Рыба гниет с головы… это не нами придумано и не нами доказано, но наше современное общество не перестает подтверждать это.
В последнее время очень много внимания уделяется учителям, а именно их саморазвитию и повышению профессиональных компетенций.
Но, к сожалению, все знания, опыт и навыки учителя обнуляются, остаются невостребованными при неправильном, безграмотном руководстве.
Руководство школ - директоры и заместители директора, они в прошлом были такими же учителями, с таким же педагогическим образованием.
Став руководящим звеном, единицы понимают, что такое эффективное управление.
Зачастую они не умеют читать и понимать законы, они интерпретируют их по-своему.
Они создают приказы и положения по работе школы, не опираясь на федеральные законы или приказы Министерств и Департаментов.
Они не видят целесообразности применения тех или иных рекомендаций, а работа строится на размере собственных амбиций и возможностей самоутвердиться.
Нередко руководство школы сами не руководят, а ими руководят более проворные из числа приближенных к директору.
Проблема директоров школ в их собственной некомпетентности и не желании повышать свой уровень знаний по своей должности.
В большинстве своем директор разбирается в хозяйственной части на бытовом уровне, в учебной части - разбирается в рамках своего предмета и уровня образования, в котором преподает, в юридических, экономических вопросах не понимает вообще.
Оснащение и ремонт кабинетов проводится избирательно по людям, а не по потребностям. Анализ учебной деятельности проводится формально, без учета методик преподавания на разных уровнях образования, способностей обучающихся, что приводит к неправильным выводам, соответственно, к неправильным путям решения проблем.
Внутришкольная документация, зачастую идет вразрез с действующими нормами и законодательством. Отсутствие юридического образования или опыта не позволяет администрации понимать и создавать документы правильно, а только в угоду узкому кругу лиц.
Отсутствие экономического образования или опыта не позволяет правильно распределять денежные средства на зарплату, закупку основных средств, ремонты, питание детей.
В больших городах, мне кажется, такого бардака поменьше, но в отдаленных регионах, за которые постоянно говорят, что там никто работать не хочет, создаются всякого рода программы для привлечения учителей, но, на мой взгляд, нерезультативно.
Хорошо было бы на должность директоров принимать лиц с юридическим образованием, требовать повышать квалификацию и навыки управления школой и людьми. Заключать контракт на должность директора из других районов, регионов сроком на 5 лет с целью исключения создания коалиций из числа родственников и приближенных.
Также завучам не мешало бы работать по 2 года, требовать повышения квалификации и навыков в соответствии с должностной инструкцией.
Я работаю в деревенской школе третий год, за это время не было ни одной плановой или внеплановой проверки, ни проверки от контрольно-счетной палаты, прокуратуры или внутреннего финансового контроля. Все как-то брошено - делайте что хотите, а правильно или нет, разбираться никто не будет.