Найти в Дзене
Рыжий КоТ

«Лист Оценки Содержания Темы» как инструмент формирования у учащихся умения учиться

Федеральный Государственный Стандарт общего (среднего) образования определяет, что «…результатом образования является сам ученик, любящий свою Родину, уважающий ценности семьи, доброжелательный и толерантный, готовый к самостоятельной деятельности, владеющий основами умения учиться…».

Новые требования ФГОС предписывают каждому учебному предмету внести свой вклад в развитие учебных умений и универсальных учебных действий на основе перехода от определения цели обучения - как усвоения специальных учебных умений к цели обучения - как формированию умения учиться, от стихийной учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации.

В.П.Кузовлев определяет такие этапы развития умения учиться в рамках предмета «Иностранный язык»:

1. Начальная школа – совместная учебная деятельность – формирование положительного отношения и адекватной мотивации к предмету, осознание личностного смысла изучения предмета, формирование УУ и УУД под руководством учителя, формирование способности к организации своей учебной деятельности (под руководством учителя);

2. Основная школа – совместно-разделённая учебная деятельность – развитие самостоятельности, когда единоличное руководство учителя в сотрудничестве, в совместной работе по овладению предметом замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения;

3. Полная школа – самостоятельная и автономная деятельность - когда самостоятельность дополняется элементами автономного обучения, где учащийся решает, что он хочет изучать и как он хочет это изучать, и берёт на себя ответственность за принятие данных решений равно как и за их выполнение.

Давайте рассмотрим этапы организуемой учителем образовательной деятельности ученика, позволяющие обеспечить его индивидуальную траекторию в конкретной образовательной области, разделе, теме или уроке таким образом:

1-й этап. Диагностика учителем уровня развития и степени выраженности личностных качеств учеников, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области или ее части. Фиксируется начальный объем и содержание предметного образования учеников, то есть количество и качество имеющихся у каждого из них представлений, знаний, информации, умений и навыков по предстоящей предметной теме. Учитель устанавливает и классифицирует мотивы деятельности учеников по отношению к образовательной области, предпочитаемые виды деятельности, формы и методы занятий.

2-й этап. Фиксирование каждым учеником, а затем и учителем, фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или ее теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания. Каждый ученик составляет исходный концепт темы, которую ему предстоит освоить.

3-й этап. Выстраивание системы личного отношения ученика с предстоящей к освоению образовательной областью или темой. Образовательная область предстает перед учеником в виде системы фундаментальных образовательных объектов, проблем, вопросов.

Каждый ученик вырабатывает личностное отношение к образовательной области, самоопределяется по отношению к сформулированным проблемам и фундаментальным образовательным объектам, устанавливает, что они для него значат, какую роль могут играть в его жизни, как его деятельность влияет или будет влиять на данную сферу действительности. Ученик ( как и учитель) фиксирует приоритетные зоны своего внимания в предстоящей деятельности, уточняют формы и методы этой деятельности.

4-й этап. Программирование каждым учеником индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» и общим фундаментальным образовательным объектам. На этом этапе учениками создаются индивидуальные программы обучения на обозначенный период. Эти программы являются образовательным продуктом организационно-деятельностного типа, поскольку стимулируют и направляют реализацию личностного образовательного потенциала ученика. При оценке оргдеятельностной продукции учеников применяются те же способы диагностики, контроля и оценки, что и для продукции предметного типа.

5-й этап. Деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ учеников и общей коллективной образовательной программы. Реализация учениками намеченных программ происходит в течение определенного периода времени: для первоклассника это может быть урок, для старших детей – неделя и более. Ученик осуществляет основные элементы индивидуальной образовательной деятельности: цели – план – деятельность – рефлексия – сопоставление полученных продуктов с целями – самооценка.

6-й этап. Демонстрация личных образовательных продуктов учеников и коллективное их обсуждение. Введение учителем культурных аналогов ученическим образовательным продуктам, то есть идеальных конструктов, принадлежащих опыту и знаниям человечества: понятий, законов, теорий и других продуктов познания. Организуется выход учеников в окружающий социум с целью выявления в нем тех же вопросов, проблем и продуктов, элементы которых получены учениками в собственной деятельности.

7-й этап. Рефлексивно-оценочный. Выявляются индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности (в виде схем, концептов, материальных объектов), фиксируются и классифицируются применяемые (репродуктивно усвоенные или творчески созданные) виды и способы деятельности. Полученные результаты сопоставляются с целями индивидуальных и общих коллективных программ занятий.

В технологии ЛОСТ (Лист Оценки Содержания Темы) используется матрица уровней достижения учащимися образовательных результатов, представленных в форме знаний, умений и навыков для начальной, основной и полной ступени обучения

Матрица построена на принципах таксономии (Само понятие «таксономия» заимствовано из естественных наук, оно обозначает такую «классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и используется для описания категорий, расположенных последовательно, по нарастающей сложности») Бенджамина Блума, включающей шесть уровней достижения образовательных результатов:

воспроизведение, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Е.А.Зайцева предложила заменить названия первого уровня на «воспроизведение» (у Б. Блума «знание»), поскольку первые три уровня описывают деятельность, которую ученик производит со знанием: воспроизведение, понимание (интерпретация), применение знания. В основу предлагаемого расположения результатов положен принцип иерархической зависимости: каждый последующий уровень результата сложнее предыдущего и обязательно включает его.

Данная таксономия целей обучения, как и составленная на ее основе матрица, охватывает только когнитивную сферу.

Важной составляющей матрицы являются образовательные результаты учащихся/учебные цели учителя, однозначно и исчерпывающе описывающие каждый из шести уровней достижения результатов. Преимуществом данного подхода к детализации целей являются унифицированные формулировки образовательного результата учащегося и учебной цели учителя, одинаково понятные всем участникам процесса обучения. Все обозначенные результаты подлежат на каждой ступени обучения как внешней (суммирующей/контролирующей), так и внутренней (формирующей) оценке.

Данная матрица адресована в первую очередь учителю. Задача учителя найти место означенным в матрице результатам обучения в изучаемых темах и переформулировать их применительно к тем образовательным результатам, которые, в соответствии с замыслом учителя, учащийся должен достичь в процессе изучения данных тем обязательно или может достичь, если считает необходимым. Задача учителя - четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

-2

Знание первая категория целей обучения, так как запоминание является только частью более сложных процессов соотнесения, оценки, реорганизации, на которых строятся более высокие категории учебных целей. Если овладение знаниями на уровне понимания обеспечивает использование обучаемым абстрактных понятий, правил, принципов по данной теме, то усвоение учебного материала на уровне применения предполагает, что он будет правильно применять это знание в ситуации, отличной от той, в которой учащийся его получил. Если понимание, по мнению Б. Блума, ориентирует на «схватывание» учебного материала и погружение в него, применение на установление связей данного материала с соответствующими обобщениями и принципами, то анализ направлен на выделение отдельных частей материала, определение их взаимосвязей и принципов организации, определение предположений, выводов, концепций.

Понимание отражается в трех типах поведения:

трансляции (переход от конкретного к абстрактному, использование других терминов, символов, перевод на другой язык, пересказ своими словами),

интерпретации (реорганизация идей в сознании человека, выделение значимых идей, их внутренних связей, обобщение, объяснение, краткое изложение),

переносе знаний (оценка и предсказание, основанное на понимании направлений, тенденций, правил).

Категория синтеза обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной, собирая материал из разных источников вместе так, чтобы полученная модель или структура была более понятной, чем исходный материал. Понимание, применение знаний и анализ материала являются необходимым условием решения задачи синтеза, но они не требуют оригинальности, уникальности решения.

Оценка как категория таксономии обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных), основывается на четких критериях, на адекватном понимании и анализе явлений, что принципиально отличает ее от субъективных мнений.

Принципиальная особенность таксономического подхода в том, что он определяет основную задачу обучения как формирование основы, на которой базируется оценка, путем овладения знаниями на уровне всех категорий учебных целей. Таким образом, оценка, являясь высшей категорией таксономии учебных целей и используя все другие категории, не обязательно становится последним этапом процесса решения задачи, а может быть прелюдией к приобретению новых знаний, новому пониманию или применению, анализу или синтезу.

ЛОСТ отражает индивидуальную траекторию учащегося , где можно определить весовые коэффициенты, указать расчетное время на выполнение блока (уровня, темы, объединения), указать сколько попыток улучшения результата может сделать ученик, указать процесс формализации отметки по теме.

В текущем оценивании содержания темы (первые уроки по теме) – приоритет отдается знаниям, т.е. воспроизведению ,пониманию, применению. На последних уроках ( перед контрольной) – синтезу, оценке деятельности, оценки того, что требует устранения, исправления результата.

ЛОСТ, как лист обратной связи, можно предъявлять 2 -3 раза до окончательного выставления отметки на основе стандартов. Необходимо отметить, что технология разрабатывается для сравнения новых результатов ученика с предыдущими его собственными результатами, где сравнение идёт не со среднестатистической нормой, а с индивидуальным приращением ученика. ЛОСТ - это адекватная информация ученику о его собственных достижениях.

ЛОСТ, как оценочный лист, показывает скорость, качество, темп продвижения ученика. А выданный с оценками лист фиксирует достигнутый в данной попытке уровень. Но эта оценка доступна для понимания всех заинтересованных сторон: самого учащегося, родителей, учителя , администратора и др.

В инструкции к ЛОСТ важно отметить уровень по обязательному выполнению и желательный для выполнения. Всё отмечается в инструкции как особые условия работы с этим листом.

Ученик формирует умение оценивать собственный результат, возможность выбора способов достижения улучшенного результата. В данном случае способы достижения связаны с ресурсами самоконтроля и самооценки, с умением планировать и прогнозировать свою деятельность - компетенции, УУД.

Приложение 1.

ЛОСТ как лист обратной связи ( на примере урока немецкого языка в начальной школе)

-3
-4

Приложение 2

ЛОСТ - это адекватная информация ученику о его собственных достижениях.

Лист оценки содержания темы «Ваша страна – земля традиций?» по УМК авторов: В.П.Кузовлев и др. «Английский язык для 8 класса» ученика(цы) 8__ класса __________________________________________________________________________

(Ф.И.)

-5

—

— Дата ознакомления родителей

— Подпись

Приложение 3.

ЛОСТ помогает учителю

— чётко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае и организовать в соответствии с этим свою работу;

— сделать ученика «оценивателем» образовательной деятельности

-6
-7

Литература

1. ФГОС основного общего образования. М., 2011.

2. Новые современные образовательные стандарты по иностранным языкам. М. : АСТ ;

Астрель, 2004.

3. ФГОС ВПО по направлению подготовки «Лингвистика». М., 2010.

4. Гаязов А.С., Индивидуальные траектории образования личности .Башкирский государственный

педагогический университеа им. М. Акмуллы , 2011.

5. Толочек В.Л. Стили деятельности: Модель стилей с изменчивыми условиями дея-

тельности. М., 1992.

6 Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд., пере-

раб. СПб. : Питер, 2004.

7. Корнилова Т.В., Парамей Г.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать

лет спустя // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 140–147.

8. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы

изучающих иностранный язык : пособие для учителя. М. : АРКТИ, 2002.

9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

10. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения // Советская педагогика. 1965.

№ 3. С. 115–128.

11. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., 1975.

12. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования //

Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.

13. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. М. :

Еврошкола, 2001.

14.Сысоев П.В.Обучение по индивидуальной траектории, 1

15. Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории, Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 6, ноябрь – декабрь 2013

Ресурсы:

1 Б.Блум «Целеполагание» https://sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/blum-b-celepolaganie; David Krathwohl,Lorin Anderson “The Revision of Taxonomy” http://www.education.com/reference/article/blooms-taxonomy

2 Традиционная иерархия мыслительных процессов http://www.intel.ru/content/dam/www/program/education/emea/ru/ru/documents/project-design1/thinking-skills/bloom-taxonomy.pdf

3 Материалы курса повышения квалификации ИРО ИО организатора Е.А.Зайцевой в 2012году;

4 Материал вебинаров Издательства «Просвещение» 2013-2015гг. http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=28980

5 http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=44136

http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=31398