Найти в Дзене
Международная панорама

Преследование «языка» и русскоязычного населения

Оглавление

Замечательная статья доктора Эдварда Карольчука из Ассоциации польских марксистов в старейшем польском еенедельнике «Myśl Polska», чьё название нам понятно без перевода.

Власти Украины еще в 1991 году начали бороться с влиянием русского языка, который был абсолютно доминирующим на востоке и юге страны, а также в крупных городах, среди интеллигенции и рабочих, численность которых была значительной в связи с индустриализацией страны.

Уже в 2002-2003 учебном году в Луганской области (где русскоязычное население составляло абсолютное большинство) в областном Луганском педагогическом институте преподавание было переведено на украинский язык, а русский стал преподаваться как иностранный. В 2005 году было ограничено использование русского языка в судопроизводстве. Согласно Гражданскому процессуальному кодексу и Кодексу Украины, все судебные заседания должны были проводиться на украинском языке, а лица, не владеющие им, обязаны были оплатить услуги переводчика. Все медицинские записи, информация о лекарствах и рецепты должны были переводиться только на украинский и латинский языки.

В конце сентября 2006 года Министерство иностранных дел России опубликовало комментарий, в котором говорилось, что Москва больше не намерена игнорировать случаи дискриминации русского языка в Украине «как незначительное социальное явление».
«Преследователи русского языка на Украине должны, наконец, осознать, что двуязычие в стране - исторически сложившееся явление, а значит, искоренение русского языка подобными методами контрпродуктивно». Разумеется, Киев счёл необоснованными обвинения России в дискриминации русского языка и «насильственном искоренении русского языка из различных сфер гражданской жизни» со стороны центральных и местных властей.

В 2008 году, то есть после почти двух десятилетий независимости, по данным Института Гэллапа, даже в центральной части Украины подавляющее большинство жителей по-прежнему предпочитали общаться на русском языке. В 2014 году, во время рабочей поездки во Львов, Порошенко заявил, что в Украине необходимо говорить об особом статусе английского, а не русского языка:
«Вторым языком, обязательным для изучения в школах и университетах, должен быть исключительно английский, и уж точно не русский». В 2016 году президент Порошенко подписал закон, согласно которому вводится и постепенно увеличивается обязательная доля программ и песен на украинском языке в радиоэфире. В 2016 году министр инфраструктуры заявил, что аэропорты и железные дороги должны отказаться от использования русского языка при предоставлении информации.

25 апреля 2019 года Верховная Рада Украины приняла закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», который признал украинский язык единственным государственным языком. Использование русского языка в Верховной Раде было запрещено. Русскоязычные писатели подверглись дискриминации при приеме в Союз писателей Украины.16 января 2021 года на Украине вступил в силу закон об использовании государственного языка (украинского) в сфере обслуживания. Обслуживание клиентов на языке, отличном от государственного, стало возможным только по просьбе клиента и при взаимном согласии сторон. За нарушение данного порядка обслуживания предусмотрено предупреждение и требование устранить нарушение в течение 30 дней, а в случае повторного аналогичного нарушения в течение года - штраф.

Не обошлось и без методов борьбы с русским языком, граничащих с откровенным хамством. В тех университетах Украины, где некоторые лекции читались на русском языке, было принято оплачивать работу русскоязычных преподавателей по заниженным расценкам. Разрушались памятники русскоязычным писателям и поэтам, полководцам и национальным героям, менялись названия улиц и городов.

Это лишь некоторые из проявлений и способов борьбы с русским языком. Однако они касаются того, что в философии принято называть феноменальной сферой, формой, а не сутью проблемы. Ведь описанные проявления не охватывают причин, в первую очередь интересов отдельных групп капитала и общества.

Экономическая и политическая подоплека преследований

Экономическая и политическая подоплёка преследованийно замалчивается обеими сторонами, в то время как выпячивается культурная тема. По мнению российских мейнстримных обозревателей, причина войны связана с преследованием пророссийского и русскоязычного населения. И, пожалуй, именно преследование русскоязычного населения определило результаты референдумов 2014 года в Луганске, Донбассе и Крыму. Население этих территорий подавляющим большинством проголосовало за присоединение к России.

В ответ на устройство Майдана 2014 года россияне, воспользовавшись пророссийским настроем населения, организовали переворот в Крыму и без единого выстрела взяли под контроль всю территорию полуострова. С Луганском и Донбассом у них не получилось - украинцы направили против них танки, авиацию и разоруженные группы вооруженных необандеровцев, которым противостояли поддерживаемые Россией отряды ополченцев. После кровопролитных боев украинская армия была окружена, и боевые действия были приостановлены. Результатом переговоров стали знаменитые Минские соглашения, заключенные в Минске и одобренные Советом Безопасности ООН. Минские соглашения предоставили Луганску и Донбассу автономию в составе Украины.

В 2015 году Владимир Путин и Сергей Лавров встретились в Сочи с госсекретарем США Джоном Керри. Переговоры, названные «откровенными», были посвящены международным проблемам, включая Иран, Сирию и Украину. Международная политическая ситуация перед встречей была напряженной. В СМИ тогда появились комментарии о том, что, возможно, во время встречи обсуждался нейтралитет и молчание США в отношении российской аннексии Крыма - в обмен на отказ России от поддержки идеи реинтеграции Луганской и Донецкой областей. Ранее украинские власти подписали соглашение о разрешении американским корпорациям добывать сланцевый газ на Донбассе с помощью гидроразрыва пласта.

Говоря о защите русскоязычного населения на востоке Украины, Владимир Путин впервые использовал исторический термин «Новороссия» в апреле 2014 года. Впоследствии этот термин был подхвачен сепаратистами, чтобы создать идеологическое обрамление для их восстания против киевского правления. В свое время Новороссия охватывала части территорий современной Украины (Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Николаевская, Херсонская и Одесская области), Молдовы и России (Краснодарский край, Ставропольский край, Адыгея, Ростовская область). После встречи Путина и Лаврова с Керри в Сочи построссийские сепаратисты поняли, что Москва (неясно, надолго ли) не будет поддерживать суверенитет республик или присоединять их к России.

Если бы Минские соглашения, которые в то время были программой-максимум Путина, были реализованы, Украина стала бы федерацией, и русские могли бы рассчитывать на эффективное блокирование её антироссийской и прозападной внешней политики. Но тогда, по словам Путина, Запад и Украина «обманули» Россию, поскольку с самого начала не собирались выполнять Минские соглашения, а лишь использовали их, чтобы выиграть время для вооружения и подготовки украинской армии к войне с Россией. Сепаратистские Донбасс и Луганск должны были быть включены в состав Украины насильственно.

Примечательно, что после начала специальной военной операции Запад вовсе не собирался отрицать этот «обман»; напротив, Ангела Меркель и другие западные политики публично признали, что именно это и было их целью. Однако остаётся невыясненным вопрос о социальных причинах и механизмах того, что Россия позволила себя «одурачить». Как получилось, что большая Россия с её разветвленными секретными службами, спутниковой разведкой и амбициями сверхдержавы позволила себя «одурачить» на пару удачных лет? В чьих интересах пустые обещания Запада были приняты за чистую монету?

Русофобия - результат интересов части украинской олигархии

Украинские власти отвергают обвинения в преследовании русского языка и приводят многочисленные примеры этого. Однако, что бы ни говорили украинские власти, закон о дискриминации русского языка существует и реализуется на практике. Недавно было запрещено преподавание на русском языке в школах. То, что он не выполняется в полной мере, - просто вопрос времени и условий. Украина хотела порвать со своим постсоветским и довоенным прошлым, где были русскоязычные регионы, явно симпатизирующие России, и добивалась этого путем распространения необандеровского национализма, ограничения влияния русского языка любыми способами и денационализации или, если хотите, украинизации русскоязычного населения. Ещё до начала военных действий президент Зеленский публично призвал пророссийски настроенных людей покинуть Украину, хотя сам до сих пор не выучил украинский язык. Альтернативой украинизации и национализму является прекращение любых преследований, равенство населения и международное сотрудничество, основанное на взаимной выгоде.

Несчастная судьба Минских соглашений

В качестве основной причины вмешательства России во внутренние дела Украины она называет преследование русскоязычного населения страны. Эти два события свели на нет возможность мирного урегулирования конфликта с Украиной на данном этапе взаимоотношений. После прихода к власти Петра Порошенко в мае 2014 года, думаю, уже никто не сомневался, что украинские власти разрывают связи с Россией и стремятся укрепить связь с Западом, а это означает борьбу с российским капиталом и всеми, кто защищает его, используя русский язык. В результате вооруженных столкновений были подписаны два соглашения, которые играют решающую роль и по сей день: Минское соглашение от 5 сентября 2014 года и второе от 17 февраля 2015 года. Несмотря на прекращение огня, соглашения предусматривали политическую интеграцию Луганска и Донецка в состав Украины на определенных условиях. Предположительно, это позволио бы России предотвратить интеграцию Украины в западные структуры.

Индустриальный Донбасс с автономией был бы широко интегрирован с Россией в экономическом плане и не позволил бы Украине проводить прозападную политику. Но Россия в течение нескольких лет не заботилась о захвате Донбасса, где была сосредоточена тяжелая промышленность, поскольку имела её в избытке у себя дома и сознательно проводила политику деиндустриализации. В российской элите преобладало мнение, что тяжелая промышленность не нужна, поскольку на деньги от продажи нефти, газа и металлов они смогут купить все необходимое, что не производится в России.

Неудобные для Украины условия Минских соглашений были приняты в критической ситуации, когда украинская армия терпела поражение за поражением. Приход к власти Владимира Зеленского в 2019 году породил в Кремле надежды на нормализацию отношений, и было подписано пятилетнее соглашение о закупке Украиной газа. В Москве надеялись, что на смену Порошенко (опирающемуся на националистов) придет Зеленский, более готовый к переговорам и уступкам. Но тот продолжил евроатлантический курс Порошенко и был еще менее готов к переговорам и компромиссам, поскольку его поддерживали прозападные олигархи. Он усилил репрессии против пророссийских политиков и против оппозиционной платформы «За життя». Воспользовавшись сложившимися условиями, была введена военная диктатура, всеобщая превентивная цензура и ликвидирована вся оппозиция. Роль российского капитала была максимально снижена, хотя многие деловые отношения не затрагивались, если они соответствовали западному капиталу и связанным с ним украинским олигархам.

Целостность территории или право народов на самоопределение?

Украинская и вся натовская пропаганда как мантру твердит о том, что Украина добровольно отказалась от ядерного оружия в обмен на гарантии целостности своей территории и что Россия, начав Специальную военную операцию, нарушила данные Украине гарантии.

Однако на проблему можно взглянуть и под другим углом. Ведь право на сохранение территориального единства подчинено праву народов на самоопределение своей судьбы. Соответственно, право на сохранение территориальной целостности принадлежит тем государствам, которые уважают право народов на самоопределение своей судьбы на территории своего государства. Таким образом, с этой точки зрения вопрос территориальной целостности выглядит совершенно иначе. Суверенитет той или иной державы над территорией не означает, что она может делать с народом на этой территории все, что ей заблагорассудится.
Право народа на самоопределение своей судьбы выше суверенитета государственной власти. Именно суверенитет народа должен определять решения государства. Киевские власти не признали результаты референдума в районах с преобладающим русскоязычным или пророссийским населением, которые высказались за независимость от Киева или полное вхождение в состав России.

Украинские власти, приняв закон о преследовании русского языка,
сами исключили часть населения из своего народа и сами начали дезинтеграцию своей территории. А направив против этих регионов умиротворяющие войска, они сами нарушили целостность государственной территории и подорвали свое право на суверенитет над новопровозглашенными республиками. Таким образом, проблема сохранения целостности Украины теперь уже не касается тех республик, которые на референдуме 2014 года подавляющим большинством проголосовали против украинских властей. Объявленная украинскими властями цель войны - освобождение Крыма, Донбасса и Луганска - не имеет правовой основы в виде Декларации Организации Объединенных Наций 1945 года, она противоречит духу этой Декларации.

Но такую трактовку права народов на самоопределение украинские власти и их западные спонсоры не хотят принимать, потому что не для этого они организовали вооруженный переворот 2014 года.

Евромайдан - антироссийский государственный переворот

Массовые выступления 2014 года вошли в историю как Евромайдан, целью которого, по мнению обывателей, было заставить Януковича подписать соглашение с Евросоюзом. Это означало бы коренной экономический разворот Украины от экономических связей с Россией к полноценному сотрудничеству с Евросоюзом. Однако вопрос оказался не таким простым, как представлялось рядовым демонстрантам.

Из-за противоречивых интересов внутри украинской олигархии Янукович пытался затормозить этот процесс и проводить политику в двух направлениях одновременно. Украинские олигархи того времени, особенно связанные с обрабатывающей промышленностью, прекрасно понимали, что украинские товары не выдержат конкуренции с товарами из Европейского союза и те заполонят украинский рынок, что повлечет за собой масштабный кризис в Украине. Чтобы сохранить пророссийский курс, Янукович получил поддержку от Путина, и Россия предоставила кредит в размере 15 миллиардов долларов, причем 3 миллиарда долларов должны были быть выплачены немедленно. А Янукович, с своей стороны, был готов больше не подписывать соглашение о вступлении в Европейский союз. Однако евромайдан продолжался, и американцы начали открыто поддерживать его финансово и дипломатически. Под их давлением Янукович согласился на социальные требования протестующих и на повторные выборы, которые он, скорее всего, проиграет. Но и этого проевропейским и проамериканским силам оказалось недостаточно, евромайдан продолжился в силовых формах, чему противостояли пропрезидентские подразделения милиции и спецслужб - пролилась кровь. Янукович был вынужден уехать из Киева в Россию. Таким образом,
олигархи, связанные с сырьевыми и энергетическими отраслями и имеющие возможность экспортировать продукцию на западные рынки, одержали победу. А идеологическим инструментом для закрепления этой победы стала антироссийская неофашистская необандервщина.

Согласно основной российской пропаганде, так называемый «евромайдан» на Украине был
антироссийским государственным переворотом, организованным американскими и британскими спецслужбами. Поэтому русские не называют его «оранжевой революцией», как это делают украинцы. Этот политический кризис привел к бегству Януковича и его ближайших соратников, а Александр Турчинов стал временным президентом. Украинские власти продолжали ограничивать роль русского языка. В ответ Россия с помощью своих вооруженных сил без единого выстрела аннексировала Крым, а в апреле 2014 года распространила конфликт на восток Украины в Луганск и Донбасс, потребовав их независимости от Украины.

Россиянин Игорь Стрелков и его люди начали захватывать офисы в Донецке, Славянске и других городах Донецкой области. В ответ украинские власти объявили о начале «антитеррористической операции» против собственного народа - так начался вооруженный конфликт на Донбассе, унесший к концу 2022 года, по официальным данным, около 14 000 жизней. Россия назвала его гражданской войной и отвергла свою причастность к событиям. Тем не менее, Россия оказывала военную и экономическую помощь сепаратистам Донбасса.

Минские соглашения открыли путь к превращению Украины в федерацию, что полностью устроило бы Россию. В Минских соглашениях Россия даже не упоминалась как сторона конфликта. Но Запад не собирался принуждать Украину к выполнению этих соглашений, он просто хотел выиграть время... втянуть Россию и Украину в войну.....

Справедливости ради следует отметить, что своей политикой украинские власти десятилетиями преследовали собственный народ, независимо от того, на каком языке он говорил. В 1990 году в Украине проживало более 51,8 миллиона человек. По данным переписи 2001 года, население Украины составляло более 48,4 миллиона человек. Для сравнения, в 2020 году, по данным киевских властей, население Украины составляло почти 37,3 миллиона человек. По последним оценкам, в 2024 году на Украине может остаться от 24 до 34 миллионов человек.

Под властью коррумпированных неолиберальных элит Украина потеряла больше населения, чем во время Второй мировой войны. Демографическая политика выглядела как
преднамеренная передача рабочей силы Западу и России. Специальная военная операция придала этому процессу динамику и сделала его в значительной степени необратимым. Но накопившиеся противоречия и трудности нужно было как-то погасить. Временно эффективным средством для этой цели оказалось обострение конфликта с Россией и провоцирование войны.

© Перевод с польского Александра Жабского.

Оригинал.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!