Написал Александр Сергеевич:
(...Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
А запиши он: «пересеча, соединют», и всё, такова и была бы литературная норма русского языка. Против власти гения не попрёшь.
Ну «лет через пятьсот», это он, конечно, ехидничал. Двухсот лет не прошло, а «шоссе» всё же есть почти везде, где есть русские люди. О чём не мог и помечтать Александр Сергеевич, так это об автобанах и автострадах: максимум, что он мог представить, это мощёные дороги. Во времена Пушкина «шоссе» было мечтой цивилизации: дорога на сотни километров, у которой сформирован поперечный профиль и канавы по сторонам, да ещё и засыпанная гравием, щебёнкой или битым кирпичом. Сверху можно было замостить булыжником, брусчаткой или торцевыми плахами, но это конечно, только улицы в городах. Просёлочные дороги оставались грунтовыми, в топких местах проложенных гатями. Да и многие «шоссе» долго оставались такими же.
Просёлочная дорога шибко не регламентировалась: лишь бы телега проехала. Шоссе должно было быть шириной не менее 30 сажен, при проезжей части 8-10 сажен. Слева и справа от проезжей части положены были обочины, канавы и берёзовые аллеи для защиты от ветра. Так вот пожалуйста и смотрите, вот оно это шоссе по указу Александра I, «гребёнка» на языке конца XIX - середины XX века. Ныне, увы, попадающая в IV категорию нескоростных дорог.
Гребёнка небольшая, 12 километров. Но устойчиво просёлочная. До Красногорского в 80-х годах проще было доехать из Ижевска через Глазов; потом асфальтировали дорогу Игра-Красногорское. Прошлым годом реконструировали и асфальтировали шоссе от Новых Зятцев до Малягурта (как далее до Красногорского, не знаю).
А этот вот кусок между Зятцами (Старыми и Новыми) памятником эпохе послевоенного социального прогресса Советского Союза. Вот Вам и мост – памятник транспортной архитектуры, по конструкции времён Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления. Проезд не по нему, а рядом, по водопропускному сооружению (мостом назвать трудно) годов 80-х XX века (нашей эры).
Через год после того, как её сгребли и засыпали гравием и щебнем, ухабы на этой гребёнке, в низинах (местах пучинистых), выросли до районного масштаба.
Приходится уже явно сбрасывать скорость. Думаю, года через 3, иные из них дорастут уже до республиканского (Удмуртской Республики) масштаба, а лет через 10 можно будет подумать и о присвоении самым выдающимся из них имени будущих руководителей УР. До звания «федеральный ухаб» вряд-ли какой-нибудь из них дорастёт: движение по просёлочному шоссе и сейчас не самое интенсивное, а чем больше ухабы, тем движение меньше. Вариант, что эту гребёнку реконструируют ещё раз (в пучинистых места, со строительством мостов или водопропускных сооружений) и сверху заасфальтируют, кажется фантастическим. В действующей «Государственной программе Удмуртской Республики "Развитие транспортной системы Удмуртской Республики"» (которая до 2025 года), о том и намёка нет: районы Удмуртии строят за 10 лет по 2-3 километра дорог и реконструируют по 200-300 метров дорог в год, а бедное Зятцевское проселочное шоссе и вовсе идет из Игринского района в Якшур-Бодьинский. Так что, «шла б ты Саша по шоссе и сосала б сушку». Проспект Калашникова в Ижевске существует в виде проекта по составлению проекта, как и продление улицы 10 лет Октября в городок Металлургов через 7-ую Подлесную. А они всё же в одном и том же Генеральном плане Ижевска, а не в разных районах.
Так что: «лет через пятьсот, наверно»…
Хотя бывают же и чудеса местного значения. Вот, например, потребовалась кому-то (Валентину Ивановичу Кудинову) и была проложена и заасфальтирована кем-то (Удмуртнефтью) дорога Русский Вожой — Бегеш, ныне заметаемая песками и побиваемая в ухабы редким транспортом, ничья и никем не ремонтируемая.
Валентину Ивановичу отдельное спасибо за асфальт и в Игринском, и в Якшур-Бодьинском районах, и много где ещё (не везде я ездил, многих мест не видел).
Известное дело, если по дороге никто не ездит, то там, за поворотом, лет через 50 или 150, поселяются драконы. Ясно ведь: раз по дороге никто оттуда не приезжает… Так что недолго осталось: дорога Русский Вожой — Бегеш уже лет 20 ничья… И не «лет через пятьсот, наверно», а гораздо раньше будут «и гордый внук славян, и ныне дикий тунгус, и друг степей калмык» пить чай на обочине просёлочного шоссе и вспоминать великую и бесследно исчезнувшую цивилизацию строителей асфальтовых дорог, петляющих по лесу.