23 сентября
День 198-й
Джон Рид
Американской журналист Джон Рид прибыл в Петроград сразу после провала корниловского мятежа. Он оставил довольно любопытные записки о жизни в России в период революции. Вот что касается сентября 1917 года:
«Прислуга, с которой прежде обращались как с животными и которой почти ничего не платили, обретала чувство собственного достоинства. Пара ботинок стоила свыше ста рублей, и так как жалованье в среднем не превышало тридцати пяти рублей в месяц, то прислуга отказывалась стоять в очередях и изнашивать свою обувь.
Но мало этого. В новой России каждый человек — все равно мужчина или женщина — получил право голоса; появились рабочие газеты, говорившие о новых и изумительных вещах; появились Советы; появились профессиональные союзы. Даже у извозчиков был свой профсоюз и свой представитель в Петроградском Совете.
Лакеи и официанты сорганизовались и отказались от чаевых. Во всех ресторанах по стенам висели плакаты, гласившие: “Здесь на чай не берут” или: “Если человеку приходится служить за столом, чтобы заработать себе на хлеб, то это еще не значит, что его можно оскорблять подачками на чай”».
24 сентября
День 199-й
Суд над Сухомлиновым
А между тем подходит к концу суд над бывшим военным министром Сухомлиновым. В своем слове он заявил:
«Надо иметь в виду, что на такую армию мы готовы не были. Но я больше скажу: немцы готовились к народной войне, у них целый ряд фактов указывает на это. К этой войне они готовились 43 года, но в 1914 г. они считали, что еще не готовы к войне. Я больше скажу: никто не был готов. Англия была настолько не готова, что у нее не было общей воинской повинности.
Что же тут удивляться, что в наших условиях я мог сделать больше того, что я сделал. Может быть, я ошибаюсь, но, по моему мнению, надо обставлять обвинение более или менее правдоподобно. Он виноват в том, что он ничего не сделал, не воспользовался своим всемогуществом. Господа, его у меня не было. Я был поражен и удивлен, когда слышал, что я был всемогущ».
Через два дня он будет приговорен к бессрочной каторге.
25 сентября
День 200-й
Хлопоты Алексеева
Арестованных по делу о корниловском мятеже генералов перевели в Быхов. Над ними готовится суд. Или, как считает генерал Алексеев, расправа. Он рассылает во все инстанции свои письма. 25 сентября пишет лидеру кадетов Милюкову. В письме генерал утверждает, что к корниловскому мятежу напрямую причастен и сам Керенский.
В тот же день летит письмо к редактору «Нового времени»:
«К Вам как к редактору честной, независимой газеты обращаю я свою мольбу, свою просьбу. Готово совершиться глубоко неправое дело — страшный несовершенный военно-революционный суд над ген. Корниловым, Деникиным и другими. Корнилов не искал власти лично для себя. Цель его была — создание власти твердой, прочной из людей, могущих вести Россию к спасению. Но это является общим и страстным желанием всего честного и действительно любящих свою родину. Почему же отвечать должны только 30 генералов и офицеров, большая часть которых и совсем не может быть ответственною?
Молю Вас возвысить вовремя честный, независимый голос “Нового времени”».
------
Все материалы хроники: