Найти в Дзене
Всемирная история.Ру

"Дух Стрезы мёртв" — почему Муссолини промолчал, когда Гитлер забрал себе Австрию?

Оглавление

После прихода к власти и консолидации режима в стране, Гитлер приступил к внешнеполитическим авантюрам. Одной из первоочередных целей немецкого диктатора было "возвращение" родной Австрии в рейх. Но задача осложнялась одним существенным нюансом: страну "крышевал" другой фашистский диктатор —Бенито Муссолини...

"Неравные отношения"

Вопреки мифам, отношения Гитлера и Муссолини долгое время складывались очень непросто. Во-первых, ревнивый дуче, привыкший безраздельно сиять на европейском политическом небосклоне, с самого начала категорически отказывался воспринимать своего "варварского германского последователя" всерьез. Во-вторых, подспудная боязнь сильной Германии вынуждала исподволь играть против нее...

Нужно отметить, что со стороны Гитлера, напротив, как бы это странно не звучало, была искренность. Он действительно воспринимал дуче как более опытного наставника, на которого следует равняться. Все западные биографы Гитлера в один голос уверяют, что с начала 20-х он безуспешно искал дружбы с Муссолини, а также до самого конца относился к нему со странным (для своей эгоцентричной натуры) почтением. Вплоть до краха рейха подле фотографии матери в гитлеровском рабочем кабинете стоял большой бюст итальянского диктатора. И даже когда дуче полностью растеряет политический капитал, превратившись в пустую оболочку и пародию на самого себя, Гитлер будет идти на многое для его поддержки. Даже в ущерб Германии, а также вопреки ропоту различных "партайгеноссе" за спиной, считавших, что фюрер "слишком уж вошкается с этим макаронником".

Но все это будет потом, а в первой половине 30-х казалось, что Италия и Германия просто обречены на конфликты...

-2

Фиаско

Первый серьезный кризис поставил Италию и Германию на ножи уже через год после прихода нацистов к власти. И виной всему была Австрия, ставшая яблоком раздора двух диктаторов. Для Гитлера возвращение страны детства в "лоно Германии" было "идеей фикс" с мохнатых времён пивной юности нацизм. Муссолини же видел в этой стране буфер от той же Германии. К тому же в Австрии правил его друг Энгельберт Дольфус, не без интереса присматривавшийся к модели итальянского фашизма. Он всеми фибрами ненавидел нацистов и с лёгкостью отправлял австрийских гитлеровцев за решетку. Как раз ради разговора о судьбе Австрии Гитлер и Муссолини в июне 1934 года провели свою первую встречу в Венеции...

Несмотря на то, что гостя принимали по-королевски, по общепринятому мнению, встреча прошла нескладно и закончилась полным фиаско. Гитлер прилетел в Италию в гражданском плаще и фетровой шляпе, и достаточно комично смотрелся рядом с напыщенным в парадном военном мундире Муссолини. Западные газеты ехидно злорадствовали: "Серая посредственность против сверкающих медалей", "Карикатура против величия".

После развлекательной программы, где в числе прочего Гитлеру подсунули просмотр картин ненавидимых им модернистов (не иначе, как троллили), диктаторы уединились для разговора тет-а-тет...

Как всегда, большую часть встречи говорил Гитлер. Муссолини, ещё не знавший этой особенности гостя, вынуждено слушал и кивал головой. Так как дуче не пригласил в комнату переводчиков, самоуверенно положившись на свое знание немецкого, добрая треть сказанного гостем на нижнебаварском диалекте осталась им непонята. Недопонял Муссолини и Гитлер. По крайней мере, они вынесли весьма разные впечатления о встрече. Муссолини посчитал, что доходчиво объяснил Гитлеру о неприемлемости аннексии Австрии. Фюрер же подумал, что Муссолини не прочь закрыть на это глаза.

Последовавшие далее события показали, что оба ошибались...

Венеция 1934 г.
Венеция 1934 г.

"Этот назойливый человек..."

События развивались с необычайной скоростью. Всего через несколько дней после встречи диктаторов из Германии пришли новости о кровавой расправе Гитлера над штурмовиками Рёма. А ещё через месяц в Австрии вспыхнул нацистский мятеж, в результате которого канцлер Дольфус (друг Муссолини) был убит гитлеровцами. В это время жена Дольфуса с детьми гостила в Италии, где Муссолини принял ее на правительственном уровне, поселив на роскошной вилле в Римини. Наслаждение отдыхом испортил телефонный звонок из Вены. Получив известие о гибели мужа, супруга Дольфуса упала в обморок.

Муссолини в это время рвал и метал. Он проклинал Германию, называл Гитлера и нацистов непечатным выражениями и грозился срочно послать в Австрию войска. Зять Муссолини граф Чиано записал тогда яростную тираду дуче на эти известия:

Этот назойливый человек, этот Гитлер — существо свирепое и жестокое. Германия так и осталась со времён Тацита страной варваров... Она извечный враг Рима! Европейская цивилизация будет разрушена, если позволить этой стране убийц завладеть нашим континентом...

По приказу Муссолини на границу с Австрией срочно перебросили 2 альпийские дивизии. По дипломатическим каналам австрийское руководство уведомили о помощи в случае угрозы назависимости стране...

В это время в итальянской прессе поднялся антигерманский гвалт, поощряемый сверху. Причем статьи носили демонстративный уничижительно-оскорбительный характер. Например, в одной из центровых без стеснений указывалось, что "когда в Риме правили Цезарь и Август, германцы ещё носили шкуры и не знали грамоты".

Все эти жесты возымели действие — Гитлер пошел на попятную. Сегодня точно известно (в том числе из дневников Геббельса), что в режиме реального времени он лично дирижировал нацистским мятежом в Вене, причем прямо из недр ежегодного вагнеровского фестиваля в Байройте, где находился с традиционным визитом. Ввиду того, что мятеж провалился, а в Европе поднялась волна сильного возмущения, диктатор вынуждено открестился от австрийских нацистов, заявив, что они бунтовали исключительно по своей инициативе. Пришлось даже бросить арестованных нацистских собратьев в Вене. Конечно, на время. Позже все они будут вознаграждены, но тогда Гитлеру от оголтелого наскока на Австрию пришлось отказаться.

Но он умел ждать...

Канцлер Австрии Дольфус и его жена
Канцлер Австрии Дольфус и его жена

Дуче раздувает ноздри

Несмотря на исчерпанность конфликта, весь 1935 год отношения Италии и Германии продолжали стремительно ухудшаться. В марте 1935 года Гитлер демонстративно восстановил обязательную воинскую повинность, окончательно наплевав на версальские ограничения. Ответ не заставил себя ждать: 11 апреля 1935 года в курортном итальянском городке Стреза было объявлено о восстановлении антигерманского альянса Италии, Франции и Англии,получившего название "Фронт Стреза". По сути, Германия окружалась с Запада кордоном враждебных государств, которые в любой момент могли ее задавить. На конференции особенно подчеркивалась приверженность сохранению австрийской независимости.

Тем временем европейские газеты радостно убаюкивали обывателей, что теперь-то уж, дескать, мир в Европе обеспечен надёжно!

И ведь искренне верили в это, глупцы...

Синим — государства Стрезской конференции 1935 г.
Синим — государства Стрезской конференции 1935 г.

Они словно забыли, что Муссолини был классическим фашистом, и уже из-за одного этого факта альянс был фактически обречен. Как выяснилось, еще на стадии его образования хитрый дуче настоял на оговорке, что за миром альянс де наблюдает только лишь "в Европе". Уже тогда готовился, чертяка, к завоеванию своей "Нео-Римской империи".

3 октября 1935 года Италия вторглась в Абиссинию (Эфиопию), развязав кровавую колониальную войну. Об этой войне мы с вами поговорим ещё в отдельной развернутой статье, ибо роль ее, как мне кажется, до сих пор у нас немножко недооценивается. А ведь Итало-эфиопская война так или иначе повлияла буквально на все, начиная от фашизма и личности его дуче, заканчивая нацизмом и гитлеровской "войной на уничтожение" в СССР.

В данной статье сам ход той войны не важен, просто просчёт Муссолини имел долгоиграющие последствия. Искренне надеясь, что Англия и Франция закроют глаза на колониальные завоевания Италии (как бы в награду за антигерманство, ведь сдерживание Берлина важнее), Муссолини недооценил "жадность" старых колониальных империй. Англичане сразу же подняли бучу в Лиге наций и ввели против дуче кучу санкции (пусть и не таких "зубатых"). Между ними началось охлаждение и разлад...

Как вы понимаете, все это как нельзя кстати пришлось Гитлеру. Улучшив момент, он начал классическую политическую игру на противоречиях. С одной стороны, в надежде на затягивание войны, он в строжайшей секретности отправлял Абиссинии оружие, с другой, посылал Муссолини сигналы о возобновлении дружбы. В итоге, во многом благодаря чванливо развязанной Муссолини войне, Гитлер прорвет изоляцию западных держав, развалит "фронт Стрезы" и возобновит активную реализацию политики возвращения земель бывшей германской империи.

Что интересно, как показывает современный анализ документов, первоначально гитлеровская акция по захвату Рейнской демилитаризованной области планировалась на весну 1937 года. Но после заверений Муссолини (по дипломатическим каналам) о том, что "дух Стрезы мертв", и что Италия отныне не будет участвовать в антигерманский акциях, Гитлер решил, что называется, не откладывать дело и дерзнуть "под шумок". Получилось, да ещё и с оглушительным успехом.

А тут, как на удачу, в июле 1936 года в Испании неожиданно вспыхнула Гражданская война, быстро поставившая Германию и Италию на одну доску. В отношения Гитлера и Муссолини наметилось потепление.

Австрия была обречена...

Итало-эфиопская война стала одним из главных факторов,расчистивших дорогу Гитлеру и сделавших альянс Италии и Германии практически предопределенным
Итало-эфиопская война стала одним из главных факторов,расчистивших дорогу Гитлеру и сделавших альянс Италии и Германии практически предопределенным

Австрия падает в руки как спелый плод

Весь 1937 год Гитлер на волне сотрудничества по Испании "прогревал" Муссолини. В Рим летали то Геринг, то Франк, то Нейрат, то Бломберг. Муссолини все ещё держал "фасон", увертываясь от предложений посетить Берлин. Наконец, осенью 1937 года дуче "дошел таки до кондиции" и сдался. Как и планировал Гитлер, посещение Берлина произвело неизгладимое впечатление на итальянского диктатора. Немецкий биограф Гитлера Иоахим Фест пишет:

В Берлине по эскизам художника-декоратора Бенно фон Арента от Бранденбургских ворот до Вест-Энда была сооружена многокилометровая триумфальная аллея, создававшая впечатляющую кулису происходившего с ее пышными драпировками, гирляндами, искусно связанными полотнищами знамен, ликторскими связками, свастиками и другими эмблемами. На белоснежных пилонах по обе стороны аллеи были установлены символы обоих режимов. На Унтер-ден-Линден стояли сотни колонн, на которых возвышались позолоченные имперские орлы. В ночное время сценарий предусматривал феерии света зелено-бело-красных цветов Италии и знамени со свастикой.
Перед торжественным прибытием Муссолини в Берлин Гитлер, сопровождавший его, попрощавшись, пересел на другой спецпоезд и, когда поезд итальянского диктатора достиг границы города, на параллельном пути неожиданно появился поезд Гитлера и последний участок дороги шел вровень с вагоном гостя, а потом почти незаметно опередил его, когда Муссолини прибыл на вокзал Хеэрштрассе, фюрер уже ждал в назначенном месте, протягивая навстречу руку для приветствия. В столицу рейха он въезжал, стоя рядом с Гитлером в открытом лимузине, масштабы и очевидная искренность оказанных ему почестей произвели на него глубокое впечатление.
Выезды, парады, банкеты и митинги сменяли друг друга. На полигоне в Мекленбурге ему были продемонстрированы новейшие виды оружия и ударная мощь вермахта, а у Круппа в Эссене потенциал немецкой военной промышленности. Вечером 28 сентября на Майфельд, недалеко от олимпийского стадиона, состоялся «народный митинг ста пятнадцати миллионов», на котором Гитлер льстил гордости своего гостя как государственного деятеля: Муссолини, «один из немногих деятелей времени, – воскликнул он, – которые не служат истории материалом для ее экспериментов, а сами вершат историю»...

Пораженный приемом, мощью государства и сильнейшей энергетикой "заряженного" нацизмом немецкого народа, Муссолини искренне скажет знаменитые слова:

Когда у фашиста появляется друг, он идёт с ним рука об руку до конца...

Как пишет тот же Фест, уже в них можно было разглядеть печальный конец дуче на площади Пьяццале Лоррето восемью годами позже...

Муссолини с Гитлером во время посещения Берлина в 1937 г.
Муссолини с Гитлером во время посещения Берлина в 1937 г.

Как ни крути, а именно с этого дня Муссолини будет все сильнее и сильнее втягиваться в водоворот рокового партнёрства с Гитлером. Как черная дыра, фюрер и стоявшая за ним Германия постепенно овладеют волей итальянского диктатора и полностью подавят его. И когда в феврале 1938 года Гитлер уже не стесняясь начнет шантажировать и угрожать преемнику Дольфуса Курту Шушнигу, Муссолини грустно скажет зятю Чиано, что поглощение Австрии Германией дело теперь уже решенное.

11 марта 1938 года немецкие войска легко и просто пересекут границы Австрии и начнут бескровный Аншлюс. В тот же день в Рим прилетит посланник Гитлера обегруппенфюрер СА принц Филипп фон Хассе. Он передаст дуче личное письмо от фюрера, в котором, в частности, были такие строки:

Ваше Превосходительство.
Я твердо решил восстановить закон и порядок в моей родной стране… Я желал бы уверить Ваше Превосходительство, Дуче фашистской Италии, в следующем:
1. Мое решение носит характер исключительно законный и оборонительный.
2. В критическое время для Италии я дал вам доказательства моей незыблемой лояльности. Будьте уверены, что моя позиция не изменится никогда.
3. Я очертил твердую границу между Германией и Францией, и сейчас новая граница между Италией и Германией будет очерчена на перевале Бреннер...

Гитлер после аншлюса на балконе городской ратуши Линца
Гитлер после аншлюса на балконе городской ратуши Линца

Так легко и буднично Гитлер поставит Муссолини перед фактом аннексии Австрии, не преминув напомнить о своей помощи во время недавних дипломатических затруднений Италии (по поводу Абиссинской войны). Таким образом, по мановению гитлеровской руки 15-летние дипломатические усилия Муссолини по сохранению Австрии будут в одночасье выброшены в мусорное ведро. На этот раз никто никаких дивизий к границе отправлять не станет, и громко возмущаться не будет. Благо, что Гитлер специально с железной ноткой вставил оговорку "в моей родной стране" (типа, это не вашего ума дело).

И дуче проглотит.

Что ж, времена стремительно поменялись, а на слабых в этом мире, как известно, возят воду и ездят...

К слову, именно с этого дня между Гитлером и Муссолини установится модель отношений, которую условно можно назвать — "довожу до Вашего сведения". Именно так дуче будет узнавать обо всех громких акциях и захватах Гитлера, вплоть до нападения того на СССР.

Однажды Муссолини разозлится, и попытается отплатить фюреру звонкой монетой. Что из этого получилось, вы можете почитать ЗДЕСЬ.