В отличие от наземных командных пунктов, которые можно было уничтожить относительно быстро, командные пункты на борту воздушных судов были гораздо сложнее уничтожить из-за их мобильности. В связи с этим возникла необходимость в создании воздушного командного пункта путём адаптации уже выпускаемых серийно самолётов и вертолётов. Это решение позволило значительно сэкономить время и ресурсы на их разработку.
Для самолёта была необходима дальность полёта от 4000 до 5000 километров. Также самолёт должен был быть способен работать с аэропортов, имеющих относительно короткие взлётно-посадочные полосы. Кроме того, важными требованиями были высокая эксплуатационная надёжность, низкие эксплуатационные расходы и просторные внутренние помещения.
В результате были рассмотрены только три типа самолётов:
- четырёхмоторный турбовинтовой транспортный самолёт Ил-18,
- четырёхмоторный турбовинтовой транспортный самолёт Ан-10,
- четырёхмоторный турбовинтовой транспортный самолёт Ан-12.
Победил Ил-18 который имел большую дальность полета и к тому времени уже пошел в серию.
В 1973 году на вооружение Советской Армии поступили самолёты ВКП (воздушный коммандный пункт) «Бизон». Это общепринятое название, в ВВС они обозначались как самолёты управления и ретрансляции (СУРТ).
Их задачей было обеспечивать боевое управление войсками на обширных театрах военных действий с плохо развитой сетью связи. Также они использовались в качестве вспомогательного командного пункта в случае выхода из строя одного из наземных пунктов управления. Для этого на борту был установлен бортовой узел связи (БУС).
В состав экипажа ВКП входили лётчики, группа связи (специалисты, обслуживающие БУС) и оперативная группа. Всего было построено 11 самолётов Ил-22 «Бизон».
Характерной чертой всех Ил-22 был веретенообразный радиопрозрачный обтекатель на вершине киля и множество антенн на нижней и верхней частях фюзеляжа. У «Бизона» же был длинный радиопрозрачный обтекатель под фюзеляжем.
С конца 1990-х годов часть парка Ил-22М была модернизирована до Ил-22М11-СУРТ "Сокол". Ил-22М11-СУРТ «Сокол» представляет собой усовершенствованную модификацию самолета типа Ил-22М «Зебра» с установкой комплекса ретрансляции типа «Сокол» (комплекс защищенной секретной связи “Сокол-СРТ”). В этой модели отсутствует крышка брюшной антенны. В нем находится пара тандемно расположенных небольших , за которыми следуют триады удлиненных, расположенных рядом пластинчатых антенн.
Раньше эти воздушные суда находились в распоряжении командующих военными округами, группами войск или главнокомандующих родами войск. Например, ими могли пользоваться командующий Воздушно-десантными войсками или главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения.
Ил-22 применялся в ходе афганской войны, а также в боевых действиях в Чечне. Помимо выполнения своих основных функций, надёжные Ил-22 часто использовались в качестве удобных транспортных средств.
В настоящее время Ил-22М11 не будут закреплены за конкретными генералами, а будут предоставляться для выполнения боевых задач.
В 2018 году началась модернизация пяти воздушных командных пунктов на базе Ил-22М11. Эти воздушные суда должны были быть оборудованы системой ретрансляции, которая интегрировалась с наземными и воздушными автоматизированными системами управления (АСУ). Работы по установке системы планировалось завершить до 2021 года. Стоимость проекта составляла более 1,6 миллиарда рублей.
Благодаря модернизации ВКП Ил-22М-11, появилась возможность для быстрого и безопасного обмена информацией в режиме реального времени. Это позволяет эффективно управлять разнородными группировками войск в различных условиях.
Бортовое оборудование самолёта может взаимодействовать с наземными системами управления войсками, такими как «Метроном», «Заря» и «Созвездие-25».
Ориентировочная стоимость такого самолета составляет около 100 миллиона долларов. Впервые платформа ВКП и РТ поднялась в воздух в 1968 году, с тех пор модернизация в основном касалась только оборудования и внутреннего помещения, планер почти не трогали.