Найти тему
InWoInfo

До братьев Райт: первые летательные аппараты в истории

Оглавление

В 1903 году братья Райт совершили прорыв в истории авиации, поднявшись в небо на управляемом самолёте. Два года спустя они создали первый полностью практичный самолёт. С тех пор авиация стала одним из самых быстрых и удобных видов транспорта для людей и грузов.

С древних времён люди мечтали увидеть мир с высоты птичьего полёта. Уилбер и Орвилл Райт не были первыми, кто пытался осуществить полёт. История хранит множество имён изобретателей и мыслителей, предлагавших порой весьма необычные и даже фантастические идеи о том, как подняться в небо вслед за птицами.

В этой статье мы расскажем о 12 самых необычных и удивительных летательных аппаратах, которые были созданы за всю историю.

1. Боевые воздушные змеи в средневековом Китае и Японии

На гравюре Хокусая мы видим, как над магазином Mitsui летают воздушные змеи. В то же время на крыше здания работают мастера.
На гравюре Хокусая мы видим, как над магазином Mitsui летают воздушные змеи. В то же время на крыше здания работают мастера.

Ещё в раннем Средневековье государства начали использовать небо в военных целях. Например, в Древнем Китае и Японии уже в VI веке нашей эры для этого применяли воздушных змеев. Эти змеи использовались для сбора информации о местности и определения местоположения позиций противника. В XIII веке европейский путешественник Марко Поло, посетивший Китай во времена династии Юань, отметил, что там уже использовали воздушных змеев. Эти змеи поднимались в воздух благодаря усилиям человека.

2. Эйлмер из Малмсбери

Эйлмер (Летающий монах) из Малмсбери
Эйлмер (Летающий монах) из Малмсбери

Эйлмер из Малмсбери — английский монах-бенедиктинец, живший в XI веке. Его вдохновил греческий миф о Дедале, который создал крылья для себя и своего сына Икара, чтобы они смогли сбежать с острова Крит. Эйлмер решил повторить этот подвиг. Он смастерил крылья и, прикрепив их к рукам и ногам, прыгнул с вершины башни аббатства Малмсбери. Согласно преданию, Эйлмер пробыл в воздухе 15 секунд и пролетел около 200 метров. Однако при приземлении он сломал обе ноги.

3. Крылья Да Винчи

Оригинальный эскиз Да Винчи
Оригинальный эскиз Да Винчи

У гениального художника и изобретателя эпохи Возрождения Леонардо да Винчи было множество идей о том, как люди могли бы научиться летать. Его дизайн основывался на идее имитации крыльев птиц или летучих мышей.Существуют легенды о том, что Леонардо да Винчи опробовал своё изобретение вместе с одним из своих учеников. Однако отсутствие конкретных доказательств ставит под сомнение правдивость этих утверждений.

4. Османская ракета

На картине изображён первый в истории пилотируемый полёт на ракете, который совершил Лагари Хасан Челеби. Источник: Kabz15, CC BY-SA 4.0 
, via Wikimedia Commons
На картине изображён первый в истории пилотируемый полёт на ракете, который совершил Лагари Хасан Челеби. Источник: Kabz15, CC BY-SA 4.0 , via Wikimedia Commons

Лагари Хасан Челеби – османский лётчик, который, по преданию, совершил успешный пилотируемый полёт на ракете. Согласно рассказу путешественницы Эвлии Челеби, в 1633 году в Константинополе (современный Стамбул) Лагари запустил ракету на порохе. Полёт завершился благополучно: Лагари приземлился в море и смог доплыть до берега.

5. Летающая лодка Франческо Лана де Терци

Концепция летающей лодки Франческо Лана де Терци, ок.1670
Концепция летающей лодки Франческо Лана де Терци, ок.1670

Необычный летательный аппарат был создан по идее итальянца, иезуита, священника Франческо Лана де Терци. Его конструкция включала центральную мачту с парусом и четыре мачты со сферами из тонкой медной фольги. Из сфер выкачивался воздух, создавая внутри вакуум.

Идея заключалась в том, что из-за вакуума воздушные шары будут легче окружающего воздуха, что обеспечит летательному аппарату необходимую подъемную силу. На практике воздушные шары де Терци не смогли бы выдерживать давление воздуха, и дальнейшие разработки в этой области пришлось бы отложить до появления более практичных подъёмных газов.

6. Воздушный корабль Бартоломеу Лоренсу де Гусмана

Пассарола, корабль Бартоломеу де Гусмана
Пассарола, корабль Бартоломеу де Гусмана

В 1709 году священник бразильского происхождения Бартоломеу Лоуренсу де Гусман вошёл в историю как пионер воздухоплавания. Он провёл эксперимент, подняв в воздух небольшой бумажный шар, наполненный горячим воздухом. Этот шар поднялся на высоту около четырёх метров. Можно сказать, что конструкция шара, созданная де Гусманом, стала прототипом для технологии полётов на воздушном шаре, которую позже разработали братья Монгольфье. Их полёт на воздушном шаре считается первым в истории, и он произошёл примерно через 74 года после эксперимента де Гусмана.

7. Первый пилотируемый воздушный шар

Слева — изображение, на котором запечатлён исторический полёт братьев Монгольфье на воздушном шаре в 1783 году. Справа — иллюстрация из книги, демонстрирующая пять первых полётов на воздушном шаре во Франции.
Слева — изображение, на котором запечатлён исторический полёт братьев Монгольфье на воздушном шаре в 1783 году. Справа — иллюстрация из книги, демонстрирующая пять первых полётов на воздушном шаре во Франции.

21 ноября 1783 года Жан-Франсуа Пилатр де Розье и Франсуа Лоран д'Арланд впервые в истории совершили успешный пилотируемый полёт на воздушном шаре. Этот полёт был организован братьями Монгольфье, создателями первых воздушных шаров. Полёт длился около 20 минут и проходил над Парижем. Его наблюдали король Франции Людовик XVI и американский изобретатель Бенджамин Франклин.

8. Планер Кейли

Современное воспроизведение модели планера сэра Джорджа Кейли
Современное воспроизведение модели планера сэра Джорджа Кейли

Сэра Джорджа Кейли, английского инженера, изобретателя и авиатора, в основном помнят за его новаторские исследования и эксперименты с созданием летательных аппаратов. В 1804 году он совершил успешный полёт на планере, который сам сконструировал. Устройство напоминало современный самолёт и демонстрировало ключевые идеи и разработки, которые Кейли внёс в эту область.

9. Воздушный паровой экипаж

Чертеж воздушного парового экипажа. Источник: Everett Collection / Shutterstock.com
Чертеж воздушного парового экипажа. Источник: Everett Collection / Shutterstock.com

Работы сэра Джорджа Кейли во многом повлияли на труды британского инженера Уильяма Сэмюэля Хенсона, который в 1842 году запатентовал свой паровой летательный аппарат. Однако на практике машина Хенсона не могла летать из-за недостатка мощности, создаваемого тяжёлым паровым двигателем. После доработки первоначальных чертежей была создана более успешная модель, которая позволяла совершать полёты на небольшие расстояния внутри ангара.

10. Планер «Альбатрос»

Жан-Мари Ле Бри со своим летательным аппаратом Albatros II. Фотография Надара, 1868 год.
Жан-Мари Ле Бри со своим летательным аппаратом Albatros II. Фотография Надара, 1868 год.

Этот планер был создан французским морским капитаном по имени Жан-Мари Ле Бри. В 1856 году он совершил короткий полёт на пляже Сент-Анн-ла-Палю. Летательный аппарат был установлен на тележке, которую тянула лошадь. Сообщается, что он поднялся на высоту 100 метров и преодолел расстояние в 200 метров. В 1868 году, при поддержке ВМС Франции, Ле Бри построил вторую модель планера. Это был первый в истории сфотографированный самолёт.

11. Самолет Виктора Татина

Аэроплан Виктора Татина, созданный в 1879 году. Источник: Uploadalt, CC BY-SA 3.0 
, via Wikimedia Commons
Аэроплан Виктора Татина, созданный в 1879 году. Источник: Uploadalt, CC BY-SA 3.0 , via Wikimedia Commons

В 1879 году французский инженер Виктор Татен создал первый самолёт, который работал на сжатом воздухе. Особенность этого летательного аппарата в том, что он стал первым самолётом, который взлетел самостоятельно после разбега по земле. Запуск произвели на военном объекте в Шале-Медоне.

12. Avion III Клемана Адера

Avion III Клемана Адера
Avion III Клемана Адера

В 1897 году французский изобретатель и инженер Клеман Адер создал летательный аппарат Avion III. Крылья были сконструированы по аналогии с крыльями летучей мыши. Предположительно, 14 октября того же года самолёт ненадолго поднялся в воздух. Адер утверждал, что Avion III пролетел 100 метров. Однако эти заявления не произвели впечатления на наблюдателей. Финансирование проекта было прекращено, а испытания остановлены.

Источник: https://inwoinfo.ru/