Все фото из открытых источников Интернета
Кинокартину украли в момент монтажа. Таким образом пиратские копии фильма вышли в свет раньше премьеры на широком экране. Примечательно, что в пиратской версии фильма другая концовка, нежели у законченной версии.
Из-за того, что во время съёмок не проверяли погодные условия, декорации несколько раз уничтожались штормами.
Оказывается, что для проекта было создано порядка 2 000 костюмов.
Для съёмок фильма пришлось создать 30 специальных лодок.
В результате колоссального кинопроизводства в экономику штата Гавайи было вложено более 35 миллионов долларов. На момент выхода картины "Водный мир" стал самым дорогим фильмом в истории (если не учитывать инфляцию).
Несмотря на мировые сборы в $255 миллионов при бюджете $175 миллионов, многие считают "Водный мир" одним из самых больших провалов в истории кинематографа. В сцене, где Дьякон (Деннис Хоппер) целится из ружья в Морехода (Кевин Костнер), он сначала облизывает свой большой палец и вытирает прицел, что в точности повторяет сцену с Гэри Купером в кинокартине "Сержант Йорк".
Портрет на стене, которому Дьякон обращается "Святой Джо", — это Джозеф Хэзелвуд, капитан нефтяного танкера "Exxon Valdez", потерпевшего крушение у берегов Аляски, что привело к утечке миллионов литров нефти. Примечательно, что базой курильщиков стал танкер "Exxon Valdez". Установка из четырех пулеметов — это зенитное орудие, которое состоит из четырех пулеметов "Браунинга", применявшихся во время Второй мировой войны.
Язык, на котором разговаривают герой Кевина Костнера и бродяга, который украл лимоны, в начале фильма — это хинди. Кевин Костнер находился на съёмочной площадке 157 дней, работая по 6 дней в неделю. На премьеру фильма в Японии Кевин Костнер прилетел на своем собственном самолёте. Однако токийские власти не дали разрешение на парковку самолета в аэропорту в течение пребывания Костнера в Японии.
Ему пришлось оставить самолет на базе морского флота в Атсуги в обмен на показ фильма и личное присутствие во время показа.
Декорация атолла достигала четверти мили в окружности.
На роль Дьякона рассматривали кандидатуры Джина Хэкмена, Джеймса Каана и Гари Олдмана, но они отклонили предложение. До начала съёмок Кевин Костнер требовал, чтобы Кевин Рейнольдс поставил картину, однако во время съёмок отношения между Костнером и Рейнольдсом резко обострились. Рейнольдс покинул проект, и Кевину Костнеру самому пришлось завершать съёмки в качестве режиссёра.
Тину Мажорино во время съёмок трижды обожгла медуза.
Из-за этого ей дали прозвище Медузная конфетка.
Татуировка на спине Энолы выполнена в традиционных китайских иероглифах.
Расшифровка иероглифов обозначает географические координаты: 27 градусов 59 минут северной широты, 86 градусов 56 минут восточной долготы, что является координатами Эвереста. Джосс Уидон прилетел на съёмочную площадку в последний момент, чтобы изменить некоторые части сценария. Позднее Джосс скажет, что работа над "Водным миром" были для него словно "Семь недель ада".
Существует несколько версий фильма. Стандартная версия имеет продолжительность 133 минуты. Режиссёрская версия уже длится 176 минут.
Также есть и "фанатская" версия фильма с продолжительностью 177 минут.
Фанатская версия мало чем отличается от режиссёрской, но в неё вошли вырезанные сцены с насилием, которые пришлось удалить ради рейтинга PG-13.
Костнер потребовал от студии занимающейся спецэффектами убрать его залысины в фильме. В те годы это было очень дорогое мероприятие.
Декорации построенные на воде находились довольно далеко от берега.
Так как по какой-то причине там не предусмотрели ни одного туалета, съёмочной группе пришлось арендовать несколько лодок, постоянно возивших людей желающих справить нужду на берег.
Стоимость жилого Атолла собранного для съёмок в фильме – 22 миллиона долларов. Композитора Марка Ишама заменили на Джеймса Ньютона Ховарда из-за слишком сильного этнического акцента в композициях первого.
Джинджер Питерсен, отвечавшая за обеды на съёмочной площадке, рассказывала, что все местные гавайские подрядчики заламывали сумасшедшие деньги за питание и воду. Питерсен считает, что они просто знали, что фильм очень большой и хотели как можно сильнее на нем нажиться. Джинн Триплхорн наотрез отказалась раздеваться для одной из сцен. Она лично отобрала из трёх дублерш ту, чье тело по её словам было наиболее приближено к её. Джинн Триплхорн и Тина Маджорино чуть не утонули в первый день съёмок, когда неудачно перевернувшийся тримаран не дал им быстро всплыть на поверхность.
Роль, которая позже отошла Дэннису Хопперу, предлагали Самюэлу Л. Джексону.
Джексон отказался от неё, отдав предпочтение фильму «Крепкий орешек 3».
Вслед за Джексоном от роли отказались Джин Хэкмен и Гэри Олдман.
Съёмки фильма растянулись почти на восемь месяцев.
Имя девочки Инола (Enola) – это «одинокая» или «одна» (Alone), если её имя прочитать задом наперед. Тримаран героя Кевина Костнера после съёмок продали турецкому бизнесмену. Когда он через несколько лет обанкротился, государство конфисковало лодку и продало её на аукционе.
«Водный мир» вошел в историю кино как один из самых ярких примеров картины, создание которой обернулось адом. Злоключения преследовали проект компании Universal буквально на каждом этапе производства. Первый вариант сценария был написан в 1986 году, и в дальнейшем его объединили с другим текстом — получилась история в духе «Безумного Макса», но на воде. Благодаря придирчивости продюсера и исполнителя главной роли Кевина Костнера всего было сделано более тридцати версий сценария, а участие в их написании принимали шесть различных авторов (в том числе Джосс Уидон был приглашен в качестве скрипт-доктора в последние недели съемок).
Помимо шлифовки драматургии возникли проблемы и с поиском режиссера.
Прикрепленный к проекту мастер приключенческих историй Роберт Земекис в какой-то момент отказался от работы, и его место занял друг Костнера Кевин Рейнольдс.
Дружеские отношения не помешали актеру и режиссеру конфликтовать друг с другом всю дорогу, из-за чего даже возник слух, что Костнер выгнал Рейнольдса посреди съемок, заняв его место. Препродакшн ленты начался летом 1993 года, однако спустя полгода, когда у берегов Калифорнии уже были возведены декорации, выяснилось, что местность для съемок не подойдет — массивные конструкции пришлось перевозить на нескольких кораблях через половину Тихого океана к Гавайским островам.
Наконец в июне 1994 года съемки стартовали, однако вместо запланированных четырех месяцев они продлились вдвое дольше. Также по мере работы над проектом рос бюджет — если изначально планировалось небольшое кино стоимость в $3 млн, то к моменту начала съемок это было уже 100-милионное эпическое полотно.
В итоге же фильм обошелся в рекордные $172 млн, став на два года (до выхода «Титаника») самым дорогим кинопроектом в истории. Более живучим оказался статус «Водного мира» как одного из самых катастрофических провалов в кино, что в действительности не совсем верно. Картина, даже несмотря на то, что за пару месяцев до премьеры была украдена прямо с монтажного стола, собрала $264 млн в мире, стала хитом видеопроката и послужила основой компьютерных игр и тематических аттракционов.
И даже четыре номинации на «Золотую малину» (с одной победой у Дениса Хоппера за худшую роль второго плана) не отменяют того, что такому провалу можно позавидовать. По словам Кевина Рейнольдса, прежде чем приступить к работе, он консультировался со Стивеном Спилбергом, и тот даже пытался отговорить его от проекта, приводя в пример собственный нелегкий опыт с «Челюстями»: «Чтобы ты ни делал, никогда не снимай на воде».
Дело в том, что море постоянно находится в движении, его поведение невозможно контролировать и крайне трудно предсказать. Роль играют как природные факторы, вроде ветра, волнения воды, облачности, так и человеческие, например, почти каждый участник съемочной группы рано или поздно начинает страдать от морской болезни.
По словам оператора Дина Семлера (он, кстати, снимал второго и третьего «Безумного Макса») из-за волн даже в спокойную погоду приходилось делать по четыре-пять дублей, чтобы быть уверенными, что кадры будут сочетаться на монтаже.
Семлер отмечал две основные проблемы, с которыми он столкнулся на проекте.
Во-первых, когда делаешь дубль, объекты невозможно вернуть к тому положению, в котором они были ранее. Во-вторых, ограничены возможности выбора освещения и позиции съемки, поскольку в области за кадром обязательно находится или земля, или «чертова Испанская армада» из кораблей съемочной группы.
Кроме того регулярно приходилось ждать, пока из кадра исчезнет какое-нибудь проплывающее мимо постороннее судно. А иногда съемки прерывали и более необычные гости — горбатые киты. Также морские съемки вызывали серьезные проблемы с организацией и логистикой. Ежедневно по два раза (утром и в обед) с суши к месту съемок и обратно необходимо было перевозить массовку в 450 человек.
И это притом, что порой за день не удавалось снять ни одного кадра.
Характерный пример того, как сумма факторов отражалась на графике съемок — одна из экшн-сцен, на работу над которой отводилась неделя, в итоге снималась месяц.
На экране же она длится меньше десяти минут. Добавим, что съемки на воде связаны еще и с повышенной опасностью — Джинн Трипплхорн и Тина Мажорино как-то были снесены в воду бушпритом корабля и едва не утонули, а Кевин Костнер из-за сильного ветра однажды свалился с 12-метровой мачты, чудом обойдясь без повреждений.
И это не говоря уже о постоянных нападениях медуз.
Самая крупная декорация, атолл, была сделана из дерева, папье-маше и стальных листов, а на ее возведение посреди океана ушло три месяца работы трехсот человек.
1000-тонная конструкция располагалась на плавучей платформе, которая крепилась ко дну и могла поворачиваться. Кроме тримаранов в фильме было использовано несколько десятков гидроциклов разных моделей, в основном Kawasaki.
В ряде сцен, как правило, если дело касалось экшна, вместо реальных объектов использовались миниатюрные копии. Например, для кадров уничтожения танкера курильщиков. В сцене подводного плавания главных героев также была построена миниатюра, изображавшая город Денвер. Костюмы эпохи неопределенного будущего разрабатывал художник Джон Блумфилд, известный по франшизам о «Конане» и «Мумии». Его задачей было использовать знакомые зрителю элементы одежды (и не только одежды) каким-то необычным образом. Подход подчеркивал преемственность и одновременно оторванность человека будущего от настоящего.
В качестве материалов для костюмов использовалась отфактуренная рыбья кожа, лайкра, нейлон и неопрен, создававшие разом ощущение архаики и футуризма.
Помимо одежды внимания заслуживают многочисленные модные аксессуары морской тематики, делающие героев иконами стиля даже в эпоху пост-апокалипсиса.
Наверное, только по счастливой случайности на съёмках «Водного мира» никто не погиб. Кевина Костнера едва не унесло в открытый океан.
Его дублёр, Лэйрд Гамильтон, жил на соседнем острове Мауи и добирался на работу «своим ходом» — каждое утро он пересекал тридцатимильный пролив между Мауи и Большим островом на гидроцикле, и однажды прямо посреди пролива у него кончился бензин. Другой каскадер едва не умер от кессонной болезни, слишком быстро поднявшись со дна после подводных съёмок. Сложный график выдержали далеко не все — сразу несколько ключевых членов съёмочной группы, включая первого ассистента режиссёра, уволились, не дожидаясь конца съёмок. Никто из участников съёмочного процесса не отрицает, что Кевин Костнер приложил титанические усилия, чтобы сдвинуть «Водный мир» с места. Он несколько лет носился с этим проектом, заинтересовал крупную голливудскую студию, нашёл режиссёра и вложил в производство 20 миллионов собственных денег. Но в то же время многие сходятся во мнении, что на съёмочной площадке Костнер был невыносим. Он ругался с режиссёром, с композитором и даже с прессой. Ссоры между Рейнольдсом и Костнером начались ещё на съёмочной площадке «Принца воров» и продолжились во время работы над «Водным миром».
Если в прошлый раз они спорили касательно сюжета, хронометража и акцента Робина из Локсли, то в этот раз они разошлись во взглядах на характер главного героя.
Режиссёр представлял Моряка как стойкого и лишённого эмоций одиночку, а Костнер хотел показать своего героя лихим искателем приключений.
За три месяца до премьеры терпение Рейнольдса лопнуло, и он хлопнул дверью.
Финальную версию картины снова сводил Кевин Костнер.
В интервью режиссёр и не думал скрывать, что стало основной причиной его ухода: «В будущем Костнеру стоит сниматься только в тех картинах, что он сам же и снимает. В таком случае он всегда сможет работать со своим любимым актёром и своим любимым режиссёром».
Что касается журналистов, то Костнер буквально взъелся на печатную прессу после того, как в Newsweek вышел репортаж, утверждавший о том, что… актёр требовал мастеров по спецэффектам дорисовать ему волос на компьютере, чтобы cкрыть лысеющую шевелюру. Но СМИ быстро нанесли ответный удар — в газетах появились слухи об интрижке Костнера с роскошной и замужней гавайской танцовщицей.
И сам Костнер, и даже муж танцовщицы категорически отрицали эту информацию, но было уже поздно — слухам поверила жена актёра. Спустя несколько дней Синди Костнер подала на развод. Американская пресса с радостью описывала проблемы на съёмочной площадке «Водного мира». Условия труда назывались не иначе как «близкими к невыносимым», съёмочный процесс характеризовался словами «хаотичный» и «вышедший из-под контроля», а сам фильм именовался не иначе как Fishtar и Kevin’s Gate — по аналогии с «Иштар» и «Вратами рая», двумя громкими провалами прошлого. Съёмки музыкальной приключенческой комедии «Иштар» обошлись в 55 миллионов долларов, а сборы составили всего 14 миллионов.
«Врата рая»,эпический вестерн Майкла Чимино, провалился с ещё большим треском. Его производство обошлось United Artists в 44 миллиона долларов, а в прокате фильм смог собрать всего 3 миллиона. United Artists понесла такие убытки, что прекратила самостоятельное существование и еще долгое время не выпускала значимых картин, а Чимино и исполнитель главной роли Крис Кристофферсон так и не смогли полностью восстановить разрушенную репутацию.Все эти сравнения создавали у публики впечатление, что «Водный мир» уже обречен, и ничего путного из него не выйдет. По оценке главы Universal Билла Вашингтона, из-за негативной прессы фильм недобрал в прокате как минимум 50 миллионов долларов.
«Водный мир» ничего не рассказывает нам о происхождении и прошлом главного героя, никак не объясняет его мотивы и поступки и не показывает, почему ближе к концу фильма с ним неожиданно случается перемена, и из безучастного циника-одиночки он вдруг превращается в героя-спасителя. Нельзя сказать, что карьера Костнера сразу пошла под откос — её добил вышедший через два года «Почтальон».
Но на любом продолжении франшизы был поставлен крест, и сегодня единственным наследием «Водного мира» за исключением комикса и пары видеоигр остаётся довольно популярный аттракцион на Universal Studios.
Какой же вывод почерпнул сам Костнер из этого провала?
«Не стоит нам запускать фильм в производство, пока у нас на руках нет готового сценария. Обычно я снимаюсь фильмах, в которых я уверен, я знаю, что у них отличный сценарий. «Водный мир» — исключение. Я пытался контролировать историю, которой просто не было, и пытался построить историю из ничего».
В 2012 году Костнер и Рейнольдс зарыли топор войны и поработали вместе над мини-сериалом «Хэтфилды и Маккои». Фильм учит нас трём важным урокам.
Не пытайтесь снимать фильмы в открытом море в километре от берега.
Не пытайтесь снять крутой блокбастер, не имея на руках готового сценария.
И никогда не заставляйте потенциальное лицо новой франшизы в первом же своём появлении на экране пить собственную мочу. Пусть даже трижды очищенную.
Слоган фильма — За горизонтом лежит секрет нового начала.
Существует режиссёрская версия фильма, с дополнительными сценами: Во время нападения на Атолл старуха призывает отдать курильщикам Энолу.
Моряк на глазах у Хелен и Энолы один съедает последний помидор.
Перед тем как Моряк уплывает с острова, Хелен дарит ему имя — Улисс (Одиссей). Он принимает его.В самом конце фильма показывается сцена с Хелен и Энолой, стоящими на вершине горы и наблюдающими отплытие Моряка.
Далее показывается мемориальная доска о том, что это вершина горы Эверест (и про покорителей вершины новозеландского и непальского альпинистов Эдмунда Хиллари и Тэнцинга Норгея). В "Водном мире" хватает нестыковок и натяжек.
Главные из них перечислю. Таяние полярных льдов не могло настолько поднять уровень океана, чтобы затопить всю сушу. Атолл - рукотворное обиталище уцелевших людей - не может опираться на дно, а значит плавает. Как может не тонуть громадное сооружение из металла? В любом случае его уничтожит первый же большой шторм.
Город с разрушенными высокими домами под водой представляет собой загадку, так как должен был стоять на вершине одной из самых высоких гор, а такого города представить себе нельзя. Подрывает ли это доверие к фильму?
Подрывало бы, если бы это не была бы притча. В 1993 году мировой лидер в постройке круизных катамаранов, компания Lagoon, получила странный заказ от кинокомпании Universal Pictures. Заказчикам требовался – и быстро! – тримаран, причем скорость его изготовления оплачивалась так, как только может позволить себе Голливуд.
Безусловно, это было лакомое предложение, однако далее на нескольких страницах излагались требования, которым тримаран должен соответствовать. Тут-то и возникли сомнения. И все же Lagoon ответила согласием, причем руководствовалась она не столько коммерческими соображениями, сколько имиджевыми, ну как же, такая шикарная реклама ее продукции! Настоящие гоночные тримараны компании выглядели примерно так:
Но в фильме-то всё должно было выглядеть буквально «собранном на коленке» из металлолома! В итоге к работе были привлечены лучшие дизайнеры Marc Van Peteghem и Vincent Lauriot Prévost (VPLP). Узнав, что именно хотят получить американцы, они вынесли вердикт: воплотить в одном судне столь противоречивые требования невозможно, но выход есть – построить два тримарана, каждый под свою задачу.
От лица компании Universal Pictures переговоры вел сам Кевин Костнер, выступавший сопродюсером фильма. И он ответил согласием.
Тем более что деньги у него были (здесь я замечу, что даже базовая версия простейшего тримарана от Lagoon стоила в то время чуть менее 1 млн. долларов).
Как инженеры решили эту задачу? За основу проекта были взяты гоночные тримараны класса ORMA (Ocean Racing Multihulls Association).
Материал корпусов оставили таким же - углепластик с сотовым наполнителем.
Затем определились с длиной – 18 метров. Если меньше, то не так эффектно будет смотреться в кадре, во-первых, а во-вторых, не разовьет необходимой по сценарию скорости, ему же предстоит удирать от бандитов на гидроциклах.
Больше тоже ни к чему – Костнер, которому предстояло сыграть моряка-мутанта, мог на нем просто «потеряться». Первый тримаран был сделан по всем правилам, как нормальный «болид» для океанских гонок, способный развить скорость более 30 узлов.
Его предполагалось снимать со стороны, общим планом.
Второй тримаран предназначался не для плавания под парусами, а для демонстрации того, как он устроен. Из Франции корпуса, поперечные балки, рангоут, вообще все было доставлено на Гавайские острова, где начинались съемки фильма.
Прибыла на Гавайи и большая команда французских техников.
Ими и были собраны тримараны, причем во время сборки техники руководствовались как инструкциями от Lagoon, так и указаниями главного художника-постановщика фильма Денниса Гасснера. Гоночную версию тримарана тщательно обезобразили. Родные паруса на 75-футовой мачте заменять не стали, их просто сделали «заплатанными». Борта украсили потеками и ржавчиной.
Также были проведены дополнительные фалы, установлена рулевая колонка со шкотовыми лебедками, гарпунная пушка на носу, а гик покрыли жестяными листами, чтобы он выглядел «телескопическим». В центральном корпусе под палубой укрыли гидронасос и 48-сильный дизель Volvo Penta, под которым тримаран проходил за время съемок 720 часов. Но главное — со стороны гоночную версию было не отличить от «бутафорской».
Над поддельной версией тримарана пришлось провозиться еще дольше.
В частности, с eggbeater (своеобразной ветряной мельницей), основная задача которой была вращать барабан драги: средства к существованию моряк-странник добывал, прочесывая морское дно якорем на тросе. Но вот появляются на своих гидроциклах злобные курильщики (олицетворение всего плохого, что есть в людях), и лопасти ветрогенератора убираются в мачту, которая в свою очередь «вырастает» вдвое, а гик-телескоп раздвигается на всю длину. Одновременно вниз от краспиц падает тяжелый мешок на веревке, через блок, поднимая парус. И все это – по команде хозяина тримарана, который с бешеной скоростью поворачивает рычаги, срывает стопора, вращает лебедки. В других кадрах он взлетает на тросе на топ мачты – в этом трюке тоже участвовал бутафорский тримаран. Еще один интересный пикантный факт.
У героя Костнера были жабры за ушами, после того, как отсняли эпизоды, где видны эти жабры, стала видна ошибка гримера - вид у жаберных щелей был в точности такой, как женские половые органы. Переснимать не стали, несмотря на возмущение актера. Специалисты доказали, что если все полярные льды растают, то уровень мирового океана поднимется не более чем на 65-70 метров. В кинотеатральной версии у главного героя нет имени, на протяжении всего фильма его называют местоимениями.
Позже девочка в плену у бандитов говорит: «У него нет имени, поэтому Смерть его никогда не найдет».
В режиссерской версии имя Одиссей главному герою дают в конце фильма.
Гонорар Кевина Костнера составил $14 миллионов долларов.
Во время съёмок фильма Кевин Костнер жил на вилле с дворецким, поваром и собственным бассейном, пребывание в которой стоило $4,500 за ночь.
В то же время основная масса съёмочной группы жила в кондоминиумах, где стояла невыносимая жара. Неадекватные жилищные условия привели к враждебности на съёмочной площадке. Анна Пакуин изначально должна была сыграть Инолу.