках здоровую любовь к Родине. «Я не знаю, что разумеется под здоровой любовью к Родине. Что это значит? Бросается в глаза нелепость такой постановки вопроса… нужно воспитание интернациональное... пристрастие к русскому лицу, к русской речи, к русской природе – это иррациональное пристрастие, которое отнюдь не нужно воспитывать».
Идеологом нового воспитания стал заместитель наркома просвещения, первый отечественный историк-марксист М.Н. Покровский. Именно ему принадлежит знаменитая фраза: «История – это политика, опрокинутая в прошлое».
Основным стал политический фактор. Из всех исторических дат требовалось запоминать лишь те, которые относились к классовой борьбе и революционному движению. В новой программе не было таких понятий, как «патриотизм», «Родина», «патриотическое воспитание». Всему этому, по замыслу тогдашних идеологов, должен был прийти на смену пролетарский интернационализм, противопоставляемый естественному чувству любви к Родине.
Так история России была вычеркнута из учебной программы и заменена изучением истории партии и мирового освободительного движения. Напомню, что для всех советских людей изучение истории заканчивалось в школе – только студенты исторических факультетов изучали историю как предмет, остальные студенты занимались «Историей КПСС».
Но оставались историки, которые так много знали о прошлом, поэтому они были опасны! Советское руководство устроило прямую расправу над отечественной исторической наукой. В 1929 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) было принято решение об уголовном преследовании сотрудников Академии наук СССР. Формальным поводом для «Академического дела» стало обнаружение в библиотеке Академии наук подлинников отречения от престола императора Николая II и его брата Михаила. Было сфальсифицировано создано дело о контрреволюционной монархической организации «Всенародный союз борьбы за возрождение свободной России». Выполняя решение руководства, органы ОГПУ создавали одно за другим «дела историков».
Всего было арестовано четыре академика АН СССР, девять членов-корреспондентов АН СССР и более 100 ученых рангом поменьше.
История стала политической дисциплиной, поэтому 29 человек были приговорены к расстрелу (расстреляны 10, остальным заменили на 10 лет лагерей), остальные получили от 10 до 3 лет лагерей или ссылки, были и те, кого признали невиновными (они признали, что были неправы в своих работах по изучению прошлого).
Цвет отечественной исторической науки был разгромлен...
Преподавание истории как учебного предмета было восстановлено в СССР лишь в 1934 году. Такой перерыв был необходим руководству для разрушения традиций преподавания истории Отечества, и в 1934 году в учебных заведениях стала изучаться совсем другая история.
Важно отметить, что руководство понимало, что история – это чрезвычайно важно, поэтому новый школьный учебник рецензировали три члена Политбюро: Сталин, Киров и Жданов. Они указали, что первый вариант учебника не отражал роль России – «тюрьмы народов» и «контрреволюционная роль русского царизма во внешней политике».
Любопытно, что Сталин вычеркивал целые главы, посвященные лично ему. А Жданов добавил в учебник ставшие знакомыми нам всем фразы о польской интервенции в 1612 года, первобытно-общинном строе славян и влиянии византийского христианства.
Кроме учебников, нужно было пересмотреть отношение к героям страны, поэтому начали уничтожаться не только памятники царям. На Бородинском поле был взорван «памятник царским сатрапам» – главный монумент в честь сражения, в котором решалась судьба России. В Ленинграде был уничтожен храм-памятник в честь моряков, погибших в Русско-японскую войну, в Костроме – памятник Ивану Сусанину... Затем начали уничтожаться значимые храмы – и началом стал взрыв храма Христа Спасителя в Москве.
Что дали эти годы без истории в школе, а затем новая история, новые ценности и новые герои? В итоге большинство советских людей оказались отделены от прошлого, стали равнодушны к тому, что было раньше, и это духовное равнодушие привело к тому, что мы получили общество Иванов, родства не помнящих, равнодушных ко всему, что не касается личных потребностей.