И не спорьте.
В справедливости этой присказки я убедилась еще раз на выставке «Журнал красивой жизни», посвященной первому российскому глянцевому журналу "Столица и усадьба", выходившему в начале прошлого века (1913-1917).
Даже несмотря на то, что ее эпиграфом стали слова издателя этого журнала Владимира Крымова: "Красивая жизнь доступна не всем, но она все-таки существует".
Вопреки этому заявлению, как мне кажется, организаторы выставки - Музей русского импрессионизма доказали обратное, они вывели формулу красивой жизни, которая доступна каждому, кто к ней стремится.
Мне было интересно заглянуть сюда по нескольким причинам. И потому что я всегда интересовалось искусством начала прошлого века, и потому что в начале нынешнего - в тучные нулевые - я тоже работала в одном гламурном журнале (их тогда было множество), посвященному красивой жизни. Интересно было сравнить.
Наш отличался тем, что его не было в свободной продаже. Он распространялся исключительно среди состоятельной публики, а существовал за счет рекламы дорогих брендов.
Собственно, основная цель издания и была продвигать зарубежные лакшери бренды на российский рынок. Не скрою, вначале было довольно любопытно изучать историю ювелирных домов и антикварных лавок; рассказывать об искусстве швейцарских часовщиков, итальянских портных и сапожников, достигших своим мастерством мирового признания; писать и читать о высокой кухне, дорогих напитках, роскошных автомобилях, дворцах и парках.
Нет, редакция, конечно, ставила статьи и, так сказать, для души и ума - о художниках, артистах, новинках литературы, живописи, кино и т.п., но... Это была неважная часть, так... развлекаловка... Три четверти объема должны были быть посвящены предметам роскоши, атрибутам красивой жизни...
И, честно говоря, со временем мне надоело бесконечно писать и читать о часах и хьюмидорах, о непомерно дорогих сумках и вручную сшитых костюмах, автомобилях и бриллиантах. Во всем этом чувствовалась показуха и какой-то ложный пафос. Тем более что жизнь сотрудников редакции (не смотря на приличный оклад и гонорары) была очень далека от всей этой лакшери-индустрии. До той красивой жизни нам было как до солнца...
И я перешла в другое издание. Тоже очень красивый, но гораздо более демократичный журнал, адресованный широкой публике. Посвященный садоводству. И там поняла одну важную вещь - природа и сады - это самое прекрасное, что есть в жизни. И эта красота доступна всем. Независимо от материального положения и социального статуса. Одни и те же растения могут украшать сады принца и Золушки, владельца "заводов, газет, пароходов" и бедной пенсионерки. Да, усадьбы, парки, сады бывают разных размеров, но не от размеров зависит их красота и гармония, а мы сейчас говорим именно об этих понятиях.
Ну, вот, это такое предисловие. А теперь о самой выставке. Мне она очень понравилась!
В экспозиции собраны произведения художников, которые появлялись на страницах журнала. И меня восхитило, что организаторам удалось собрать и представить множество работ известных и менее известных художников. За более чем сто очень неспокойных лет эти творения сильно разбросало по миру! Выставленные картины собирали буквально по всей России, по государственным музеям и частным коллекциям.
И все вместе они представили очень интересный срез русской предреволюционной жизни. Столичной и усадебно-дачной.
Ведь тематика журнала была достаточно широкой и типичной для гламурных изданий: обо всем хорошем и красивом - усадьбах и дворцах, балах, охотах, театрах, путешествиях,
известных персонах, коллекциях, выставках и т.д.
Поэтому экспозиция разбита на разделы: вот галерея прекрасных дам эпохи,
вот путешествия, история,
вот театр, усадьбы и дачи,
старинные и современные...
Милый сюрприз от устроителей: рядом с некоторыми живописными произведениями небольшой столик,
на котором помимо краткого описания (в том числе и шрифтом Брайля) есть ее тактильный образец и - под стеклянным колпачком - аромат, тот который должен струится от цветов или самого воздуха картины.
Ну, и конечно, можно послушать аудиогида.
И всё, как это сейчас принято говорить, здесь очень атмосферно. Залито солнцем и светом.
Многие картины просто сияют, излучают свет, настолько они солнечные.
В каких-то работах солнечный свет главный герой картины. Он определяет настроение всей выставки. Посмотрите на все предыдущие иллюстрации.
И еще одна характерная деталь: на очень многих картинках - распахнутое настежь окно.
Просто постоянное визуальное цитирование: «Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад!»
Впрочем, почему глупое? Скорее безмятежное, радостное, доступное каждому…
И разве это не самая настоящая красивая жизнь?