Найти тему

Плагиат или оригинал? "Завтрак на траве" художников Эдуарда Мане и Клода Моне

"Завтрак на траве" Клода Моне и Эдуарда Мане, Изображение взято из открытого источника сети Интернет.
"Завтрак на траве" Клода Моне и Эдуарда Мане, Изображение взято из открытого источника сети Интернет.

Часто в мире искусства случается путаница с картинами, которые похожи по сюжету, названию и даже художники могут носить похожие фамилии! Такая же ситуация постоянно развивается вокруг картин «Завтрак на траве» Эдуарда Мане и Клода Моне. Что не удивительно, ведь даже самих художников путают между собой: оба французы, жили в одно время, родились в одном и том же городе и писали полотна в одинаковом жанре – импрессионизм.

Фотография Эдуарда Мане
Фотография Эдуарда Мане
Интересно то, что Мане и Моне познакомились на выставке и сразу же поссорились. Эдуард Мане желал получить признание и славу и отправил одну из своих картин «Олимпия» на главную французскую выставку. Восхищение и одобрение Мане и правда добился, но вся похвала была связана с пейзажем, который он не рисовал! По стечению обстоятельств рядом с картиной Мане висели два пейзажа неизвестного Клода Моне. Эдуард Мане считал его выскочкой и вором его славы из-за похожей фамилии! Однако вскоре художники стали близкими друзьями.
«Олимпия» Эдуард Мане
«Олимпия» Эдуард Мане

Картина «Завтрак на траве» была написана в 1863 году Эдуардом Мане и в своё время взбудоражила общественное сознание. Скандал разразился из-за изображения двух одетых мужчин и полностью обнажённых женщин, которые точно не вписываются в рамки XIX века! Это полотно даже не пропустило жюри к ежегодной выставке Парижского салона, поэтому картина выставлялась среди других 3000 недопущенных полотен на выставке «Салон Отверженных», созданная еще императором Наполеоном III.

"Завтрак на траве" Эдуард Мане
"Завтрак на траве" Эдуард Мане
Занимательный факт: мужчины, изображенные на картине, родственники Мане! Один из них – брат Эжен Мане, а другой – будущий шурин и по совместительству голландский скульптор Фердинанд Леенхофф.
Салон Отверженных. Изображение взято из открытого источника сети Интернет.
Салон Отверженных. Изображение взято из открытого источника сети Интернет.
Странно то, что и до Мане писали обнаженных женщин на картинах, но не было столь бурной и негативной реакции. Всё дело в том, что изображали голыми богинь, а Эдуард Мане рисовал самых простых смертных женщин. Больше всего критиков возмутило то, что героиня смотрит прямо на зрителя и не стесняется своей наготы.

Зрители же обвинили художника в декадентстве, и что его картина – полная безвкусица. Однако Мане не испугали негативные отзывы, наоборот художник решил поиграть на нервах публики и написал новый «завтрак». В 1868 году была создана картина «Завтрак в мастерской», на этот раз все одеты, однако художник опять не угодил критикам! Мане соединил на одной картине портрет, натюрморт и бытовую сцену, а также поместил сразу же меч, шлем, лимон и кота… Ценители искусства были повергнуты в шок и постоянно ругались на художника за его «выходки» и насмешки над творчеством.

Завтрак в мастерской» Эдуард Мане
Завтрак в мастерской» Эдуард Мане

Однако всё-таки именно картина «Завтрак на траве» стала символом «Салона Отверженных» и намного десятилетий вдохновила на эксперименты начинающих и опытных художников. Клод Моне не стал исключением, полотно Эдуарда Мане вдохновила и восхитила художника, поэтому он решил отдать дань уважения.

В 1865 году Моне написал картину, похожую по сюжету на работу Мане, и назвал её «Завтрак на траве». Картина получилась яркой, сочной, в фирменном стиле импрессиониста, однако без обнажённых дам! Размер полотна также поражает сознание обычного зрителя – 4 на 6 метров, а это значит, что фигуры на картине превышают настоящий человеческий рост в 2 раза!

"Завтрак на траве" Клод Моне
"Завтрак на траве" Клод Моне

Самое ужасное во всей этой истории то, что картина была оставлена в качестве залога хозяину гостиницы «Золотой лев», когда Моне уезжал из Парижа. Долгое время картина хранилась в сыром и грязном подвале, поэтому сильно пострадала. Когда Клод Моне забрал картину, ему пришлось разрезать ее на части, чтобы избавиться от фрагментов с плесенью. Уцелевшие части до сих пор хранятся в музее д`Орсе в Париже.

Клод Моне
Клод Моне

Клода Моне не расстроила порча работы, наоборот через год он решился снова повторить картину, но только в уменьшенном формате. Новое полотно получилось более спокойным с мягкими мазками. На картине изображено 12 человек, но опять ни одной обнаженной души!

Искусствоведы уверены, что для картины «Завтрак на траве» Клода Моне позировало всего лишь 2 человека: возлюбленная и будущая жена Камилла Донсье и друг художника Фредерик Базиль.

Вот так можно по-разному изобразить картины, которые объединяет одна и та же идея! Также по одной из версий, Эдуарда Мане, после появления картины «Завтрак на траве» и несколько других полотен, стали считать отцом импрессионизма. Другие же эксперты уверены, что именно Клод Моне и его картина «Завтрак на траве» дали толчок для нового стиля живописи!

Так всё же, кому отдаем титул первооткрывателя импрессионизма?

📌Посетить выставку Клода Моне в Москве: https://vystavkamone.ru/

Адрес: Москва, ул. Старая Басманная 15А, ст. 4
Сад культуры и отдыха им. Н.Э. Баумана

График работы до 20 октября:

Будни: 12:00 - 21:00
Выходные: 11:00 - 20:00