Очень интересная и полезная книга, которая выдержала множество переизданий. Я использую ее на своих занятиях с актерами и во ВГИКе, и в Щепке, и на однодневных своих мастер-классах по работе актера с камерой. Очень подробно на 20-ти дневном курсе в ШАИ им Демидова мы разбираем разницу между работай на сцене и в кадре.
Много мыслей в этой книги взяты и у советских классиков кино и актерского мастерства, и, понятное дело, тут есть то что накоплено практикой американского кинематографа.
Очень полезная книга, давайте я попробую изложить ее основные положения.
Я буду позволять себе коментировать какие-то пункты обозначая свои комментарии **курсивом**
ГЛАВА 1
1. Сравнение актерской игры на сцене и перед камерой:
Глава начинается с сопоставления театральной и экранной игры. Это важно, потому что многие актеры начинают свою карьеру на сцене и им нужно приспособиться к особенностям работы перед камерой. Барр подчеркивает, что техники, используемые в театре, могут не подходить для кино и телевидения, и наоборот.
**Очень интересно об этом писал Всеволод Пудовкин .Его главная мысль о том что работа со сцены требует прbвличения внимания потому, что зрителя в театре нужно переключать на действующего актера. И вот какая мысль - я бы назвал это своеобразным театральным монтажом. А в кино роль "переключателя внимания" выполняет сама камера и искусство монтажа и значит актер может быть уверен в том, что зритель сосредоточен на нем .**
2. Цель актера:
Основная задача актера - передать зрителю внутренний мир персонажа и раскрыть его характер. Это включает в себя не только произнесение реплик, но и выражение мыслей, чувств и понимания ситуации характером. Актер должен полностью погрузиться в обстоятельства сценария и реагировать так, как это сделал бы его персонаж, а не он сам.
**Тут важен цельно-выстроенный характер персонажа. Иначе не будет последовательной игры, когда вы не знаете своего героя вы можете запутаться в самом зловещем для актера лабиринте "а в жизни можно и так". Можно, но вы будете прибывать не в характере, а плену настроения и вкусовщины. Есть много методов предварительного разбора характера персонажа. "Алмаз героя на моей практике самый простой и действенный .
3. Особенности игры перед камерой:
В отличие от театра, где актеры должны "играть на публику", перед камерой нет необходимости переигрывать или укрупнять свою игру. Камера находится близко и может уловить даже самые тонкие нюансы выражения лица и тела. Поэтому акцент делается на естественность и правдивость в выражения эмоций.
**Я бы добавил и физической правде, правде тела, правде взаимодействия с миром**
4. Роль камеры:
Камера - это мощный инструмент, способный зафиксировать мельчайшие детали актерской игры. Это означает, что актеры должны быть особенно осторожны с преувеличенными выражениями или чрезмерной игрой, широтой жеста. То, что может выглядеть уместно на сцене, может казаться неестественным и даже комичным на экране.
**Камера кроме того прочего полноценный участник сцены, партнер для актера, причем внимательный и придирчивый**
5. Фокус на естественности:
Барр подчеркивает, что зрители хотят погрузиться в историю и испытать эмоции вместе с персонажами. Им не интересно видеть, как "усердно работает" актер, как устроена актерская кухня. Поэтому актеры должны стремиться к максимально естественным и правдивым реакциям, соответствующим характеру персонажа и ситуации.
**По сути камера не должна видеть машинерии исполнительского искусства, зритель в кинозале или у экрана зеркалит героев и ему важно со-вибрировать с актером, в не анализировать приёмники **
6. Важность реалистичного взаимодействия:
В кино и на телевидении актеры работают в реальном пространстве, а не на сцене. Это означает, что они могут использовать более тонкие и реалистичные жесты и выражения, не беспокоясь о том, будут ли они видны "с галерки", как в театре.
**Естественность пространства диктует естественность поведения и взаимодействия с окружающим миром, партнерами и предметами.**
7. Интимность актерской игры:
Барр подчеркивает, что киноактеру достаточно "достучаться" только до партнера по сцене, а не до всей аудитории, как в театре. Это создает более интимную и реалистичную атмосферу, которая затем передается через камеру зрителям.
**камера, партнер, предметный мир, мир вокруг и петличка под одеждой - вот партнеры киноактера, а не зал, которого и нет в кино**
8. Избегание излишних усилий:
Актеры не должны стараться показать, насколько усердно они работают. Вместо этого, они должны сосредоточиться на том, чтобы быть своим персонажем и естественно реагировать на происходящее. Это создает более убедительное и захватывающее выступление.
9. Комфорт зрителя:
Преувеличенные выражения или чрезмерная игра могут вызвать дискомфорт у зрителей, нарушая их погружение в историю. Актеры должны стремиться к созданию комфортного зрительского опыта, который позволяет аудитории легко следить за повествованием и эмоционально связываться с персонажами.
**Не пугайте зрителей **
10. Адаптация к среде съемок:
Актеры должны быть чувствительны к окружающей обстановке места съемок и использовать ее для обогащения своей игры. Они также должны внимательно слушать и реагировать на слова и действия своих партнеров по сцене, всегда оставаясь в характере своего персонажа. Это создает более органичное и убедительное выступление.
**Очень важный аспект, который многие упускают - человек живет в том пространстве где он находиться, а значит кроме своей основной задачи, например, объясниться с кем-то, он еще и взаимодействует с тем и теми, кто есть помимо основного партнера в сцене. И именно это создает то жизнеподобие в актерской игре которое мы ценим**
(продолжение следует)