"Побойся Бога!"
В самом деле, данная религиозная христианская установка - бояться, опасаться, страшиться Господа Бога, давным-давно вошла даже в народное сознание и укоренилась в народном фольклоре, в его присказке.
"Побойся Бога!"
Имеется и в православии такое понятие, как "страх Божий", на который указывали и многие святые.
"Страх Божий есть начало добродетели... Умудрись положить в основание путешествия твоего страх Божий, и в немногие дни окажешься при вратах Царствия..." (Св. Исаак Сирский)
"Мы нуждаемся в смиренномудрии и страхе Божием столько же, сколько в дыхании... Начало и конец духовного пути – страх Господень" (Прп. Пимен Великий).
И вот возьмём ещё определение Божьего страха на классически православном сайте "Азбука веры":
«Страх Бо́жий (греч. ὁ φόβος τοῦ Θεοῦ) – благоговейное отношение к Богу, проявляемое в осознании и ощущении Божественного присутствия, боязни оскорбить Бога греховным помыслом или поступком, формируемое и поддерживаемое в человеке при содействии благодати Божией. Такой страх является добродетелью, душеспасительным страхом.
Страх Божий основан на желании не потерять связь с Богом и выражается в духовной бдительности, внимании к своим мыслям и поступкам. Страх Божий избавляет от гнева Божьего».
Да, конечно же, Божий страх отличается от обычного человеческого страха; здесь подразумевается некий "духовный страх". И всё равно - в этом определении имеется сразу несколько ошибок...
Во-первых, благоговение - тонкое ощущение - это ещё не страх.
Во-вторых, "боязнь оскорбить Бога... при содействии Благодати" - это и вовсе нелепость. Поскольку там, где и в ком имеет место Божья Благодать, там ЛЮБОЙ страх отсутствует, потому что действует, наличествует ТОЛЬКО неописуемые радость-счастье-блаженство!
В третьих, бдительность, внимание, самосознание и страх - это разные вещи. И хотя бдительность может сопровождаться "осторожностью", от которой до некоей боязни всего только один шаг - осторожность это не страх.
И наконец, в четвёртых, что касается Гнева Божьего, то это вообще очень серьёзное заблуждение всего христианства, идущее от Ветхого Завета; христианства, проникнутого идеями и состояниями косного сознания Ветхого Завета и его древнееврейского гневливого божества Яхве, Иегова и пр. - бога-человекоубийцы и детоубийцы. Так как истинный Бог есть Любовь, Которая быть в ярости и гневаться на что-то и на кого-то не способна, потому что - Любовь!
Любой гнев - не от Бога. Не существует "божественного гнева"...
"И изолью ярость Мою на... и истреблю многолюдие в...
И пошлю огонь на...
Так произведу Я суд... и узнают, что Я Господь" (Иез., 30: 8,11-16,19).
Нет, это - а подобного в Ветхом Завете очень много - не от Бога!
А что? Бога можно или даже нужно не бояться совсем? (Естественно, при условии, если человек верит в существование Бога).
И "что" и "как" тогда с человеком будет?
Вот на эти вопросы я как раз и отвечу...
В самом деле, прошли многие столетия и в данном контексте прошла более целой тысячи лет и, казалось бы, людям последних христианских веков давно бы пора понять-осознать, "что" такое на самом деле Божественная Любовь, Которую пугаться невозможно и бояться просто глупо...
Но всё равно - люди цепляются за какой-то страх, в то время как любой и всякий страх исходит не от Бога, а от Дьявола. И более определённо этот страх поступает к нам - от ветхозаветного языческого божества, все функции Дьявола исполняющего "тогда", "сейчас" и "до сих пор".
И это при всём том, что революцию в сознании человечества давно, более 2-е тысячи лет назад, осуществил Иисус Христос; вместо какого-то Гнева Божьего и бога, образующего тьму... "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это" (Исаи, 45: 7).
Да, вместо тьмы и светотени, Иисус утвердил ТОЛЬКО свет и Абсолют Любви:
«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8: 12).
«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1: 5).
Что же касается боязни часа смертного, то уже совершенно другое...
Да. Это очень странно стремиться к этому Божьему страху, обретать этот страх и жить им, ведь... Ведь страх противоположен духовной Любви. Потому что - либо этот страх, либо Любовь! И третьего не дано.
«Боящийся не совершенен в любви» (1 Ин. 4: 18).
Так что, если лично Вы желаете обрести этот страх Божий, либо он у Вас уже есть - то любить Бога Вы уже не способны.
Любовь из-за страха?
Любовь из-под палки для битья?
Нет, это уже "не любовь".
И ещё обратимся к известному православному Страннику из известных "Откровенных рассказов". Он пишет:
«…Я достал из сумки Добротолюбие, отыскал 109 главу преподобного Исихия и прочёл... что воздержание от грехов, страха ради мук, не успешно и неплодно, и невозможно душе освободиться от мысленных грехов ничем иным, кроме хранения ума и чистоты сердца.
Итак, всё это приобретается внутреннею молитвою, и не только страха ради адских мук, но даже и желания ради царства небесного, если кто станет совершать спасительные подвиги, то и это святые отцы называют делом наёмническим. Они говорят, что боязнь муки - есть путь раба, а желание награды в царствии есть путь наёмника. А Бог хочет, чтоб мы шли к Нему путём сыновним, то есть, из любви и усердия к Нему вели себя честно и наслаждались бы спасительным соединением с Ним в душе и сердце».
В самом деле, существует три этих пути: - (1) раба, (2) наёмника и (3) любящего Бога сына. И первые два пути давным-давно устарели и, собственно, противоречат раскрытию духовного сердца человека.
Впрочем, казалось бы, "за" духовный страх говорит нам история с Преображением Иисуса Христа...
«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.
При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.
И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса» (Мр., 9: 2-8).
Да, здесь страх учеников самого Христа присутствует. Но как этот страх понимать?
Во-первых, давайте акцентируем это сравнение: - сознание Иисуса является абсолютно чистым духовным Светом, Светом Создателя - сущим Сиянием Бога-Отца (это совсем не Небесный Отец Ветхого Завета). В то время, как сознание апостолов (на данный период) представляет собой только тень и сумрак. Всякая же тень "боится" света по той простой причине, что когда в неё вносится свет, эта тень ис-че-за-ет...
Иными словами, те ученики, которые не были в непосредственной близости от Иисуса Светоносного на момент Его Преображения - пребывали даже в "благоговейном ужасе" потому, что находились ещё во тьме.
Во-вторых, Преображение Господне в лице определённых апостолов - было разовым и скоропостижным актом; духовный путь Христа ведёт его современных последователей к Фаворскому Свету постепенно и бережно, всё более предуготовляя их тень сознания к абсолютному Свету Любви. То есть явление Христова Света в действительности не производит никакого "божьего страха", а наделяет только радостью и любовью и только - я это пережил-испытал на самом себе!
Да, страх Божий есть ничто иное, как оккультный пережиток прошлого, причём, препятствующий для современного человека всякому истинному Богопознанию.
Но тогда, возникает попутный вопрос: - если Бога бояться не надо, то тогда следует ли бояться Дьявола? И существует ли страх "дьявольский"?
Признаться, я сам поставил этот некорректный вопрос. А не корректный он потому, что когда Вы встречаете настоящего Дьявола (сильного демона) непосредственно, то "не бояться" Вы Его будете не в силах, не в состоянии...
Так, о своём собственном страхе и страхе "вражьем" вообще рассказывает один православный старец ХХ века:
«Бывало, наступает вечер, и дрожит тело моё и содрогаются кости, какой-то неопределённый страх и трепет всегда проникали всё моё существо. И помню, бывало, начну критически разбирать причину такой боязни. Ничего определённаго не видится, а ужас объемлет все мои душевныя чувства…
Но испытавши на себе сие мучительное состояние - вражеский страх - даю всем братиям своим, ради любви Христовой живущим в пустыне, опытный совет, а равно и всем Христианам. Никак и никогда, ни в каких обстоятельствах не бойтесь устрашения диавольской силы! Господь попускает видимо являться ей только сильным и великим в духовной жизни мужам, а слабым во веки не дозволит явиться бесу, потому что Господь Сам находится повсюду, на всяком месте и непосредственно видит наше состояние, в полноте его содержания, и, по мере нашей духовной силы, попущает врагу действовать на нас» (из эл. кн. схимонаха Илариона, «На горах Кавказа»).
А вот и ещё один рассказ из опыта одного искушённого православного монашествующего старца...
«В помыслах беспечности и бегства от старца требуются твёрдое противостояние и огромное терпение; последнее необходимо и при личных нападениях.
- Личные нападения? — переспросил я. - Что это? Что подразумевается под ними?
- Здесь позвольте мне не продолжать. Ибо Вы, наверное, не поймёте меня. Это может показаться странным, ибо мы не знаем аскетической жизни.
- Отче, стремлюсь научиться. Очень прошу Вас, именем Господа Иисуса Христа, научите меня...
- Не стану говорить Вам многого, но лишь некоторое. За келлией раздаются голоса, смех, сильный шум, словно собрался весь мир. Всё это для того, чтобы отвлечь внимание от молитвы. Часто сам диавол приближается к подвижнику. В таких случаях чувствуется жуткий страх. Душу и тело охватывает великая скорбь, не сравнимая со страхом присутствия разбойников. Ибо весь ад приближается к монаху. Чтобы устрашить его, диавол принимает вид разных животных...
Часто, когда подвижник сидит на скамеечке и повторяет Иисусову молитву, он чувствует две руки, готовые задушить его. Они крепко сжимают его шею и не позволяют продолжать молитву...
Ко мне приходили монахи из других монастырей и рассказывали о групповых нападениях, имевших цель запугать и устрашить. Особенно в то время, когда монахи готовились к всенощному бдению.
- Что значит “групповые нападения”?
- В эти часы диавол нападает на 2, 5, 10 монахов и готов их задушить или сделать что-либо иное. Иной монах бывает столь сильно устрашен, что выбегает из келлии и, напуганный и охваченный трепетом, находится подле келлии старца, пока тот не проснётся..."
А вот что касается не прямого энергетического контакта с Дьяволом, то бояться Его не надо - просто надо очень хорошо знать его искусительные приёмы и прочие провокации...
"- Часто диавол, являясь, - продолжал старец, - заговаривает с подвижником, призывая начать беседовать с ним. Иногда осуждает его, иногда превозносит, иногда насмехается, иногда вкривь истолковывает некоторые события и тому подобное. Неопытные в духовном делании вступают в беседу с диаволом и отвечают на вопросы и оскорбления.
Это является ошибкой, особенно же для новоначальных, поскольку несведущие в таких случаях побеждаются, даже если кажется, что от их возражений лукавый обращается в бегство. Остаются некоторое беспокойство и страх. Позднее, вспоминая сцену и все сказанное, они колеблются и приходят в замешательство. Отцы советуют тем, кто не имеет достаточно сил и условий, ничего не отвечать. Не проявлять интерес и пренебрегать. То же делать и в мысленной брани. Пренебрегать помыслами и настойчиво стоять в Иисусовой молитве» (Из кн. архим. Иерофей, "Одна ночь в пустыне святой Горы").
Есть ещё один вид страха: - человек, будучи одной своей частью существом биологическим, естественно, очень сильно боится своего исчезновения - своей собственной смерти, если специально будет о ней задумываться. А этот страх из эмоционального способен взрасти до очень сильного, дикого и животного ужаса. Так вот: - этого страха избегать не следует; напротив, некоторые его в себе намеренно продуцируют. И тогда грубые инстинктивные вибрации этого страха очень хорошо трансформируются молитвой в высшие духовные переживания!
С другой стороны, когда человек полностью убеждается в том, что он есть не своё физическое тело, а чистое сознание, то страх смерти у него пропадает...
В несколько ином и сугубо христианском аспекте, связанным со всё той же биологической смертью, - в человеческом сознании может возникнуть особый ужас или страх оказаться в посмертии в Адском мученическом плену. Навечно-необратимо-навсегда!
Можно ли назвать этот ужас "страхом Божьим"?
Думаю, нет. Истинный Бог - есть Любовь - жестоким садистом не является.
Человек свою душу посылает в Ад сам. И, таким образом, здесь должен действовать и действует не боязнь Бога, а страх человека за свою нечистую душу и за то, чтобы не потерять свою вечную душу. Необратимо и навсегда! Вот каким является подлинный "духовный страх".
Нет, Бога бояться не надо! Любовь никогда тебе не сделает зла.
Потому что Бог - вечная, неиссякаемая Благость, Защита, Добро, Благодать, Свобода и Абсолютное Счастье!
Прими это. Это океаническая Любовь!
Все книги автора по эзотерике и психологии на текущий период: -
https://www.cibum.ru/author/44371177
https://www.cibum.ru/authorbook/44371177