124 года назад, 5 октября 1900 года, родилась легендарная «Анка-пулеметчица» - актриса Варвара Мясникова (1900-1978)
Культовый фильм «Чапаев» «братьев Васильевых»… Многими поколениями «засмотренный до дыр», разобранный на цитаты. Сколько великолепных артистов 1950-60-70-х выбрали профессию, вдохновленные этой гениальной для своего времени лентой. Чапай, Петька и Анка-пулеметчица стали героями бесчисленного количества анекдотов, а Борис Бабочкин (Чапай), Борис Блинов (Фурманов), Леонид Кмит (Петька) и Варвара Мясникова (Анка) – «проснулись» настоящими «звездами», народным достоянием страны.
Но если Чапаева и Петьку изначально должны были играть другие актеры (например, Бабочкин был приглашен «на Петьку»), то роль Анки была безальтернативной. Сергей Васильев сразу отдал ее Варваре Мясниковой, от которой незадолго до начала съемок настолько потерял голову, что предложил руку и сердце.
УЧЕНИЦА ЛУНАЧАРСКОГО, ГУМИЛЕВА И МЕЙЕРХОЛЬДА
Будущая актриса появилась на свет 22 сентября (5 октября по новому стилю) 1900 года в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Отец - Сергей Мясников, работал в страховом агентстве. Мать - Анастасия Константиновна, после рождения дочери полностью посвятила себя воспитанию детей (у Варвары был старший брат – Алексей).
Актерством девочка «заболела» еще в детстве. «Виноваты» в этом питерские театры, куда Варвара попала еще подростком. Увидела неземную красоту - бархат, люстры, оркестр, героев в сказочных нарядах, почувствовала магию сцены… И пропала.
Во время учебы в женской гимназии Варя участвовала во всех творческих кружках – преподаватели хвалили ее за раскрепощенность, способность перевоплощаться на сцене и проникновенное чтение стихов. К тому же гимназистка Мясникова была хорошенькой внешне, бойкой и всегда знала, чего хочет.
А больше всего на свете она хотела стать актрисой. Поэтому после окончания в 1918 году гимназии поступила в только что открытый революционной властью Институт живого слова. Любопытно, что в этом учебном заведении, основанном известным актером Александринского театра, театроведом Всеволодом Всеволодским-Гернгроссом, в то время работали первый нарком просвещения Анатолий Луначарский, поэт Николай Гумилев, знаменитый юрист и судебный оратор Анатолий Кони, режиссер-новатор Всеволод Мейерхольд и другие выдающиеся личности. Институт готовил «мастеров живого слова», в том числе «педагогов школы, поэтов, писателей, сказителей, певцов и актеров».
После его окончания Варвара преподавала художественное чтение в школе рабочей молодежи. Но быстро поняла – не может без сцены. Свою актерскую карьеру начала по актерским меркам довольно поздно – в 22 года, но зато она быстро набрала обороты. В 1922-1927 годах Мясникова – актриса сначала Экспериментального театра, затем Большого драматического театра им. М. Горького.
Именно там ее увидел молодой режиссер, будущий мэтр советского кинематографа Фридрих Эрмлер и пригласил на небольшую роль активистки в свой фильм «Парижский сапожник» (1927 год).
Уже через год Варвара Мясникова сыграла свою первую главную роль – в драме Владимира Фейнберга «Инженер Елагин» (1928). Остались воспоминания, что в этой ленте бывшего летчика, кавалера трех георгиевских крестов за Первую мировую Владимира Борисовича Фейнберга актриса блистала, но, к сожалению, в этом нельзя убедиться - пленка не сохранилась.
Так в 27 лет Варвара Мясникова попала в мир кино, и сразу пришлась ко двору. У нее было все, что требовалось для «великого немого» - привлекательная внешность, актерская органичность, характерность, выразительные глаза, богатая мимика... И как показала жизнь, не только для «великого немого». В течение трех лет актриса снялась еще в 6 картинах - «Знойный принц» (1928), «Каан-Кэрэдэ» (1929), «Обломок империи» (1929), «Человек с портфелем» (1929), «Лягавый» (1930) и «Наши девушки» (1930).
АНКУ ПРИДУМАЛ СТАЛИН
В 1930 году произошла ее судьбоносная встреча с «братьями Васильевыми». Однофамильцы, друзья Сергей и Георгий Васильевы, решившие объединиться в режиссерский тандем, сняли Варвару Сергеевну сначала в своей дебютной картине «Спящая красавица» (роль - революционерка Вера), а еще два года спустя – в своей второй ленте «Личное дело» (Анна Штукова, 1932).
Незадолго до «Личного дела» Сергей Васильев пережил личную трагедию. Летом 1931 года военный катер с актерами питерского театра «Комедия», плывшими на гастроли в Кронштадт (в их числе был, например, будущий обладатель 5 Сталинских премий «Иван Грозный» Николай Черкасов), на большой скорости столкнулся с океанским пассажирским пароходом. Из смытых гигантской волной пассажиров не удалось спасти только 29-летнюю актрису Наталью Васильеву - жену режиссера.
…Летом 1932 года «братья» получили ответственное задание партии и правительства - снять звуковой фильм о герое гражданской войны Василии Чапаеве. Однако сценарий, написанный Анной Фурмановой (вдовой военного комиссара чапаевской дивизии, писателя Д. Фурманова), им не понравился. Сергей Васильев знал о гражданской войне не понаслышке – сам в те смутные годы командовал эскадроном. Режиссеры проделали титаническую работу – изучили тысячи архивных документов, лично опросили сотни бойцов и командиров чапаевской дивизии. В результате написали три варианта сценария будущего фильма. И ни в одном из них Анки-пулеметчицы не было.
По легенде, идея ввести в картину женский образ – пламенного бойца Красной Армии и добавить «романтическую линию» принадлежала Сталину. Якобы вождь об этом высказался на просмотре отснятого материала. Режиссеры ухватились за эту идею, придумали и вплели в сюжет яркую и смелую героиню - командира пулеметного расчета по имени Анка, в честь Анны Никитичны Фурмановой.
Вопрос, кто будет играть эту роль, был решен сразу – оба видели в ней только Варвару Мясникову. И она справилась со своей задачей прекрасно.
Любопытно, что снимая «романтическую линию» отношений Анки с ординарцем Чапаева Петькой, Сергей Васильев сам по уши влюбился в актрису. Их роман развивался стремительно – к моменту выхода фильма они уже были мужем и женой.
Так что можно сказать, этот семейный союз образовался в каком-то смысле с подачи Иосифа Виссарионовича.
ВСЕСОЮЗНАЯ СЛАВА И «КЛЕЙМО» ЧАПАЕВА
Фильм «Чапаев» произвел фурор на Первом Московском международном кинофестивале в 1935 году и тогда же начал свое триумфальное шествие по планете – был признан «лучшей картиной на иностранном языке» в США, взял Гран-при Парижской Всемирной выставки и еще множество призов. Недаром «Чапаев» включен в 100 лучших фильмов мира. Кстати, его своим любимым фильмом называли Иосиф Виссарионович Сталин и Владимир Владимирович Путин.
И конечно, эта лента стала «звездным часом» для ее создателей и актеров, сыгравших главные роли. «Братья Васильевы» и Борис Бабочкин получили Сталинскую премию 1-й степени, Блинов, Кмит и Мясникова - звания заслуженных артистов РСФСР.
Все шестеро получили такую оглушительную славу, которой до них в СССР не удостаивался никто. Сегодня масштабы этой популярности и народной любви трудно даже представить. Большой русский актер Борис Бабочкин потом сыграл еще десятки мощных ролей, но так и не избавился от «клейма» Чапаева. «Вечным Петькой» остался в памяти зрителей талантливый Леонид Кмит, а Варвара Мясникова – навсегда осталась «Анкой-пулеметчицей».
«В детстве я была свидетельницей этой всенародной славы Сергея Васильева и Варвары Мясниковой, - рассказывала автору этих строк народная артистка России Татьяна Пилецкая. – До войны мы жили в одном доме №9 по Таврической улице. Сергей Дмитриевич и Варвара Сергеевна жили этажом выше. Причем, до них эту верхнюю квартиру занимал Сергей Эйзенштейн. Наше угловое окно выходило во двор, и я помню, как я вставала у окошечка и наблюдала, как из большой парадной выходят Сергей Дмитриевич Васильев вместе с Варварой Сергеевной. Я часто видела, какой ажиотаж сопровождает их выход на улицу. Казалось, весь город сбегался к нашему дому – «поглазеть на живую Анку».
Еще я хорошо запомнила другое: у их дочери была няня Наталья Ильинична. А у нас квартира деленная, ванны не было. И Наталья Ильинична, которая приятельствовала с моей мамой, спускалась к нам: «Мои уехали на съемки. Идите мыться!» И мы с мамой мылись в ванной Васильевых».
Варвара Мясникова снялась у «братьев Васильевых» еще дважды – в историко-революционных лентах «Волочаевские дни» (1937) и «Оборона Царицына» (1942).
«Оборону Царицына» снимали в Алма-Ате, куда «Ленфильм» эвакуировали в первые дни Великой Отечественной. Фильм собрал целое созвездие прекрасных актеров. Кроме Мясниковой (Катя Давыдова – главная роль), в нем снимались Николай Боголюбов, Михаил Жаров, Павел Кадочников, тот же Борис Бабочкин… И вновь успех – еще одна Сталинская премия 1-й степени. Правда, одновременно актриса получила печальную новость: в блокадном Ленинграде погибли ее мама и брат Алексей, работавший художником в Эрмитаже.
«САМАЯ ОБВОРОЖИТЕЛЬНАЯ ФЕЯ»
После войны тандем «братьев Васильевых» распался – Георгий в 1946 году умер. Сергея Дмитриевича назначили худруком «Ленфильма». Вскоре распалась и семья: Васильев встретил новую музу - влюбился в 29-летнюю актрису Галину Водяницкую (прославившуюся ролью Зои Космодемьянской в фильме 1944 года «Зоя»).
На «Ленфильме» ходили слухи, что расстались супруги «не очень хорошо», дескать, Варвара Сергеевна хорошенько – «по-чапаевски» - приложила мужа за измену, а в ответ худрук поклялся, что ее нога больше не ступит на киностудию. Все это очень похоже на правду. Потому что сразу после развода Мясникова вместе с дочерью переехала в Москву, где была принята в штат Театра-студии киноактера.
И все-таки перед отъездом актриса снялась еще в одном эпохальном фильме, который по большому счету поставил красивую финальную точку в ее карьере. Она сыграла Фею – крестную Золушки в одноименном фильме-сказке (1947) режиссеров Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро по гениальному сценарию Евгения Шварца. Сыграла роскошно и выглядела восхитительно, особенно на фоне злой Мачехи (Фаина Раневская) и двух ее противных дочерей (Елена Юнгер и Тамара Сезеневская). Сразу удостоилась негласного титула «самая обворожительная Фея советского кино». И никому из зрителей в голову не пришло, что на экране «та самая знаменитая Анка-пулеметчица».
Татьяна Пилецкая, сыгравшая в «Золушке» одну из девушек, танцующих на балу в королевском дворце, вспоминала:
«Мне сшили очень красивое платье из голубой парчи, гримировали вместе с исполнителями главных ролей. Господи, боже мой! Мне было 18 лет – как я была счастлива! Снимали в павильонах «Ленфильма». Я ходила, смотрела на Раневскую, на Гарина, на Консовского, на Мясникову... Это все было для меня так ново, так волнующе. Когда Раневская садилась рядом, я дрожала. Янине Жеймо перед каждым крупным планом делали свеженький грим, потому что она была уже не девочкой. Все-таки – 37 лет, а как юную Золушку сыграла! А Варвара Сергеевна Мясникова… От нее глаз было невозможно оторвать. Казалось, она не играет Фею, а и в жизни настоящая волшебница».
…В Театре-студии киноактера Варвара Сергеевна проработала 10 лет. Параллельно была секретарем партийной организации «Мосфильма», гастролировала по стране с концертными программами, в которых читала стихи, рассказывала самое интересное о своей карьере, о съемках и общении с популярными коллегами. «На Анку-пулеметчицу» зрители шли очень охотно.
Вырастила свою единственную дочь Варвару, которая стала химиком. В конце 1950-х сыграла небольшие роли в четырех картинах, самой заметной из которых стала роль матери Гринева в экранизации пушкинской «Капитанской дочки» (1958). А затем тихо ушла на пенсию, посвятив себя воспитанию внуков.
Легендарная «Анка» - актриса Варвара Сергеевна Мясникова - скончалась 25 апреля 1978 года в Москве на 78 году жизни. Согласно завещанию ее похоронили в родном Ленинграде на Серафимовском кладбище рядом с мамой и братом.
А фильмы, где она когда-то блистала, - живут.