Очень часто от гражданских можно услышать упрёк, что сотрудники полиции имеют право на раннюю пенсию и поэтому им не стоит жаловаться на низкие зарплаты.
Но возникает вполне резонный вопрос: а покрывает ли ранняя пенсия издержки низкой зарплаты? Пенсия, также как гражданская зарплата и денежное довольствие сотрудников - параметр сугубо экономический и можно рассчитать его рентабельность, используя разные значения и статистические данные.
Для начала определим сколько будет получать минимальную пенсию бывший сотрудник, который имеет 20 лет выслуги (в льготном исполнении), сколько он получит этой пенсии до выхода на пенсию по старости. Полицейские пенсионеры редко остаются только на пенсии, почти все идут работать. Имея богатый опыт работы в той сфере, которая в гражданской жизни почти нигде не имеет значения им, зачатую, приходится начинать свою трудовую деятельность пусть не с чистого листа, но с новой страницы.
Однако, полицейские, в подавляющем большинстве - это физически здоровые люди, способные решать нестандартные задачи. На какую зарплату в гражданской жизни они могут претендовать? Пожалуй, на среднюю по стране они могут рассчитывать, во всяком случае, если сделать статистическое допущение: средний полицейский = средняя зарплата на гражданке.
Рассчитав предварительные значения мы получаем примерно следующую картину:
Пенсия взята без учёта наличия детей, так как за 20 лет службы они уже вырастут, либо вырастут позже и размер пенсии сократится. Для инспектора ДПС расчёт взят из соображений: 5 лет учёбы в ведомственном вузе + 10 лет службы на дороге (в льготном исчислении 1 к 1.5).
Далее начинается самое интересное: будем вычислять, сколько лет до пенсии стоит служить, а когда имеет смысл сменить профессию раньше этого времени в условиях текущей экономической ситуации.
Важно понимать, что все расчёты приблизительны, имеют допущения и возможны отклонения в зависимости от реальных условий: региона, реальной зарплаты на гражданке и т.д. Расчёт ни в коем случае не является руководством к действию!!!
Годовая зарплата.
Растаем годовую зарплату сотрудников полиции без учёта премий, материальной помощи и иных дополнительных выплат, ведь они бывают и у гражданских рабочих (во всяком случае так рассказывают).
- Старший полицейский (старший сержант полиции) с выслугой более 15 лет: 494 604 ₽ в год.
- Старший инспектор ДПС (старший деревни полиции) с выслугой более 10 лет: 610 824 ₽ в год.
- Старший участковый/дознаватель/следователь (майор полиции/юстиции) с выслугой более 15 лет: 666 636 ₽ в год.
- Старший оперуполномоченный (майор полиции) с выслугой более 15 лет: 737 712 ₽ в год.
- В то время как их гражданский коллега будет получать: 1 069 740 ₽ в год.
Ежегодная разница в оплате труда
Как видно: на гражданке, в среднем, люди получают больше полицейских. Теперь посчитаем сколько недополучают наши полицейские каждый год:
- Старший полицейский: 575 136 ₽ в год.
- Старший инспектор ДПС: 458 916 ₽ в год.
- Старший участковый: 403 104 ₽ в год.
- Старший опер: 332 028 ₽ в год.
Пенсия, как результат инвестиций
- Теперь рассмотрим пенсию в качестве результата инвестиций, а разницу между гражданской зарплатой и денежным довольствием сотрудников - в качестве самих этих инвестиций. Вычислим: сколько лет должен "откладывать" сотрудник полиции, чтобы получать "дивиденды" в виде пенсии, но не имея самого актива, как это будет в обычных инвестициях.
- Старший полицейский: 4633486,36÷575136=8 лет 18 дней.
- Старший инспектор ДПС:7421003,52÷458916=16 лет 2 месяца 1 день.
- Старший участковый: 6762388,68÷403104=16 лет 9 месяцев 10 дней.
- Старший опер: 6762388,68÷332028=20 лет 4 месяца 13 дней.
Таким образом, получаем, что т разные размеры денежного довольствия сотрудников полиции дают различную рентабельность службы в пересчёте на пенсионную выгоду.
Более точный расчёт
Однако данный расчёт взят для сотрудников, которые уже имеют специальные звания и должности, которые можно получить перед пенсией. Если взять в расчёт, например, учёбу в ведомственном ВУЗе, пять лет службы простым участковым, потом службу старшим участковым и лучение званий через установленные законом минимальные сроки то значения будут немного иными.
Нижняя ось указывает на количество лет до пенсии, жёлтая прямая - итоговый суммарный размер пенсии в расчёте с момента выхода на пенсию до получения права на пенсию по старости, синие столбцы - суммарная величина разницы между заплатой на гражданке и денежным довольствием, красные столбцы - результат вычитания разницы в оплате труда гражданских и полицейских из общей суммы пенсии.
Как видно из графика - в случае учёта меньших зарплат сотрудника полиции на начальных этапах рентабельность его пенсии снижается. Так выходит, что если служить осталось больше 15 с небольшим лет, то ждать пенсии, при условии невозможности получения более высокой должности, льготного стажа и других дополнительных выплат и надбавок (классность, допуск к государственной тайне), экономически не выгодно.
Вывод
Иными словами можно подытожить, что в текущих условиях пенсия сотрудников правоохранительных органов - это стимул удержать на службе трёх, кто уже близок к ней, но не заманить новых сотрудников.
Да, конечно, получать пассивный доход в неполные 40 лет - перспектива хорошая, но жить ради этого в течении 20 лет с доходом почти вдвое ниже среднего по стране - сомнительное удовольствие.
Кстати может рассчитать перспективы инвестиций, если откладывать разницу между средней зарплатой по стране и довольствием полицейского? Что тогда окажется выгоднее: служить Родине или заниматься инвестициями? 🤔
Завтра посчитаю.