Часто в мире искусства случается путаница с картинами, которые похожи по сюжету, названию и даже художники могут носить похожие фамилии! Такая же ситуация постоянно развивается вокруг картин «Завтрак на траве» Эдуарда Мане и Клода Моне. Что не удивительно, ведь даже самих художников путают между собой: оба французы, жили в одно время, родились в одном и том же городе и писали полотна в одинаковом жанре – импрессионизм.
Интересно то, что Мане и Моне познакомились на выставке и сразу же поссорились. Эдуард Мане желал получить признание и славу и отправил одну из своих картин «Олимпия» на главную французскую выставку. Восхищение и одобрение Мане и правда добился, но вся похвала была связана с пейзажем, который он не рисовал! По стечению обстоятельств рядом с картиной Мане висели два пейзажа неизвестного Клода Моне. Эдуард Мане считал его выскочкой и вором его славы из-за похожей фамилии! Однако вскоре художники стали близкими друзьями.
Картина «Завтрак на траве» была написана в 1863 году Эдуардом Мане и в своё время взбудоражила общественное сознание. Скандал разразился из-за изображения двух одетых мужчин и полностью обнажённых женщин, которые точно не вписываются в рамки XIX века! Это полотно даже не пропустило жюри к ежегодной выставке Парижского салона, поэтому картина выставлялась среди других 3000 недопущенных полотен на выставке «Салон Отверженных», созданная еще императором Наполеоном III.
Занимательный факт: мужчины, изображенные на картине, родственники Мане! Один из них – брат Эжен Мане, а другой – будущий шурин и по совместительству голландский скульптор Фердинанд Леенхофф.
Странно то, что и до Мане писали обнаженных женщин на картинах, но не было столь бурной и негативной реакции. Всё дело в том, что изображали голыми богинь, а Эдуард Мане рисовал самых простых смертных женщин. Больше всего критиков возмутило то, что героиня смотрит прямо на зрителя и не стесняется своей наготы.
Зрители же обвинили художника в декадентстве, и что его картина – полная безвкусица. Однако Мане не испугали негативные отзывы, наоборот художник решил поиграть на нервах публики и написал новый «завтрак». В 1868 году была создана картина «Завтрак в мастерской», на этот раз все одеты, однако художник опять не угодил критикам! Мане соединил на одной картине портрет, натюрморт и бытовую сцену, а также поместил сразу же меч, шлем, лимон и кота… Ценители искусства были повергнуты в шок и постоянно ругались на художника за его «выходки» и насмешки над творчеством.
Однако всё-таки именно картина «Завтрак на траве» стала символом «Салона Отверженных» и намного десятилетий вдохновила на эксперименты начинающих и опытных художников. Клод Моне не стал исключением, полотно Эдуарда Мане вдохновила и восхитила художника, поэтому он решил отдать дань уважения.
В 1865 году Моне написал картину, похожую по сюжету на работу Мане, и назвал её «Завтрак на траве». Картина получилась яркой, сочной, в фирменном стиле импрессиониста, однако без обнажённых дам! Размер полотна также поражает сознание обычного зрителя – 4 на 6 метров, а это значит, что фигуры на картине превышают настоящий человеческий рост в 2 раза!
Самое ужасное во всей этой истории то, что картина была оставлена в качестве залога хозяину гостиницы «Золотой лев», когда Моне уезжал из Парижа. Долгое время картина хранилась в сыром и грязном подвале, поэтому сильно пострадала. Когда Клод Моне забрал картину, ему пришлось разрезать ее на части, чтобы избавиться от фрагментов с плесенью. Уцелевшие части до сих пор хранятся в музее д`Орсе в Париже.
Клода Моне не расстроила порча работы, наоборот через год он решился снова повторить картину, но только в уменьшенном формате. Новое полотно получилось более спокойным с мягкими мазками. На картине изображено 12 человек, но опять ни одной обнаженной души!
Искусствоведы уверены, что для картины «Завтрак на траве» Клода Моне позировало всего лишь 2 человека: возлюбленная и будущая жена Камилла Донсье и друг художника Фредерик Базиль.
Вот так можно по-разному изобразить картины, которые объединяет одна и та же идея! Также по одной из версий, Эдуарда Мане, после появления картины «Завтрак на траве» и несколько других полотен, стали считать отцом импрессионизма. Другие же эксперты уверены, что именно Клод Моне и его картина «Завтрак на траве» дали толчок для нового стиля живописи!
Так всё же, кому отдаем титул первооткрывателя импрессионизма?
📌Посетить выставку Клода Моне в Москве: https://vystavkamone.ru/
Адрес: Москва, ул. Старая Басманная 15А, ст. 4
Сад культуры и отдыха им. Н.Э. Баумана
График работы до 20 октября:
Будни: 12:00 - 21:00
Выходные: 11:00 - 20:00