Первую фотографию создал французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс в 1820-х годах. Однако история изобретения фотоаппарата насчитывает несколько веков инноваций и экспериментов.
Существует мнение, что лучший фотоаппарат — это тот, который всегда под рукой. И сегодня это, вероятно, смартфон. За последнее десятилетие камеры смартфонов стали настолько совершенными, что могут делать снимки профессионального качества. На камеры iPhone даже было снято несколько полнометражных фильмов. Однако так было не всегда. Когда-то фотоаппараты были роскошью, а профессия фотографа была малоизвестна. Кто же подарил нам это замечательное изобретение? Кто изобрел камеру?
Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Фотоаппарат не был изобретён одним гениальным человеком, который самостоятельно открыл удивительный процесс создания изображения на бумаге. На самом деле, это изобретение стало результатом многовековой работы множества талантливых учёных.
Тем не менее, среди этих изобретателей выделяются четыре человека, которые сыграли особенно важную роль в истории фотографии.
Первым был средневековый арабский учёный Ибн аль-Хайтам. В своей книге по оптике, написанной около 1021 года нашей эры, он впервые описал принципы оптики и камеру-обскуру.
Однако история фотографии в том виде, в котором мы её знаем, началась сравнительно недавно. В 1820-х годах французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс использовал камеру-обскуру и оловянную пластину, чтобы создать первую постоянную фотографию. Десять лет спустя Луи Дагерр изобрёл процесс дагерротипирования. А примерно в то же время английский изобретатель Уильям Генри Фокс Тэлбот разработал калотипию.
С этого момента начался стремительный процесс, который привёл к появлению цифровой фотографии, видео и других современных инноваций. Всё началось с тёмной комнаты и небольшого количества света.
Ибн аль-Хайтам и камера-обскура
Ибн аль-Хайтам — выдающийся учёный, математик и мыслитель Золотого века ислама. Он родился на территории современного Ирака примерно в 965 году нашей эры. Ибн аль-Хайтам стал известен как «отец современной оптики».
Ибн аль-Хайтам был широко образованным человеком, он изучал математику, астрономию и философию. Его работы внесли значительный вклад в развитие этих наук. Ибн аль-Хайтам подверг сомнению астрономические теории Птолемея и провёл тщательные исследования структуры и движения небесных тел. Кроме того, он внёс большой вклад в развитие геометрии и теории чисел.
Но, пожалуй, наибольшую известность он получил благодаря своей «Книге по оптике», или «Китаб аль-Маназир». Этот труд, состоящий из семи томов, был написан Ибн аль-Хайсамом в период между 1011 и 1021 годами. В нём учёный заложил основы современного изучения оптики, которые наглядно продемонстрировал с помощью камеры-обскуры.
Ещё в V веке до нашей эры люди использовали устройство, которое можно считать предком современного фотоаппарата. Это устройство называлось камера-обскура, что в переводе с латыни означает «тёмная комната». Камера-обскура представляла собой светонепроницаемую комнату или ящик с небольшим отверстием. Свет, проходя через это отверстие, проецировал изображение на противоположную сторону. Однако изображение получалось перевёрнутым.
Ибн аль-Хайтам не был изобретателем камеры-обскуры, но его ранние эксперименты со светом стали основой для создания фотоаппарата, который появился спустя столетия.
Позднее камера-обскура стала важным художественным инструментом эпохи Возрождения. Художники, такие как Леонардо да Винчи, часто использовали это устройство для изучения перспективы.
До XVI века камеры-обскуры не были оснащены объективами. Однако их появление стало ещё одной значимой вехой в истории. С появлением объективов учёные осознали, что материалы, используемые для производства преломляющей оптики, можно применять для создания изображений. Это открытие послужило основой для разработки фотоаппарата.
Джозеф Нисефор Ньепс — изобретатель, который создал гелиографию и внёс значительный вклад в развитие фотографии
Жозеф Нисефор Ньепс появился на свет в 1765 году в городе Шалон-сюр-Сон, расположенном в регионе Бургундия во Франции. Он был выходцем из состоятельной семьи и сначала строил свою карьеру в академических кругах и армии. Однако впоследствии он решил посвятить себя научным исследованиям и экспериментам, которыми он занимался вместе со своим братом Клодом.
Братья Ньепс создали множество изобретений, среди которых первый двигатель внутреннего сгорания. Однако сегодня Джозеф Ньепс наиболее известен как создатель первой в мире фотографии.
Жозеф Ньепс увлёкся литографией — техникой печати, при которой изображение создаётся на камне или металле, а затем переносится на бумагу. Он предположил, что подобный процесс можно использовать для фиксации света, и начал экспериментировать с камерой-обскурой, стремясь создать устройство для сохранения изображений.
В течение 1820-х годов Ньепс проводил эксперименты с различными светочувствительными материалами. В результате он создал первую в истории фотографию, которую назвал «Вид из окна в Ле-Гра». Для этого он использовал битум и оловянную пластину. На первый взгляд, это кажется незначительным достижением, но на самом деле это был важный момент в истории фотографии. По сути, Ньепс изобрёл первый фотоаппарат.
Метод Ньепса был далёк от совершенства. Изображение было сложно разглядеть, а полная экспозиция занимала около восьми часов. В 1829 году Ньепс начал сотрудничать с Луи Дагером, который проявлял большой интерес к фотографическим процессам.
Луи Жак Манде Дагер — французский художник, химик и изобретатель, известный как один из основателей фотографии
Дагерр начал свой творческий путь как художник, создавая картины и занимаясь оформлением театральных постановок. Подобно Ньепсу, он также увлекался экспериментами с различными методами получения стабильных изображений. Когда Ньепс нашёл способ реализовать эту идею, они с Дагером объединили усилия, чтобы усовершенствовать процесс, предложенный Ньепсом.
К сожалению, Ньепс ушёл из жизни в 1833 году, не успев достичь значительного прогресса в своих исследованиях. Дагерр решил продолжить работу самостоятельно. Спустя шесть лет он представил свой «дагерротипный процесс» — многоступенчатый метод создания фотографий. В этом процессе использовался полированный медный лист, покрытый серебром, который обрабатывался парами йода и солевым раствором.
По современным меркам процесс Дагера всё ещё был довольно длительным, но он был значительно быстрее, чем у Ньепса. Согласно информации от B & H Photo, экспозиция могла занимать от нескольких минут до получаса. После того как свет в камере-обскуре выжигал изображение на пластине, его проявляли с использованием паров ртути, а затем закрепляли в солевом растворе. Это делало изображение постоянным и нечувствительным к свету.
Луи Дагер: Дагерротип — это не просто инструмент для рисования природы. Это химический и физический процесс, благодаря которому природа может воспроизвести саму себя
7 января 1839 года Луи Дагерр представил своё изобретение на заседании Французской академии наук. После этого он заключил сделку с французским правительством. В обмен на раскрытие деталей своего процесса Дагерр получил пожизненную пенсию. Французское правительство, в свою очередь, безвозмездно поделилось с миром подробностями процесса дагерротипии, положив начало первой волне коммерческих фотоаппаратов.
Примерно в то же время британский изобретатель Уильям Генри Фокс Тальбот разработал альтернативную технологию, известную как калотипия. Этот метод позволял создавать несколько копий фотографии с одного негатива.
Уильям Генри Фокс Тальбот — английский физик и химик, который помог изобрести современный фотоаппарат
Тальбот, как и Ньепс, происходил из состоятельной семьи и с ранних лет проявлял интерес к науке и искусству. Будучи человеком широких познаний, Тальбот изучал множество дисциплин, включая математику, химию, ботанику, астрономию и философию. Это позволило ему внести значительный вклад в развитие фотографии.
В какой-то степени интерес Талбота к созданию фотографических изображений был обусловлен тем, что он не обладал собственными художественными способностями. Чтобы помочь себе в создании эскизов, он начал экспериментировать с камерой-обскурой. Этот опыт побудил его стремиться сохранить создаваемые изображения на более длительный срок.
Уильям Генри Фокс Тальбот: Непередаваемая красота пейзажей, которую фотообъектив передаёт на бумагу, подобна волшебной сказке, созданной на мгновение и обречённой так же быстро исчезнуть. Как было бы замечательно, если бы мы могли сохранить эти естественные изображения на бумаге навсегда!
В начале 1830-х годов Уильям Генри Фокс Талбот изобрёл процесс, который он назвал «фотогеничным рисованием». Этот процесс включал в себя размещение различных объектов, например, образцов растений, на бумаге, предварительно обработанной нитратом серебра и солью. Затем бумагу со всеми этими объектами нужно было выставить на свет. Под воздействием света те участки бумаги, которые были чувствительны к свету, темнели. В результате на листе бумаги появлялось негативное изображение объекта.
Талбот быстро осознал потенциал этого процесса и посвятил себя его совершенствованию. В 1841 году, спустя два года после появления дагерротипа, Талбот запатентовал свой метод, который он назвал калотипированием. Калотипирование это способ получения негативного изображения на бумаге, пропитанной светочувствительным раствором.
После того как на бумагу подействовал свет, сформировалось невидимое изображение. Затем это изображение проявили с помощью раствора галловой кислоты и нитрата серебра. Проявленное изображение закрепили тиосульфатом натрия, чтобы сделать его устойчивым.
В отличие от дагерротипа, в калотипе конечным изображением был негатив. Но с него можно было получить позитивный отпечаток, приложив его к другому листу сенсибилизированной бумаги.
В отличие от дагерротипа, который создавал лишь одно изображение, калотипы можно было многократно копировать на листы сенсибилизированной бумаги.
Калотипия, которую изобрёл Талбот, не стала такой же популярной, как дагерротип. Одна из причин этого заключалась в том, что Тэлбот взимал плату за использование своих изобретений. По этой причине калотипия была менее доступна, чем бесплатный дагерротип.
Вклад Талбота в развитие фотографии был весьма значительным и оказал сильное влияние на последующие методы. Даже в современной плёночной фотографии для получения изображений до сих пор используются негативы, и в этом большая заслуга Тэлбота.
В итоге, изобретение фотоаппарата не связано с именем какого-то одного человека. С технической точки зрения, Ньепс был первым, кто создал камеру, способную фиксировать неподвижные изображения. Однако было бы несправедливо приписывать все заслуги только ему. Его работа была вдохновлена тысячами людей, которые трудились до него, и повлияла на тысячи тех, кто пришёл после.
Источник: https://inwoinfo.ru/