Найти в Дзене
Филипп Коршунов

Читаем книгу Тони Барра "Актерская игра перед камерой"

Давайте попробуем кратко пройтись по главам книги Тонни Барра
Давайте попробуем кратко пройтись по главам книги Тонни Барра

Очень интересная и полезная книга, которая выдержала множество переизданий. Я использую ее на своих занятиях с актерами и во ВГИКе, и в Щепке, и на однодневных своих мастер-классах по работе актера с камерой. Очень подробно на 20-ти дневном курсе в ШАИ им Демидова мы разбираем разницу между работай на сцене и в кадре.

Много мыслей в этой книги взяты и у советских классиков кино и актерского мастерства, и, понятное дело, тут есть то что накоплено практикой американского кинематографа.

Очень полезная книга, давайте я попробую изложить ее основные положения.

Я буду позволять себе коментировать какие-то пункты обозначая свои комментарии **курсивом**

ГЛАВА 1

1. Сравнение актерской игры на сцене и перед камерой:

Глава начинается с сопоставления театральной и экранной игры. Это важно, потому что многие актеры начинают свою карьеру на сцене и им нужно приспособиться к особенностям работы перед камерой. Барр подчеркивает, что техники, используемые в театре, могут не подходить для кино и телевидения, и наоборот.

**Очень интересно об этом писал Всеволод Пудовкин .Его главная мысль о том что работа со сцены требует прbвличения внимания потому, что зрителя в театре нужно переключать на действующего актера. И вот какая мысль - я бы назвал это своеобразным театральным монтажом. А в кино роль "переключателя внимания" выполняет сама камера и искусство монтажа и значит актер может быть уверен в том, что зритель сосредоточен на нем .**

2. Цель актера:

Основная задача актера - передать зрителю внутренний мир персонажа и раскрыть его характер. Это включает в себя не только произнесение реплик, но и выражение мыслей, чувств и понимания ситуации характером. Актер должен полностью погрузиться в обстоятельства сценария и реагировать так, как это сделал бы его персонаж, а не он сам.

**Тут важен цельно-выстроенный характер персонажа. Иначе не будет последовательной игры, когда вы не знаете своего героя вы можете запутаться в самом зловещем для актера лабиринте "а в жизни можно и так". Можно, но вы будете прибывать не в характере, а плену настроения и вкусовщины. Есть много методов предварительного разбора характера персонажа. "Алмаз героя на моей практике самый простой и действенный .

3. Особенности игры перед камерой:

В отличие от театра, где актеры должны "играть на публику", перед камерой нет необходимости переигрывать или укрупнять свою игру. Камера находится близко и может уловить даже самые тонкие нюансы выражения лица и тела. Поэтому акцент делается на естественность и правдивость в выражения эмоций.

**Я бы добавил и физической правде, правде тела, правде взаимодействия с миром**

4. Роль камеры:

Камера - это мощный инструмент, способный зафиксировать мельчайшие детали актерской игры. Это означает, что актеры должны быть особенно осторожны с преувеличенными выражениями или чрезмерной игрой, широтой жеста. То, что может выглядеть уместно на сцене, может казаться неестественным и даже комичным на экране.

**Камера кроме того прочего полноценный участник сцены, партнер для актера, причем внимательный и придирчивый**

5. Фокус на естественности:

Барр подчеркивает, что зрители хотят погрузиться в историю и испытать эмоции вместе с персонажами. Им не интересно видеть, как "усердно работает" актер, как устроена актерская кухня. Поэтому актеры должны стремиться к максимально естественным и правдивым реакциям, соответствующим характеру персонажа и ситуации.

**По сути камера не должна видеть машинерии исполнительского искусства, зритель в кинозале или у экрана зеркалит героев и ему важно со-вибрировать с актером, в не анализировать приёмники **

6. Важность реалистичного взаимодействия:

В кино и на телевидении актеры работают в реальном пространстве, а не на сцене. Это означает, что они могут использовать более тонкие и реалистичные жесты и выражения, не беспокоясь о том, будут ли они видны "с галерки", как в театре.

**Естественность пространства диктует естественность поведения и взаимодействия с окружающим миром, партнерами и предметами.**

7. Интимность актерской игры:

Барр подчеркивает, что киноактеру достаточно "достучаться" только до партнера по сцене, а не до всей аудитории, как в театре. Это создает более интимную и реалистичную атмосферу, которая затем передается через камеру зрителям.

**камера, партнер, предметный мир, мир вокруг и петличка под одеждой - вот партнеры киноактера, а не зал, которого и нет в кино**

8. Избегание излишних усилий:

Актеры не должны стараться показать, насколько усердно они работают. Вместо этого, они должны сосредоточиться на том, чтобы быть своим персонажем и естественно реагировать на происходящее. Это создает более убедительное и захватывающее выступление.

9. Комфорт зрителя:

Преувеличенные выражения или чрезмерная игра могут вызвать дискомфорт у зрителей, нарушая их погружение в историю. Актеры должны стремиться к созданию комфортного зрительского опыта, который позволяет аудитории легко следить за повествованием и эмоционально связываться с персонажами.

**Не пугайте зрителей **

10. Адаптация к среде съемок:

Актеры должны быть чувствительны к окружающей обстановке места съемок и использовать ее для обогащения своей игры. Они также должны внимательно слушать и реагировать на слова и действия своих партнеров по сцене, всегда оставаясь в характере своего персонажа. Это создает более органичное и убедительное выступление.

**Очень важный аспект, который многие упускают - человек живет в том пространстве где он находиться, а значит кроме своей основной задачи, например, объясниться с кем-то, он еще и взаимодействует с тем и теми, кто есть помимо основного партнера в сцене. И именно это создает то жизнеподобие в актерской игре которое мы ценим**

(продолжение следует)