Найти тему

"Побойся Бога!" О "духовном страхе". Нужно ли бояться Бога?

"Побойся Бога!"
В самом деле, данная религиозная христианская установка - бояться, опасаться, страшиться Господа Бога, давным-давно вошла даже в народное сознание и укоренилась в народном фольклоре, в его присказке.

"Побойся Бога!"

Имеется и в православии такое понятие, как "страх Божий", на который указывали и многие святые.

"Страх Божий есть начало добродетели... Умудрись положить в основание путешествия твоего страх Божий, и в немногие дни окажешься при вратах Царствия..." (Св. Исаак Сирский)

"Мы нуждаемся в смиренномудрии и страхе Божием столько же, сколько в дыхании... Начало и конец духовного пути – страх Господень" (Прп. Пимен Великий).

И вот возьмём ещё определение Божьего страха на классически православном сайте "Азбука веры":
«Страх Бо́жий (греч. ὁ φόβος τοῦ Θεοῦ) – благоговейное отношение к Богу, проявляемое в осознании и ощущении Божественного присутствия, боязни оскорбить Бога греховным помыслом или поступком, формируемое и поддерживаемое в человеке при содействии благодати Божией. Такой страх является добродетелью, душеспасительным страхом.
Страх Божий основан на желании не потерять связь с Богом и выражается в духовной бдительности, внимании к своим мыслям и поступкам. Страх Божий избавляет от гнева Божьего».

-2

Да, конечно же, Божий страх отличается от обычного человеческого страха; здесь подразумевается некий "духовный страх". И всё равно - в этом определении имеется сразу несколько ошибок...
Во-первых, благоговение - тонкое ощущение - это ещё не страх.
Во-вторых, "боязнь оскорбить Бога... при содействии Благодати" - это и вовсе нелепость. Поскольку там, где и в ком имеет место Божья Благодать, там ЛЮБОЙ страх отсутствует, потому что действует, наличествует ТОЛЬКО неописуемые радость-счастье-блаженство!
В третьих, бдительность, внимание, самосознание и страх - это разные вещи. И хотя бдительность может сопровождаться "осторожностью", от которой до некоей боязни всего только один шаг - осторожность это не страх.
И наконец, в четвёртых, что касается Гнева Божьего, то это вообще очень серьёзное заблуждение всего христианства, идущее от Ветхого Завета; христианства, проникнутого идеями и состояниями косного сознания Ветхого Завета и его древнееврейского гневливого божества Яхве, Иегова и пр. - бога-человекоубийцы и детоубийцы. Так как истинный Бог есть Любовь, Которая быть в ярости и гневаться на что-то и на кого-то не способна, потому что - Любовь!
Любой гнев - не от Бога. Не существует "божественного гнева"...

изолью ярость Мою на... и истреблю многолюдие в...
И
пошлю огонь на...
Так произведу Я суд... и узнают, что Я Господь" (Иез., 30: 8,11-16,19).

Нет, это - а подобного в Ветхом Завете очень много - не от Бога!

-3

А что? Бога можно или даже нужно не бояться совсем? (Естественно, при условии, если человек верит в существование Бога).
И "что" и "как" тогда с человеком будет?
Вот на эти вопросы я как раз и отвечу...

В самом деле, прошли многие столетия и в данном контексте прошла более целой тысячи лет и, казалось бы, людям последних христианских веков давно бы пора понять-осознать, "что" такое на самом деле Божественная Любовь, Которую пугаться невозможно и бояться просто глупо...
Но всё равно - люди цепляются за какой-то страх, в то время как любой и всякий страх исходит не от Бога, а от Дьявола. И более определённо этот страх поступает к нам - от ветхозаветного языческого божества, все функции Дьявола исполняющего "тогда", "сейчас" и "до сих пор".
И это при всём том, что революцию в сознании человечества давно, более 2-е тысячи лет назад, осуществил Иисус Христос; вместо какого-то Гнева Божьего и бога, образующего тьму... "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это" (Исаи, 45: 7).

Да, вместо тьмы и светотени, Иисус утвердил ТОЛЬКО свет и Абсолют Любви:

«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8: 12).

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1: 5).

-4

Что же касается боязни часа смертного, то уже совершенно другое...

Да. Это очень странно стремиться к этому Божьему страху, обретать этот страх и жить им, ведь... Ведь страх противоположен духовной Любви. Потому что - либо этот страх, либо Любовь! И третьего не дано.
«Боящийся не совершенен в любви» (1 Ин. 4: 18).
Так что, если лично Вы желаете обрести этот страх Божий, либо он у Вас уже есть - то любить Бога Вы уже не способны.
Любовь из-за страха?
Любовь из-под палки для битья?
Нет, это уже "не любовь".

И ещё обратимся к известному православному Страннику из известных "Откровенных рассказов". Он пишет:
«…Я дос­тал из сум­ки Доб­ро­то­лю­бие, оты­скал 109 гла­ву пре­по­доб­но­го Иси­хия и про­чёл... что воз­дер­жа­ние от гре­хов, стра­ха ра­ди мук, не ус­пеш­но и не­плод­но, и не­воз­мож­но ду­ше ос­во­бо­дить­ся от мыс­лен­ных гре­хов ни­чем иным, кро­ме хра­не­ния ума и чис­то­ты серд­ца.
Итак, всё это при­об­ре­та­ет­ся внут­рен­нею мо­лит­вою, и не толь­ко стра­ха ра­ди ад­ских мук, но да­же и же­ла­ния ра­ди цар­ст­ва не­бес­но­го, ес­ли кто ста­нет со­вер­шать спа­си­тель­ные под­ви­ги, то и это свя­тые от­цы на­зы­ва­ют де­лом на­ём­ни­че­ским. Они го­во­рят, что бо­язнь му­ки - есть путь ра­ба, а же­ла­ние на­гра­ды в цар­ст­вии есть путь на­ём­ни­ка. А Бог хо­чет, чтоб мы шли к Не­му пу­тём сы­нов­ним, то есть, из люб­ви и усер­дия к Не­му ве­ли се­бя че­ст­но и на­сла­ж­да­лись бы спа­си­тель­ным со­еди­не­ни­ем с Ним в ду­ше и серд­це».

В самом деле, существует три этих пути: - (1) раба, (2) наёмника и (3) любящего Бога сына. И первые два пути давным-давно устарели и, собственно, противоречат раскрытию духовного сердца человека.

Впрочем, казалось бы, "за" духовный страх говорит нам история с Преображением Иисуса Христа...

-5

«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.
При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что
они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.
И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса» (Мр., 9: 2-8).

Да, здесь страх учеников самого Христа присутствует. Но как этот страх понимать?
Во-первых, давайте акцентируем это сравнение: - сознание Иисуса является абсолютно чистым духовным Светом, Светом Создателя - сущим Сиянием Бога-Отца (это совсем не Небесный Отец Ветхого Завета). В то время, как сознание апостолов (на данный период) представляет собой только тень и сумрак. Всякая же тень "боится" света по той простой причине, что когда в неё вносится свет, эта тень ис-че-за-ет...
Иными словами, те ученики, которые не были в непосредственной близости от Иисуса Светоносного на момент Его Преображения - пребывали даже в "благоговейном ужасе" потому, что находились ещё во тьме.

Во-вторых, Преображение Господне в лице определённых апостолов - было разовым и скоропостижным актом; духовный путь Христа ведёт его современных последователей к Фаворскому Свету постепенно и бережно, всё более предуготовляя их тень сознания к абсолютному Свету Любви. То есть явление Христова Света в действительности не производит никакого "божьего страха", а наделяет только радостью и любовью и только - я это пережил-испытал на самом себе!

-6

Да, страх Божий есть ничто иное, как оккультный пережиток прошлого, причём, препятствующий для современного человека всякому истинному Богопознанию.
Но тогда, возникает попутный вопрос: - если Бога бояться не надо, то тогда следует ли бояться Дьявола? И существует ли страх "дьявольский"?
Признаться, я сам поставил этот некорректный вопрос. А не корректный он потому, что когда Вы встречаете настоящего Дьявола (сильного демона) непосредственно, то "не бояться" Вы Его будете не в силах, не в состоянии...
Так, о своём собственном страхе и страхе "вражьем" вообще рассказывает один православный старец ХХ века:
«Бывало, наступает вечер, и дрожит тело моё и содрогаются кости, какой-то неопределённый страх и трепет всегда проникали всё моё существо. И помню, бывало, начну критически разбирать причину такой боязни. Ничего определённаго не видится, а ужас объемлет все мои душевныя чувства…
Но испытавши на себе сие мучительное состояние - вражеский страх - даю всем братиям своим, ради любви Христовой живущим в пустыне, опытный совет, а равно и всем Христианам. Никак и никогда, ни в каких обстоятельствах не бойтесь устрашения диавольской силы! Господь попускает видимо являться ей только сильным и великим в духовной жизни мужам, а слабым во веки не дозволит явиться бесу, потому что Господь Сам находится повсюду, на всяком месте и непосредственно видит наше состояние, в полноте его содержания, и, по мере нашей духовной силы, попущает врагу действовать на нас» (из эл. кн. схимонаха Илариона, «На горах Кавказа»).

А вот и ещё один рассказ из опыта одного искушённого православного монашествующего старца...
«В по­мыс­лах бес­печ­но­сти и бег­ст­ва от стар­ца тре­бу­ют­ся твёр­дое про­ти­во­стоя­ние и ог­ром­ное тер­пе­ние; по­след­нее не­об­хо­ди­мо и при лич­ных на­па­де­ни­ях.
- Лич­ные на­па­де­ния? — пе­ре­спро­сил я. - Что это? Что под­ра­зу­ме­ва­ет­ся под ни­ми?
- Здесь по­зволь­те мне не про­дол­жать. Ибо Вы, на­вер­ное, не пой­мё­те ме­ня. Это мо­жет по­ка­зать­ся стран­ным, ибо мы не зна­ем ас­ке­ти­че­ской жиз­ни.
- От­че, стрем­люсь нау­чить­ся. Очень про­шу Вас, име­нем Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста, нау­чи­те ме­ня...

-7

- Не ста­ну го­во­рить Вам мно­го­го, но лишь не­ко­то­рое. За кел­ли­ей раз­да­ют­ся го­ло­са, смех, силь­ный шум, слов­но со­брал­ся весь мир. Всё это для то­го, что­бы от­влечь вни­ма­ние от мо­лит­вы. Час­то сам диа­вол при­бли­жа­ет­ся к под­виж­ни­ку. В та­ких слу­ча­ях чув­ст­ву­ет­ся жут­кий страх. Ду­шу и те­ло ох­ва­ты­ва­ет ве­ли­кая скорбь, не срав­ни­мая со стра­хом при­сут­ст­вия раз­бой­ни­ков. Ибо весь ад при­бли­жа­ет­ся к мо­на­ху. Что­бы уст­ра­шить его, диа­вол при­ни­ма­ет вид раз­ных жи­вот­ных...
Час­то, ко­гда под­виж­ник си­дит на ска­ме­еч­ке и по­вто­ря­ет Ии­су­со­ву мо­лит­ву, он чув­ст­ву­ет две ру­ки, го­то­вые за­ду­шить его. Они креп­ко сжи­ма­ют его шею и не по­зво­ля­ют про­дол­жать мо­лит­ву...
Ко мне при­хо­ди­ли мо­на­хи из дру­гих мо­на­сты­рей и рас­ска­зы­ва­ли о груп­по­вых на­па­де­ни­ях, имев­ших цель за­пу­гать и уст­ра­шить. Осо­бен­но в то вре­мя, ко­гда мо­на­хи го­то­ви­лись к все­нощ­но­му бде­нию.
- Что зна­чит “груп­по­вые на­па­де­ния”?
- В эти ча­сы диа­вол на­па­да­ет на 2, 5, 10 мо­на­хов и го­тов их за­ду­шить или сде­лать что-ли­бо иное. Иной мо­нах бы­ва­ет столь силь­но уст­ра­шен, что вы­бе­га­ет из кел­лии и, на­пу­ган­ный и ох­ва­чен­ный тре­пе­том, на­хо­дит­ся под­ле кел­лии стар­ца, по­ка тот не про­снёт­ся..."

А вот что касается не прямого энергетического контакта с Дьяволом, то бояться Его не надо - просто надо очень хорошо знать его искусительные приёмы и прочие провокации...

"- Час­то диа­вол, яв­ля­ясь, - про­дол­жал ста­рец, - за­го­ва­ри­ва­ет с под­виж­ни­ком, при­зы­вая на­чать бе­се­до­вать с ним. Ино­гда осу­ж­да­ет его, ино­гда пре­воз­но­сит, ино­гда на­сме­ха­ет­ся, ино­гда вкривь ис­тол­ко­вы­ва­ет не­ко­то­рые со­бы­тия и то­му по­доб­ное. Не­опыт­ные в ду­хов­ном де­ла­нии всту­па­ют в бе­се­ду с диа­во­лом и от­ве­ча­ют на во­про­сы и ос­корб­ле­ния.

-8

Это яв­ля­ет­ся ошиб­кой, осо­бен­но же для но­во­на­чаль­ных, по­сколь­ку не­све­ду­щие в та­ких слу­ча­ях по­бе­ж­да­ют­ся, да­же ес­ли ка­жет­ся, что от их воз­ра­же­ний лу­ка­вый об­ра­ща­ет­ся в бег­ст­во. Ос­та­ют­ся не­ко­то­рое бес­по­кой­ст­во и страх. Позд­нее, вспо­ми­ная сце­ну и все ска­зан­ное, они ко­леб­лют­ся и при­хо­дят в за­ме­ша­тель­ст­во. От­цы со­ве­ту­ют тем, кто не име­ет дос­та­точ­но сил и ус­ло­вий, ни­че­го не от­ве­чать. Не про­яв­лять ин­те­рес и пре­неб­ре­гать. То же де­лать и в мыс­лен­ной бра­ни. Пре­неб­ре­гать по­мыс­ла­ми и на­стой­чи­во сто­ять в Ии­су­со­вой мо­лит­ве» (Из кн. архим. Иерофей, "Одна ночь в пустыне святой Горы").

Есть ещё один вид страха: - человек, будучи одной своей частью существом биологическим, естественно, очень сильно боится своего исчезновения - своей собственной смерти, если специально будет о ней задумываться. А этот страх из эмоционального способен взрасти до очень сильного, дикого и животного ужаса. Так вот: - этого страха избегать не следует; напротив, некоторые его в себе намеренно продуцируют. И тогда грубые инстинктивные вибрации этого страха очень хорошо трансформируются молитвой в высшие духовные переживания!
С другой стороны, когда человек полностью убеждается в том, что он есть не своё физическое тело, а чистое сознание, то страх смерти у него пропадает...
В несколько ином и сугубо христианском аспекте, связанным со всё той же биологической смертью, - в человеческом сознании может возникнуть особый ужас или страх оказаться в посмертии в Адском мученическом плену. Навечно-необратимо-навсегда!
Можно ли назвать этот ужас "страхом Божьим"?
Думаю, нет. Истинный Бог - есть Любовь - жестоким садистом не является.
Человек свою душу посылает в Ад сам. И, таким образом, здесь должен действовать и действует не боязнь Бога, а страх человека за свою нечистую душу и за то, чтобы не потерять свою вечную душу. Необратимо и навсегда! Вот каким является подлинный "духовный страх".

-9

Нет, Бога бояться не надо! Любовь никогда тебе не сделает зла.

Потому что Бог - вечная, неиссякаемая Благость, Защита, Добро, Благодать, Свобода и Абсолютное Счастье!

Прими это. Это океаническая Любовь!

-10

Все книги автора по эзотерике и психологии на текущий период: -

https://www.cibum.ru/author/44371177

https://www.cibum.ru/authorbook/44371177