Найти тему

Святой Розарий. Оружие духовных и земных сражений

Оглавление

Non virtus, non arma, non duces, sed Maria Rosarii...

7 октября Святая Церковь отмечает праздник Пресвятой Девы Марии Царицы Розария, укоренившийся в католической традиции. Многие считают Розарий инструментом исключительно духовного созерцания, однако история показывает, что он также был мощным оружием в совершенно реальных конфликтах. Розарий снова и снова объединял верующих в битвах — как духовных, так и земных. Для мужчин и женщин, ищущих силы перед лицом невзгод, осознание богатой истории и действенности Розария - это приглашение смело и без промедлений прибегать к его помощи.

Истоки Розария: Святой Доминик и крестовый поход против альбигойцев

История Розария в том виде, в каком мы его знаем, начинается в начале XIII века. Согласно католической традиции, сама Дева Мария явилась святому Доминику в 1208 году и вручила ему чётки как средство борьбы с ересью, в частности с альбигойской ересью, которая свирепствовала на юге Франции. Альбигойцы распространяли дуалистический взгляд на мир, противный Евангелию, и угрожали разрушить устои христианского общества.

Святой Доминик принял эту молитву, горячо ей молился и призывал других делать то же самое. Именно благодаря этой преданности, в сочетании с военными усилиями, ересь была в конечном счёте искоренена. Розарий показал себя не только как инструмент личного духовного возрастания, но и как средство сплочения верующих для борьбы с силами, стремящимися разрушить Церковь.

По мере распространения этой молитвы, верующие стали всё лучше понимать, что Розарий обладает силой влиять на события. Как сказано в Катехизисе Католической Церкви, “Дева Мария представляет Собою для Церкви образец веры и любви. Тем самым Она есть «самый славный и самый уникальный член Церкви». Она даже является «образцовым осуществлением», прообразом Церкви” (Катехизис Католической Церкви, 967). Поэтому Мария с поспешностью идёт на помощь всякий раз, когда Церкви - как целому так и её отдельным членам - угрожает опасность.

Папа Лев XIII писал: “Это почитание - столь великое и столь настойчивое - царственной Владычицы Небес, никогда не сияло с таким блеском, как в те периоды, когда сражающаяся Церковь Божия подвергалась опасности со стороны распространявшейся повсюду ереси, или со стороны ужасающего морального разложения, или из-за нападения могущественных врагов” (Supremi Apostolatus Officio, 3).

Битва при Лепанто: Роль Розария

Возможно, самым известным историческим примером ощутимой силы этой молитвы является битва при Лепанто 7 октября 1571 года. Это морское сражение стало поворотным моментом в европейской истории, когда флот Священной Лиги - католических государств, объединившихся ради противостояния турецкой агрессии - уступавший в численности и в вооружении, разгромил форт Османской Империи, предотвратив попытку захвата Рима и остановив дальнейшее распространение исламского правления, под которым в то время находилась вся Юго-Восточная Европа вплоть до самой Австрии.

Накануне сражения Папа Римский святой Пий V, осознавая серьёзность ситуации, призвал христиан всей Европы читать Розарий и молить о победе. Огромное воинство верующих, включая тех, кто не мог непосредственно сражаться на поле боя начало молитву. 7 октября чудесным образом, несмотря на все трудности, христианские войска одержали победу. Хуан Австрийский, главнокомандующий христианских армий, сказал об этой битве: “Не сила, не оружие и не командующие, но Мария Розария привела нас к победе” (Non virtus, non arma, non duces, sed Maria Rosarii victores nos fecit).

Папа Пий V объявил этот день праздником Девы Марии Победительницы, а после, Папа Григорий XIII дал ему нынешнее название. Святой Папа Лев XIII позже писал об этих событиях так: “Действенность и сила этой молитвы чудесным образом явила себя в шестнадцатом веке, когда огромные силы турок грозили наложить иго суеверий и варварства почти на всю Европу” (Supremi Apostolatus Officio, 4).

Этот исторический момент подчёркивает невероятную силу Розария не только в духовных вопросах, но и в земных, геополитических конфликтах. Сегодня, как и в 1571 году, к Розарию можно обращаться во времена тяжёлой борьбы. Повторение молитв - это не признак собственной слабости и не признание бессилия, но свидетельство непоколебимой веры перед лицом опасности. Как учит святой Павел в 1-м Послании к Фессалоникийцам 5:17: “Непрестанно молитесь”. Это повеление находит отклик в повторяющихся молитвах Розария, которое поддерживает верующих в постоянном единении с Богом и Его замыслом.

Папа Григорий XIII писал: “Розарий был учреждён святым Домиником, чтобы умилостивить гнев Божий и просить заступничества Пресвятой Девы Марии” (Цит. по Supremi Apostolatus Officio, 7).

Розарий и Ковчег Завета: Символ Божественной силы

Повторяющиеся молитвы Розария можно сравнить с важным библейским событием: процессией с Ковчегом Завета вокруг стен Иерихона. В Ветхом Завете израильтяне семь раз обошли Иерихон, неся Ковчег, зримый символ Божьего присутствия среди них. На седьмой день стены Иерихона пали, но не благодаря военной силе, а благодаря божественному вмешательству.

В католическом богословии Мария часто рассматривается как Новый Ковчег Завета. Если первоначальный Ковчег содержал лишь знаки присутствия Бога - манну, скрижали и посох Аарона, то Мария носила Самого Христа — воплощённое Слово — в своём чреве. Отцы Церкви видели глубокую связь между Марией и Ковчегом, о чём говорится в Катехизисе: “Мария, Которая становится обителью Самого Господа, — это Сама Дочь Сиона, Сам ковчег завета, то место, где обитает слава Божия; Она есть «скиния Бога среди людей»” (Катехизис Католической Церкви, 2676).

Когда мы молимся Розарием, мы фактически совершаем подобную процессию, обходя стены наших трудностей присутствием Христа через Его Матерь. Точно так же, как израильтяне полагались на Ковчег в своей победе, мы можем положиться на Марию, Новый Ковчег, чтобы добиться победы в нашей борьбе.

Как пали стены Иерихона, так и кажущиеся непреодолимыми препятствия на протяжении всей истории рушатся перед силой Святого Розария. Святой Папа Иоанн Павел II однажды сказал: “Это моя любимая молитва. Дивная молитва! Удивительная в своей простоте и глубине“. Приверженность этой простой и глубокой молитве на протяжении веков служит надежной опорой для верующих.

Поля сегодняшних сражений

Многие из нас сегодня встречаются с битвами, хотя и иными, но, зачастую не менее реальными и трудными. Будь то борьба за то, чтобы вести добродетельный образ жизни, защищать свою семью и свой дом или отстаивать христианские ценности во всё более враждебном обществе, Розарий остаётся первым оружием.

Праздник Пресвятой Девы Марии Царицы Розария напоминает нам о том, что ни одна битва не бывает слишком тяжелой, когда мы обращаемся за помощью к Богородице. Берясь за чётки, мы присоединяемся не только к святому Доминику и героям Лепанто, но и к бесчисленному множеству людей, которые сражались до нас, зная, что победа приходит свыше. “Ведь эта битва — битва Господа” (1 Царств 17:47).

Пресвятая Царица Розария, молись о нас!