Найти тему

Музейная «кухня»

Иногда специалисты музейной сферы оглядываются на прошлое, чтобы отрефлексировать проведенную музейную работу. К примеру, мы понимаем, что говорим на особом языке. Так, наших экскурсоводов в горячий сезон руководство зачастую бросает на амбразуру (одну из тех, которых в Смоленской крепости почти 1500 штук), а стрелецкий костюм или красная музейная униформа становится привычнее некогда любимых кофт и рубашек. Предлагаем нашим подписчикам заглянуть в музейную кухню Государственного музея «Смоленская крепость».

Наш музей существует в непростых условиях. Стабильность развития музея и устойчивость формирования положительного имиджа обеспечивают креативные решения, позволяющие как за счет формы, так и содержания подчеркнуть уникальность объекта культурного наследия – Смоленской крепостной стены. Весной 2022 года появилась идея выразить достоинства крепости в формате фирменных стикеров.

Кратко рассмотрим процесс создания подобных изображений на примере стикера «Рас-крепостись!». Вначале необходимо продумать сюжет, заложив определенный конфликт между изображением и текстом, открывающим новый смысл рисунка. Подбор тем и сюжетов предсказуемо оказался сложнейшей задачей. Смоленская крепость – памятник военной истории. Это сакральное пространство наполнено более чем четырьмя веками человеческих трагедий. Стикер как текст, составляющий часть диалога, обязан расширять границы восприятия, в том числе за счет юмора и сопряжения особенностей жанра, что существенно сузило набор сюжетов. Призыв к раскрепощению, в целом характерный для современной популярной культуры, рифмуется со словом крепость, что дает возможность для неожиданной трансляции наследия Смоленской крепостной стены.

Иллюстрация, подобранная для стикера, должна быть одновременно внятной как в цветовом решении, так и в силуэте. Фотография редактируется для того, чтобы обеспечить максимально яркие краски. Затем изображение трассируется в графическом редакторе, удаляются лишние поля. Изображение дополняется текстом, фирменной символикой и белым контуром. Готовый стикер загружается через стикербот и может применяться в диалоге.

Добавление в стикер персонажа – котенка – позволило смягчить суровую воинственность Смоленской крепостной стены, создать потенциал для самоотождествления зрителя и пользователя стикеров с персонажем, находящимся в Смоленске.

-2

Через несколько месяцев после старта стикерпака возможно подвести ряд итогов. Во-первых, обязательные задачи решены. Стикеры стали инструментом коммуникации. Количество использования стикеров кратно превышает количество подписчиков музейных групп в социальных сетях. Во-вторых, стикеры стали способствовать корпоративной коммуникации. Неудивительно, что лидером по использованию стал праздничный стикер «Музейщик, тебе всё по зубцам!», подбадривающий профессионалов музейной сферы и обращенный к двурогим зубцам Смоленской крепостной стены. В-третьих, стикеры открыли возможность создания особой линейки музейных сувениров. Авторские изображения, свободные от прав третьих лиц, украсили шопперы, панамы, значки, блокноты. Первой «ласточкой» стал материализованный стикерпак – набор наклеек, напечатанных на прочной влагостойкой пластиковой основе. Итог этой работы также очевиден: уже три года подряд значительную долю музейных доходов приносит реализация сувениров, в том числе со стикерами.

Идея, казавшаяся вначале забавным экспериментом, в итоге становится одним из качественных отличий, выделяющих Государственный музей «Смоленская крепость» в культурном ландшафте города и страны, а также примером, иллюстрирующим плодотворность креативного подхода. Заметим, что набор постепенно расширяется и пополняется новыми образами.