Найти тему
Всё травы да цветы...

Красиво жить не запретишь…

И не спорьте.

В справедливости этой присказки я убедилась еще раз на выставке «Журнал красивой жизни», посвященной первому российскому глянцевому журналу "Столица и усадьба", выходившему в начале прошлого века (1913-1917).

-2

Даже несмотря на то, что ее эпиграфом стали слова издателя этого журнала Владимира Крымова: "Красивая жизнь доступна не всем, но она все-таки существует".

Вопреки этому заявлению, как мне кажется, организаторы выставки - Музей русского импрессионизма доказали обратное, они вывели формулу красивой жизни, которая доступна каждому, кто к ней стремится.

Мне было интересно заглянуть сюда по нескольким причинам. И потому что я всегда интересовалось искусством начала прошлого века, и потому что в начале нынешнего - в тучные нулевые - я тоже работала в одном гламурном журнале (их тогда было множество), посвященному красивой жизни. Интересно было сравнить.

Наш отличался тем, что его не было в свободной продаже. Он распространялся исключительно среди состоятельной публики, а существовал за счет рекламы дорогих брендов.

Вот так он выглядел внутри.
Вот так он выглядел внутри.

Собственно, основная цель издания и была продвигать зарубежные лакшери бренды на российский рынок. Не скрою, вначале было довольно любопытно изучать историю ювелирных домов и антикварных лавок; рассказывать об искусстве швейцарских часовщиков, итальянских портных и сапожников, достигших своим мастерством мирового признания; писать и читать о высокой кухне, дорогих напитках, роскошных автомобилях, дворцах и парках.

Нет, редакция, конечно, ставила статьи и, так сказать, для души и ума - о художниках, артистах, новинках литературы, живописи, кино и т.п., но... Это была неважная часть, так... развлекаловка... Три четверти объема должны были быть посвящены предметам роскоши, атрибутам красивой жизни...

И, честно говоря, со временем мне надоело бесконечно писать и читать о часах и хьюмидорах, о непомерно дорогих сумках и вручную сшитых костюмах, автомобилях и бриллиантах. Во всем этом чувствовалась показуха и какой-то ложный пафос. Тем более что жизнь сотрудников редакции (не смотря на приличный оклад и гонорары) была очень далека от всей этой лакшери-индустрии. До той красивой жизни нам было как до солнца...

А это журнал о садоводстве. Догадаетесь, какой?
А это журнал о садоводстве. Догадаетесь, какой?

И я перешла в другое издание. Тоже очень красивый, но гораздо более демократичный журнал, адресованный широкой публике. Посвященный садоводству. И там поняла одну важную вещь - природа и сады - это самое прекрасное, что есть в жизни. И эта красота доступна всем. Независимо от материального положения и социального статуса. Одни и те же растения могут украшать сады принца и Золушки, владельца "заводов, газет, пароходов" и бедной пенсионерки. Да, усадьбы, парки, сады бывают разных размеров, но не от размеров зависит их красота и гармония, а мы сейчас говорим именно об этих понятиях.

Ну, вот, это такое предисловие. А теперь о самой выставке. Мне она очень понравилась!

Экспозицию украшают цитаты из журнала.
Экспозицию украшают цитаты из журнала.

В экспозиции собраны произведения художников, которые появлялись на страницах журнала. И меня восхитило, что организаторам удалось собрать и представить множество работ известных и менее известных художников. За более чем сто очень неспокойных лет эти творения сильно разбросало по миру! Выставленные картины собирали буквально по всей России, по государственным музеям и частным коллекциям.

Внушительный список участников.
Внушительный список участников.

И все вместе они представили очень интересный срез русской предреволюционной жизни. Столичной и усадебно-дачной.

Константин Вроблевский. Усадьба.
Константин Вроблевский. Усадьба.

Ведь тематика журнала была достаточно широкой и типичной для гламурных изданий: обо всем хорошем и красивом - усадьбах и дворцах, балах, охотах, театрах, путешествиях,

Константин Горбатов. Итальянский садовник.
Константин Горбатов. Итальянский садовник.

известных персонах, коллекциях, выставках и т.д.

Савелий Сорин. Портрет князя Сергея Михаловича Волконского.
Савелий Сорин. Портрет князя Сергея Михаловича Волконского.

Поэтому экспозиция разбита на разделы: вот галерея прекрасных дам эпохи,

Исаак Бродский. Портрет Зинаиды Семёновны Штильман.
Исаак Бродский. Портрет Зинаиды Семёновны Штильман.

вот путешествия, история,

Александр Маковский. "Купчихи. Чаепитие"
Александр Маковский. "Купчихи. Чаепитие"

вот театр, усадьбы и дачи,

Анастасия Уханова. "Хозюшка"
Анастасия Уханова. "Хозюшка"

старинные и современные...

Елена Киселева "Дачницы"
Елена Киселева "Дачницы"

Милый сюрприз от устроителей: рядом с некоторыми живописными произведениями небольшой столик,

Николай Беккер. "В Крыму".
Николай Беккер. "В Крыму".

на котором помимо краткого описания (в том числе и шрифтом Брайля) есть ее тактильный образец и - под стеклянным колпачком - аромат, тот который должен струится от цветов или самого воздуха картины.

Александр Средин. "В зале"
Александр Средин. "В зале"

Ну, и конечно, можно послушать аудиогида.

И всё, как это сейчас принято говорить, здесь очень атмосферно. Залито солнцем и светом.

Иван Сорокопудов. Современная музыка.
Иван Сорокопудов. Современная музыка.

Многие картины просто сияют, излучают свет, настолько они солнечные.

Сергей Виноградов. "Солнечный свет".
Сергей Виноградов. "Солнечный свет".

В каких-то работах солнечный свет главный герой картины. Он определяет настроение всей выставки. Посмотрите на все предыдущие иллюстрации.

Екатерина Гольдинер. Солнечный луч.
Екатерина Гольдинер. Солнечный луч.

И еще одна характерная деталь: на очень многих картинках - распахнутое настежь окно.

Станислав Жуковский. Интерьер комнаты.
Станислав Жуковский. Интерьер комнаты.

Просто постоянное визуальное цитирование: «Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад!»

Валентин Серов."Окно".
Валентин Серов."Окно".

Впрочем, почему глупое? Скорее безмятежное, радостное, доступное каждому…

И разве это не самая настоящая красивая жизнь?